Анжелика Шеповалова
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной к школе группе «Зимушка, зимушка, как ты хороша!»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное бюджетное дошкольное образовательное учреждение «Центр развития ребенка детский сад №36 г. Владивостока»
Конспект ОД по развитию речи в
подготовительной к школе группе№2 «Лучики»
«Зимушка, зимушка, как ты хороша!»
Воспитатель:
Шеповалова А. С.
Владивосток, 2023
Темочки:
- Зима. Конспекты зимних занятий
- Зима. Конспекты по развитию речи
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий
- Темочки
Цель: Развитие связной речи через обучение рассказыванию при помощи мнемотаблиц.
Задачи:
Образовательные:
- Закрепить и расширить словарь детей по теме «Зима»;
- уточнить знания детей о зиме, зимних месяцах;
- упражнять детей в умении рассказывать о зиме с использованием наглядных пособий, связно, в логической последовательности;
- учить составлять по мнемотаблице небольшой рассказ о зиме.
Развивающие :
- Развивать связную речь детей.
учить подбирать родственные (однокоренные) слова - формирование словаря.
- упражнять в подборе существительных к прилагательному (белый снег) – формирование словаря.
- развивать навык словообразования, логическое и образное мышление.
Воспитательные:
- Воспитание навыков самостоятельности, инициативности и сотрудничества.
Предварительная работа: Наблюдения за сезонными изменениями в природе; беседа о характерных признаках зимы; чтение стихов и загадок о зиме; рассматривание иллюстраций.
Ход занятия:
(слайд№1)
Воспитатель: Собрались все дети в круг
Я твой друг, и ты - мой друг
Дружно за руки возьмёмся и друг другу улыбнёмся,
Подмигнём – заниматься мы начнём!
Воспитатель: Ребята, сколько времён года? (четыре). Назовите их: (зима, весна, лето, осень). А какое время года у нас сейчас- зима. Значит зима, это что? (зима-это время года)
Воспитатель: В этом ребусе спрятано слово, давайте его разгадаем (слайд№2)
Дети: Зима
Воспитатель: Совершенно верно. Мы оказались во владениях Матушки- Зимы. Она приготовила нам задания и сюрпризы.
Невидимкой, осторожно он является ко мне,
И рисует, как художник, он узоры на окне… (мороз). слайд№3
Бел, да не сахар. Ног нет, а идёт. На всех садится,
Никого не боится… (снег). слайд№4
В белом бархате деревья – И заборы и кусты. А как ветер нападет,
Этот бархат опадет (изморозь) слайд№5
Явилась вслед за осенью я по календарю. Я самый лучший праздник вам
На радость подарю! А землю белым снегом я укутала сама.
Ребята, отгадайте-ка, ну, кто же я? (Зима). Слайд №6
(дети объясняют, почему это зима)
Сегодня мы будем говорить о зиме, и учиться составлять рассказы по таблице.
Как вы заметили наступление зимы? (Холодно, люди надели зимнюю одежду, иней на деревьях, снег). Что вы можете сказать о зиме? Зима какая? (Холодная, суровая, снежная, белая, ледяная, скрипучая, сугробная).
Дидактическая игра «Доскажи словечко», воспитатель называет слово-действие, ребенок проговаривает слово-предмет, ответ на этот вопрос:
Наступила что? - … зима
Падает, блестит что? - … снег
Воет, дует что? - … ветер
Бушует что? - … снежная буря
Замерзают что - … реки, озера, заливы
Дети лепят что? - …снеговика
Дидактическая игра «Подбери слова» :
Зима (какая) – холодная, морозная, снежная
Снег (какой) – белый, пушистый, мокрый, холодный
Зимний день (какой) – короткий, морозный, свежий, ясный, холодный, снежный
Зимняя ночь (какая) – длинная, темная, морозная, тёмная, звёздная;
Лед (какой) – прозрачный, холодный, острый, скользкий, блестящий, гладкий, хрупкий
Снеговик (какой) – снежный, холодный, веселый, задорный
Снег (какой) - пушистый, блестящий, липкий, белый, мокрый, рассыпчатый, холодный, рыхлый, серебристый, падающий;
Снежинки (какие) - белые, лёгкие, мохнатые, пушистые, красивые, узорчатые, прозрачные, холодные;
Воспитатель: Назовите зимние месяца (декабрь, январь, февраль)
Рассказы детей о месяцах:
Дети: Декабрь – первый зимний месяц. В декабре дни короткие, ночи длинные. Холодно в декабре зверям и птицам. Деревья и кустарники стоят без листьев, на ветках лежит снег. Медведь спит в берлоге, белки прыгают по деревьям и грызут шишки, зайцы одели белые шубки. Птицы перелетают ближе к жилью человека. В конце декабря самый любимый праздник встреча Нового Года.
