Гаврилова Наталия Владимировна
Конспект ООД по математике «Число 10. Запись числа 10»
▼ Скачать +Заказ
Конспект ООД
Познавательное развитие (математика)
Воспитатель: Гаврилова Наталия Владимировна
Тема: Число 10. Запись числа 10.
дата проведения:
Цель и задачи:
1) сформировать умение считать до 10, различать запись числа 10 и соотносить её с десятью предметами;
2) сформировать опыт самостоятельного преодоления затруднения под руководством воспитателя на основе рефлексивного метода, опыт самоконтроля, закрепить способ действий «если что-то не знаю, посмотрю в учебнике»;
Публикация «Конспект ООД по математике „Число 10, Запись числа 10“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Математика. Конспекты занятий по ФЭМП
- Математика. Математические представления, ФЭМП
- Счёт. Цифры и числа, количество
- Число и цифра 10. Состав числа десять, счёт до десяти
- Темочки
3) тренировать умение сравнивать количество путем пересчета и путем составления пар, соотносить цифры 1-9 с количеством, прямой и обратный счет до 10, умение составлять числовой ряд;
Материалы к занятию
1) Карточки с числами 7, 8, 9 (по 2 шт.).
Раздаточный:
1) Наборы кругов и треугольников (по 10 на каждого ребенка).
2) Карточки с числом 10 (по 2 на каждого ребенка).
Применение ИКТ: просмотр презентации «Число 10»
Ход ООД
1. Введение в игровую ситуацию.
- Ребята, любите ли вы фрукты?
- Какие фрукты вы любите больше всего?
- Растут ли на вашей даче или в деревне у бабушки какие-либо фрукты?
- Где можно купить фрукты в городе? (В магазине, на рынке.)
Воспитатель предлагает детям представить, что они оказались на даче у Тани и Вани, которые решили набрать в своем саду яблок и груш.
- Хотите помочь брату и сестре собрать урожай?
- Сможете это сделать?
2. Актуализация знаний.
2.1. Игра «Сбор урожая».
Дети садятся за столы по 4 человека, на середине которых находятся круги и треугольники по 9 на каждого ребенка. Круги имеют меньший размер, чем треугольники.
Воспитатель рассказывает, что Маша решила собирать сливы, а Вася – абрикосы. Маша сорвала девять слив. Дети должны от общего количества отсчитать 9 кругов.
Вася сорвал столько же абрикосов. Дети должны отсчитать по 9 треугольников.
- Маленькая Маша обиделась на брата: «У тебя абрикосов больше, чем у меня слив!» Как вы думаете, стоит ли Маше обижаться на брата?
Как правило, дети говорят, что слив и абрикосов поровну, по 0.
- Но маленькая Маша не умеет считать. Как показать, что слив и абрикосов поровну?
Дети должны расположить круги и треугольники парами.
- Почему вы считаете, что слив и абрикосов поровну? (Потому что у каждого абрикоса есть пара – слива.)
Воспитатель делает вывод: девять и девять – поровну.
Вдруг с дерева упало еще один абрикос. Воспитатель кладет на стол круги по количеству детей, и дети берут по одному кругу.
- Поровну ли теперь слив и абрикосов? (Нет.)
- Чего больше? (абрикосов больше.)
- Как сделать так, чтобы слив и абрикосов стало поровну? (Надо добавить одну сливу или убрать один абрикос.)
Решаем добавить сливу.
Воспитатель кладет на стол треугольники по количеству детей, и дети берут по одному треугольнику.
- Сколько абрикосов (слив?
Как правило, к этому времени дети уже умеют считать до десяти, поэтому они считают: 1, 2, 3, …9, 10. Воспитатель следит за тем, чтобы они соблюдали правила счета, и в завершении делает вывод: при счете предметов после 9 идет число 10.
- Как получить число 10? (Было 9 абрикосов (слив, добавили еще одно (одну) и получили 10.)
- Что можно сказать о количестве слив и абрикосов? (Их поровну.)
Воспитатель делает вывод: десять и десять – поровну.
3. Затруднение в игровой ситуации.
3.1. Игра «Напиши число»
Воспитатель рассказывает детям, что Маша и Вася захотели отправить посылку со сливами и абрикосами своим друзьям в другой город. Дети положили абрикосы в один ящик, сливы – в другой и ящики заколотили.
«сколько в ящике абрикосов (слив? – спросил работник почты, когда дети пришли отправлять посылки. – При отправки посылки это необходимо знать».
Дети ответили работнику почты, но он боится забыть, так как посылки будут отправлять завтра и посылок много.
- Что можно сделать для того, чтобы, на открывая ящиков, знать, сколько в них фруктов? (Нужно записать количество с помощью цифр.)
Воспитатель кладет на середину стола карточки, на которых написано: 8, 9, 10, 01, 100, причем количество карточек с числом 10 должно быть в 2 раза больше количества детей.
Воспитатель предлагает детям выбрать карточки с числами и положить на каждый «ящик» - около ряда кругов и треугольников.
Как правило, дети знают, как записывается число 10, и правильно выбирают карточки. В этом случае воспитатель берет другую карточку и рассказывает, что маленькая Маша выбрала такую запись.
