Ляпина Анастасия
Конспект ООД «У нас в гостях Аленушка и Иванушка»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение
«Детский сад № 16»
Конспект ООД
в средней группе
«У нас в гостях Аленушка и Иванушка»
Выполнила: Ляпина Анастасия Михайловна
Мухтолово, 2022 г
Тема: «У нас в гостях Аленушка и Иванушка»
Цель: Знакомство с русским народным костюмом, устным народным творчеством.
Закрепить знания предметов русской старины.
Воспитывать любовь к своей Родине, вызвать чувство восхищения талантом русского народа.
Ход занятия
(проводится в русской «избе»)
Публикация «Конспект ООД „У нас в гостях Аленушка и Иванушка“» размещена в разделах
Детей встречает хозяйка избы.
Хозяйка избы (воспитательница) одетая в русский костюм.
Милости прошу ко мне в избу гости дорогие.
Проходите, присаживайтесь.
Горница у меня небольшая,
Да красивая какая!
Теплый дух идет от печки,
У стены сундук стоит
Много он добра хранит.
Дети рассаживаются по лавкам.
Словарная работа: сарафан, кокошник, косоворотка, картуз, лапти.
Методы и приемы: игровой, наглядный, словесный, индивидуальная работа.
Игровая мотивация
К детям в гости пришли куклы – Аленушка и Иванушка из русской народной сказки «Гуси-Лебеди»
Они знают, что у ребят сегодня праздник. Поэтому куклы принарядились и хотят послушать, как дети будут читать потешки, русские народные песенки, посмотреть в какие народные игры они играют.
Наглядный материал
Куклы в русской национальной одежде – мальчик и девочка, предметы старинного быта (деревянная ложка, лапти, балалайка, самовар, картуз, кокошник и др)
(раздается стук за дверью)
Воспитательница:
Ребята, вы не знаете кто это?
Давайте посмотрим кто к нам пришел.
(появляются две куклы в русском национальном костюме – мальчик и девочка)
Воспитательница:
Ребята, это же Аленушка и Иванушка из сказки «Гуси-лебеди». Они пришли к вам в гости. Какие они сегодня нарядные. Посмотрите как одеты Аленушка и Иванушка. Так же как вы? Правильно, не так.
Какая одежда на Аленушке?
Дети: Сарафан.
Воспитательница:
Правильно. На Аленушке надет длинный, красный сарафан, украшенный нарядной тесьмой.
А что под сарафаном?
Дети: Кофта.
В:
Да, верно. Под сарафаном белая кофта, также украшенная тесьмой. А что у Аленушки на голове?
Не знаете?
Этот головной убор называется кокошник.
(хоровые и индивидуальные повторы детей)
А теперь давайте посмотри на Иванушку. У него не совсем обычная рубашка. Затежка на ней сбоку, как бы скошена. Воротник, как раньше называли ворот-косой. Такая рубашка называется косоворотка.
(хоровые и индивидуальные повторы детей)
Рубаха у Иванушки подпоясана красивым пояском, который называется Кушак
(хоровые и индивидуальные повторы детей)
А еще какая одежда на Иванушке?
Д:
Штаны.
В6Какой головной убор у мальчика на голове?
Д: Кепка (вариант)
В: А вот и нет. Это сейчас этот головной убор так называется, а раньше мальчики носили на голове картуз.
(хоровые и индивидуальные повторы детей)
Ребята, а какую обувь раньше носили дети и взрослые? Знаете?
Д: Нет (вариант)
В: А носили они вот такие лапти.
(хоровые и индивидуальные повторы детей)
Ребята, мы с вами часто бываем в избе, знакомимся с предметами старинного быта. Аленушка с Иванушкой хотят посмотреть как вы знаете эти предметы, как запомнили новые.
Игра
«Раз, два, три, предмет принеси (покажи)
Предметы: лапти, деревянная ложка, балалайка, сарафан, кокошник, картуз, самовар.
В: Ребята! Аленушка с Иванушкой любят слушать потешки и песенки. Давайте почитаем им.
Чтение потешек и песенок.
А тари, тари, тари!
Куплю Маше янтари.