Дети: Январь- второй зимний месяц. В январе сугробы высокие. Мороз на стёклах рисует узоры. Солнце уже светит ярче. В январе отмечают светлый праздник Рождества Христова
Дети: Февраль – последний зимний месяц. В этом месяце дуют сильные ветры. В феврале дни становятся длиннее и начинает пригревать солнце. Отмечают праздник масленицу – это проводы зимы и встреча весны.
ФИЗКУЛЬТМИНУТКА:
«Вдоль по улице метелица метет»
Вдоль по улице метелица метет, скоро все она дороги заметет,
Ой жги, жги, жги, говори, скоро все она дороги заметет.
Запряжем ка мы в сани лошадей, в лес поедем за дровами поскорей!
Ой жги, жги, жги, говори, в лес поедем за дровами поскорей!
Рысью, рысью друг за другом побежим и скорёхонько до леса добежим.
Ай, жги-жги, жги-говори, и скорёхонько до леса добежим.
Топорами мы ударим дружно в ряд, только щепочки по лесу полетят
Ой жги, жги, жги, говори, только щепочки по лесу полетят.
А из леса мы тихонечко пойдем, и руками то прихлопывать начнем.
Ой жги, жги, жги, говори, и руками то прихлопывать начнем.
А ногою то притопнем дружно в раз, ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
Ой жги, жги, жги, говори, ну, мороз, теперь не страшен ты для нас!
Воспитатель:
А теперь я предлагаю составить короткие рассказы о зиме по схемам:
Всем понятно, что означает каждый символ?
- Давайте вспомним, что рассказывать надо слева направо, используя все рисунки.
- Каждая карточка - это новое предложение.
- Рассказ должен быть полным, интересным.
- Вы знаете, в рассказе должно быть начало. Например: К нам пришла зима. Наконец-то, наступила зима!
- Затем идет основная часть. О чем говорится, что изображено.
- И конец рассказа. Например: Я люблю зиму!
Схема №1
1-сейчас зима, 2 –солнце светит мало, 3- мороз рисует на окнах узоры, 4- часто идет снег, 5- дуют холодные ветры, 6- день короткий, ночь длинная, 7- дети играют в снежки, 8- лепят снеговиков, 9-катаются на санках, лыжах и коньках.
Анализ рассказов детей по схеме.
Схема №2
1- Наступила зима. 2- Зимой повсюду лежит снег. 3- Деревья словно в белые шубки нарядились. 4- Солнце светит, но не греет. 5- Морозно! 6- В домах топят печи. 7- заботятся о домашних животных. 8- Люди зимой подкармливают птиц в кормушках. 9- Детям нравятся зимние развлечения : катание на санках, лыжах, коньках, игры в хоккей, снежки. Очень любят дети лепить снеговиков, строить снежные крепости.
Анализ рассказов детей по схеме.
Схема №3
1-Наступила зима. 2- Падает пушистый снег. 3- Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. 4- Идут кататься на санках 5 - и лыжах. 6- Играют в снежки и 7- лепят снеговиков. Зима – веселое время года.
Анализ рассказов детей по схеме.
Схема №4
1-Наступила холодная зима. 2- На небе темные тучи и падает на землю пушистый снег. Дует холодный ветер. Все вокруг засыпало белым снегом. 3-Река накрылась ледяным покрывалом. 4- На деревьях серебристый иней. 5- К нам прилетели самые красивые птицы – снегири. 6- Девочки и мальчики одевают зимой теплые вещи. 7-Они любят зиму, потому что 8-можно кататься на санках и лепить снеговиков. 9- Зимой мы наряжаем ёлку и Дед Мороз приносит нам на праздник подарки.
Анализ рассказов детей по схеме.
Рефлексия:
- О каком времени года мы сегодня говорили?
- С помощью чего нам легко удалось составить рассказ?
- Помогли ли вам схемы во время запоминания?
Я предлагаю вам с помощью волшебной палочки рассказать за что вы любите зиму.
(Дети под музыкальный фон передают «друг другу волшебную» палочку и говорят за что они любят зиму).