- Смогли вы помочь работникам почты? (Нет, не смогли.)
- Почему не смогли? (Потому что не знаем, как записать число десять.)
- Что же нам надо делать? (Узнать, как записать число десять)
4. Открытие нового знания.
4.1. Игра «Запиши число» (продолжение).
- Сможете ли вы сами определить это по учебнику? (Да.)
Дети открывают учебник и находят общепринятую запись числа 10. Воспитатель предлагает им взять карточки и показать Маше, как правильно записывается число десять.
- Молодцы! Значит, как можно узнать то, что вы не знаете, а очень нужно знать? (По учебнику.)
Воспитатель акцентирует внимание детей на том, что число десять записывается с помощью двух цифр – единицы и нуля.
- Сколько нулей надо записать рядом с единицей, чтобы обозначить число десять? (Один нуль.)
- С какой стороны от единицы надо записать нуль для того, чтобы обозначить число десять? (Справа.)
- В каком случае пишут число 10? (Когда имеется 10 предметов.)
Воспитатель делает вывод: число 10 пишут в том случае, когда имеется десять предметов.
5. Включение нового знания в систему знаний.
5.1. Игра «Яблонька».
Воспитатель предлагает детям вместе с Машей и Васей нарвать абрикосы. Дети встают на ковер.
«Деревья высокие в саду». И. п. – стоя, ноги прямые, руки внизу. Руки в стороны, вверх; в стороны, вниз. (4 раза)
«Деревья качаются на ветру». И. п. - стоя, ноги прямые, руки на поясе. Наклоны вправо-влево (4 раза)
«Ветер абрикосики срывает, под деревья их бросает». И. п. –стоя, ноги расставлены, руки внизу. Наклоны вперёд (4 раза)
«Абрикосы соберём и в корзину уберём» И. п. - стоя, ноги прямые, руки на поясе Приседания(4 раза)
«Птицы прыгают с ветки на ветку, собирают они ранетки» И. п. - стоя, ноги прямые, руки на поясе. Прыжки на двух ногах с переменной ходьбой (по6-8 раз)
«Вот огромная корзину принесли из сада мы. (Руками изображаем корзину)
5.2. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 3).
Дидактические задачи:
1) Закрепить умение соотносить число с количеством;
2) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.
Дети садятся за столы и открывают учебники-тетради.
№ 1, с. 15
«Прикрепи на каждую кастрюлю карточку с числом, которое показывает количество слив в кастрюле».
Воспитатель задает детям вопрос:
- Что можно приготовить из слив (груш, абрикосов?
(Компот, варенье, джем, повидло, можно выжать сок.)
Воспитатель предлагает детям сварить компот.
- Как будет называться компот из абрикосов (персиков, слив?
- Как будет называться компот, сваренный из разных плодов? (Ассорти.)
Воспитатель читает детям задание, после чего дети работают самостоятельно.
После выполнения задания воспитатель задает вопрос:
- Какое число вы прикрепили на красную (синюю, темно-зеленую, желтую, светло-зеленую) кастрюлю?
5.3. Работа в учебнике-тетради («Игралочка – ступенька к школе», ч. 3).
Дидактические задачи:
3) Закрепить порядковый счет до 10 и обратно, умение составлять числовой ряд;
4) Тренировать мыслительные операции – анализ, сравнение, развивать внимание, речь, воображение, мелкую моторику руки.
№ 2, с. 15
«Соедини числа по порядку так, чтобы тропинки не пересекались».
Воспитатель предлагает детям рассмотреть рисунок и рассказывает, что Маша и Вася собираются домой. Бабушка идет их провожать. Чтобы добраться от домика бабушки до электрички, нужно идти от столбика к столбику, причем числа на столбиках должны располагаться по порядку.
- Назовите числа по порядку от 1 до 10.
Дети делают это хором.
- Проведите дорожку, соединяя числа по порядку.
После того как дети выполнят задание, воспитатель задает вопрос:
- С какой стороны вы обошли низкую елочку (березку, высокую елку?
Благополучно добрались до платформы и приехали домой, а бабушка, проводив внуков, идет обратно.
- Назовите числа в обратном порядке.
6. Итог занятия.
Дидактические задачи: провести рефлексию деятельности на занятии, создать ситуацию успеха.
Воспитатель собирает детей около себя.
- Где вы сегодня побывали?
- чем вы помогли Маше и Васе?
- Как вы думаете, что помогло вам помирить Машу и Васю, отправить посылку с фруктами, добраться до электрички?
Дети должны прийти к выводу о том, что сделать все это помогло умение считать до 10 и знание записи числа 10.
После занятия воспитатель, показывая детям домик с числом 10, задает вопрос:
- Куда нужно поместить этот домик?
После от етов детей домик с числом 10 располагается справа от домика с числом 9.
Рефлексия.
- Ребята, что нового сегодня узнали?
-Где это может пригодиться? Что пока не получилось? Как справились с затруднениями? - Молодцы, что вы это заметили! Вы справились с очень трудными заданиями. Значит, все получится! А сейчас самостоятельно оцените свою работу лучиками.