Светлана Шейкина
Конспект ООД по речевому развитию «Великая Отечественная война в художественной литературе»
Цель: патриотическое воспитание детей старшего дошкольного возраста с помощью произведений художественной литературы.
Задачи:
Обучающие:
• ознакомление с произведением о блокаде Ленинграда;
• введение в активный словарь детей слова «блокада»;
• расширение представлений о городах-героях России;
• закрепление понятий «Великая Отечественная война», «праздник», «победа»;
• формирование основ гражданского самосознания (формирование понятия
«Я – гражданин своей страны»).
Развивающие :
Публикация «Конспект ООД по речевому развитию „Великая Отечественная война в художественной литературе“» размещена в разделах
- День Победы. 9 мая, детям о войне
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Литература, чтение. Конспекты занятий
- Писатели для детей. Все писатели по фамилиям
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- Стихи и песни о войне. Литературно-музыкальные гостиные
- Темочки
• развитие памяти, мышления, речевого чутья;
• развитие чувства гордости за достижения своей страны;
• развитие чувства сопричастности к истории своего государства.
Воспитательные:
• воспитание интереса к литературным произведениям о войне;
• воспитание чувства патриотизма и любви к своей стране;
• воспитание уважения и благодарности к подвигу соотечественников в годы Великой Отечественной войны.
Формы организации деятельности: совместная деятельность педагога с детьми и самостоятельной деятельности детей.
Предварительная работа: беседа о Великой Отечественной войне, рассматривание книг, слушание музыкальных произведений о Великой Отечественной войне, чтение стихотворений, рассматривание реликвий (медалей, орденов, «писем с фронта»).
Методические приемы: художественное слово, вопросы педагога и ответы детей, поощрение, речевая игра, использование мультимедийного проектора, трансформация развивающей среды («историческое путешествие», музыкально-звуковое сопровождение.
Материальное обеспечение: мультимедийный проектор, фонограмма, макет города, купол, бумага для оригами по количеству детей, декорации военного Ленинграда.
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, познавательное, художественно-эстетическое развитие, физическое развитие.
Структура ООД
I. Вводная часть - 5 минут.
а) организационный момент (коммуникативная игра);
б) беседа.
II. Основная часть - 15 минут.
а) рассказ воспитателя;
б) чтение текста, работа по тексту;
в) объяснение значения слова «блокада»;
г) физическая минутка;
III. Заключительная часть (рефлексивный этап) - 5 минут.
а) речевая игра;
б) обобщение материала;
в) конструирование.
Ход ООД
1. Вводная часть. Организационный момент. Цель: активизация внимания детей.
- Ребята! Я пришла к вам сегодня с замечательным настроением, потому что ждала встречи с вами. И мне хочется, чтобы и у вас тоже было хорошее настроение. А вы хотите? Тогда давайте возьмемся за руки и сделаем солнечные лучики. Почувствовали тепло ваших рук? С этим теплом и хорошим настроением мы продолжаем наше общение.
(На мультимедийном проекторе – салют).
- Вот это да! Ребята, что это такое? (ответы детей) А как вы думаете, в честь каких событий запускают салют? (ответы детей). Правильно. Но самое значимое событие – это День Победы, который наша страна отмечает каждый год 9 мая!
Да, 9 мая - это День Победы в Великой Отечественной войне. А называется она так потому, что все - и дети, и взрослые – стали ее участниками. Одни воевали с оружием в руках, другие помогали войнам : на заводах делали снаряды, пули, собирали танки, пушки и самолеты, шили одежду для солдат, вязали носки и варежки. Поэтому их всех можно назвать героями. Но героями были не только люди. Жители некоторых городов были настолько храбрыми, сплоченными и стойкими, что эти города стали называть «города-герои».
2. Основная часть. Цель: формирование представлений о понятии «блокада города» путем визуализации образа, введение слова в активный словарь детей.
- Я хочу вам рассказать об одном таком городе-герое.
Сейчас это Санкт-Петербург. Во время Великой Отечественной войны он назывался Ленинград. Давайте с вами совершим путешествие во времени и окажемся в военном Ленинграде.
(Дети переходят по указателю, рассаживаются на кубы, оформленные ввиде колонн разрушенного здания).
-Посмотрите вокруг. Что вы видите? ( Ответы детей: разрушенные здания, предупредительные надписи). Воспитатель зачитывает некоторые из них.