Останутся деньги,
Куплю Маше серьги.
Останутся пятаки,
Куплю Маше башмаки.
Останутся грошки,
Куплю Маше ложки.
Останутся полушки,
Куплю Маше подушки.
Как петух в печи пироги печет.
Кошка на окошке рубаху шьет.
Поросенок в ступе горох толчет,
Уточка в сапожках избу метет.
Пушки- татушки
Пекла баба витушки.
Да на липовой кадушке
Для Ванечки – Ванюшки.
В: Молодцы, ребята, Аленушка и Иванушка нашим гостям очень понравились, потешки, которые вы прочитали. Ребята! А еще Аленушка и Иванушка очень любят играть в русские народные игры. Давайте поиграем в одну из таких игр.
Русская народная хороводная игра «Яша»
В: Сегодня, ребята, мы с вами познакомимся с русским национальным костюмом, читали русские народные потешки и песенки, играли в русскую народную игру.
Аленушке с Иванушкой очень понравилось у нас на занятии. Они обещают прийти к нам еще. А пока вы можете с ними поиграть.
Песенки.
Ты, расти, расти, коса,
До шелкова пояса:
Как ты вырастишь, коса,
Будешь городу краса!
На печи калачи
Как огонь, горячи,
Пряники пекутся,
Коту в лапки не даются.
Мыши водят хоровод
На лежанке дремлет кот.
Тише, мыши, не шумите,
Кота Ваську не будите.
Вот проснется Васька –т кот,
Разобьет весь хоровод.
Наша-то хозяюшка
Смешлива была.
Всем в избе работушку
К празднику дала.
Чашечку собачка моет язычком,
Мышка обирает крошки под окном.
По столу котище лапкою скребет,
Половину курочка веничком метет.
Развитие основ социального и правового сознания.
Цели: формирование представлений детей о семье, доброжелательных отношениях родных людей.
Знакомство с особенностями национальных костюмов (русского и ненецкого; показ сходства и различия в облике разных народов, различий в языке.
Формирование представлений о нормах общения (о праве выбирать игру).
Воспитание навыков общения, представление о дружбе.
Развитие представлений об истории цивилизации.
Знакомство детей с бытом, русской утварью, русской семьи, одеждой взрослой и детей в давние времена.
Развитие интереса к играм и забавам.
Развитие научно – технического прогресса (дидактические игры, игры – занятия, досуги)
Самоанализ занятия
1. При планировании данного занятия были учтены возрастные особенности и возможности детей. Начинает складываться произвольное запоминание, развивается образное мышление, воображение, игровая деятельность, развивается память, внимание, речь.
2. Проводилась предварительная работа:
А) посещение русской «избы»
Б) рассматривание старинных предметов быта
В) знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства
Г) разучивание русских народных потешек, песенок, игр, забав, подвижных игр, чтение русских народных сказок
Тема этого занятия тесно связана с предыдущими занятиями: изо, лепка, хоровод – понятия «хоровод» Рисование – украсим кукле сарафан….
Чтение русской народной сказки «Гуси-лебеди»
3. В процессе занятия решались образовательные, воспитательные и развивающие задачи. Все они были взаимосвязаны друг с другом, в комплексе.
4. Структура, время, место, форма организации занятия выбраны рационально.
5. Методы и приемы (игровой, наглядный, словесный, индивидуальная работа) выбраны обоснованно. Знакомство с русской национальной одеждой связано и с устным народным творчеством, русскими народными играми.
6. Дифференцированный подход к детям проявился в том, что дети, у которых более развита речь заранее выучили потешки, песенки. Остальным детям уделялось больше внимания во время индивидуальной работы (повторы названий предметов старинной одежды) Использовались средства обучения.
7. Это физкультминутка в форме игры – потешки, …. Внесение сундучка с сюрпризом. Индивидуальная, фронтальная формы работы игровая
1. Особенности и возможности детей возрастает объем памяти (запоминают до 7-8 названий предметов)
– складывается произвольное запоминание
- начинает развиваться образное мышление
- продолжает развиваться воображение
- увеличивается устойчивость внимания
- развивается игровая деятельность