- Ребята, как вы думаете, как жилось в военном Ленинграде людям? ( Ответы детей: плохо, страшно, холодно, хотелось есть, опасно). Я хочу вам прочитать о мальчике Алеше, который с мамой и папой жил в Ленинграде.
Чтение текста, работа по тексту (под фонограмму).
- Как Алеша узнал, что началась война? ( ответы детей: услышал по радио)
- Кем стал на войне папа Алеши? ( ответы детей: танкистом)
- Когда папа ушел на фронт, немцы окружили Ленинград. Покинуть город стало невозможно: он обстреливался со всех сторон, и даже в воздухе кружили вражеские самолеты. Это называется «блокада». Сейчас я вам покажу, что значит это слово. У меня на столе макет города. Я надеваю на него темный колпак: это враги окружают город. Видите, из города нельзя ни выехать, ни въехать. Люди в блокаде остались без тепла, без электричества, без воды, а самое страшное, без еды.
- Вспомните, чем кормили детей в детском саду в блокадном Ленинграде ( ответы детей: кашами на воде и супами с несколькими кусочками картошки). Куда ходили за водой? Как обогревались?
- Почему ленинградцы не сдались в плен врагу? Какими были жители города?
-Почему, став взрослым, Алеша каждый день приходит к памятнику Победы?
- Итак, если город со всех сторон окружен врагами, его нельзя покинуть, это называется … (блокада).
Физминутка. Цель: снятие психоэмоционального напряжения.
- Эта страшная война длилась долгих 4 года. Когда она закончилась, в нашей стране снова настал мир. Это было такое счастье! Люди радовались, веселились, праздновали, пели песни. Давайте станем ненадолго бравыми солдатами, которые возвращаются домой с войны (марш под фонограмму).
3. Заключительная часть. Речевая игра. Цель: закрепление в речи детей слов «блокада», «победа»; развитие внимания, памяти, речевого чутья.
- А сейчас я вам предлагаю сочинить стихотворение. Только рифмы у меня разбежались. Вам необходимо правильно поставить слова блокады, победу.
Я читаю вам строчку, а вы в конце добавляете правильное слово.
( Напомнить слова: блокада и победа).
***
Нам не надо войны
И блокады!
Подвиг деда принес нам
Победу!
(Прочитать стихотворение еще раз).
- Ребята, давайте вспомним, о чем и о ком мы сегодня говорили? ( ответы детей: война, победа, блокада)
- Мы говорим спасибо всем тем, кто защитил нас от войны, за счастливое детство, за мирное небо над головой. И в память о героях мы сделаем белого голубя – символа мира и подарим его ветеранам.
(Конструирование. Выполнение работы в стиле оригами.)
- Дорогие ребята! Мне было очень приятно беседовать с вами. Большое вам спасибо!
Текс произведения
О блокадном Ленинграде
Алёша, его мама и папа жили в Ленинграде. В тот жаркий летний день они все вместе пришли в зоопарк. Алёша ел мороженное и ходил от клетки к клетке, рассматривая слонов, жирафов, обезьян. Вдруг по радио объявили: «Началась война». С этой минуты изменилась жизнь каждого человека.
Папа Алёши работал водителем и вскоре ушел на фронт воевать с фашистами. Он стал танкистом.
Через 2 месяца после начала войны немцы окружили город Ленинград. Они хотели, чтобы ленинградцы сдались, и каждый день бомбили город. Вскоре в магазинах совсем не осталось еды. Начался голод, а с наступлением зимы еще и холод. Но истощенные люди всё равно продолжали работать. Мама Алёши целыми днями стояла у станка на заводе, изготавливая пули, снаряды и бомбы. Алёша ходил в детский сад. Там детей кормили жидкими кашами на воде и супами, в которых плавали несколько кусочков картошки. Когда начиналась бомбежка, детей уводили в темный подвал. Дети сидели, тесно прижавшись друг к другу, и слушали, как наверху ухают бомбы.
Ленинградцы в день получали маленький кусочек хлеб. За водой ходили к реке и от туда таскали тяжелые, полные воды ведра. Чтобы согреться, топили печки и сжигали в них книжки, стулья, старую обувь, тряпки.
Почти три года провели люди в блокадном Ленинграде. Но не сдались!
Алёша сейчас уже старый человек – Алексей Николаевич. И каждый день он приходит к памятнику Победы, чтобы поклониться тем, кто погиб во время войны.