Наталья Гибадуллина
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе «В гостях у Снежной королевы»
Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе
«В гостях у Снежной королевы»
Цель: формирование образной речи посредством художественных произведений, развитие связной речи, активизация словаря.
Задачи:
Формировать умение согласовывать прилагательные с существительными, правильно строить предложение; закреплять умение составлять описательный рассказ по картинке, изображению героев;
Формировать представление о понимании слов: доброта, милосердие;
Публикация «Конспект ОД по развитию речи в подготовительной группе „В гостях у Снежной королевы“» размещена в разделах
- Андерсен Ханс Кристиан
- Зима
- Зима. Конспекты занятий по развитию речи
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Развитие речи. Конспекты занятий, НОД
- «Снежная королева», Андерсен Х.К.
- Темочки
побуждать проявлять чувство милосердия к окружающим людям, сверстникам, оказывать им внимание, помощь, делать это доброжелательно, искренне;
Продолжать учить различать добро и зло, анализировать результаты своих слов, мыслей, поступков;
Совершенствовать умения подбирать родственные слова к слову - снег, умение отвечать на вопросы, какой, какая, какое, используя навыки объяснительной речи;
Активизировать словарь детей глаголами, обозначающими различные действия, прилагательными, обозначающими личностные характеристики героев сказки;
Совершенствовать четкое произношение сложных слов: ледоруб, снегокат, снегоход, ледянка.
Развивать стремление проявлять добро и милосердие разными способами.
Развивать познавательную активность, освоение экспериментирования.
Формировать представления о свойствах льда, познакомить с элементами криотерапии, способствующими совершенствованию более тонких движений кисти рук, активизации мелкой моторики, улучшению процесса развития речи.
Развивать общую моторику и координацию речи с движением, продолжать знакомить с играми на развитие межполушарного взаимодействия, графомоторные навыки.
Развивать внимание, логическое мышление, воображение, память; навыки контроля и самоконтроля при построении развернутых ответов, а также самостоятельное проявление творчества, креативности.
Воспитывать чувство доброты, взаимовыручки, заботы, милосердия, дружбы, желания помочь в трудную минуту.
Предварительная работа: Чтение сказки Г. Х. Андерсена «Снежная королева», просмотр мультфильма «Снежная королева», беседа по содержанию, рассматривание иллюстраций в книге, художественное творчество – рисование «Замок Снежной королевы», лепка «герои сказки», тематические раскраски.
Материалы: электрическая свеча, дидактическая игра «Собери картинку» : изображения Снежной королевы, Кая, Герды, королевства; аудиозапись «слов Снежной королевы», звуки снежной бури», полозья саней из картона, прикреплённые к скамеечкам, мольберт, льдинки с буквами, дидактическая игра «Морозные узоры», шкатулка с замороженными сердечками, массажные мячики Су – джок, снежинки, стеклянные сердечки, салфетки - на каждого участника, таз с тёплой водой.
Методические приё мы:
1. Организационная игра «Свеча добра»
2. Художественное слово – загадка про Снежную королеву
3. Аудиозапись голоса «Снежной королевы»
4. Вопросы по содержанию сказки
5. Введение в воображаемую ситуацию - поездка на санях
6. Игра с массажным мячиком Су - джок
7. Проговаривание чистоговорок про зиму
8. Дыхательная гимнастика «Согрей руки»
9. Зрительная гимнастика «В зимнем лесу»
10. Дидактическая игра «Собери картинку»
11. Речевая игра «Какой? Какая? Какое?»
12. Чтение отрывка из сказки
13. Беседа «Сердце»
14. Речевая игра «Скажи наоборот»
15. Динамическая пауза «Ледяная фигура»
16. Речевая игра «Подбери слова – родственники»
17. Психогимнастика «Пройди сквозь метель»
18. Дидактическая игра «Морозные узоры»
19. Речевая игра «Сложи из льдинок слова»
20. Речевая игра «Вежливые слова»
21. Опыт со льдом «Ледяное сердце». Криотерапия.
22. Подведение итогов НОД.
23. Рефлексия «Сердечко - снежинка»
Ход НОД:
Организационная игра «Свеча добра»
Передаём свечу друг другу и пожелаем доброго утра, назовём ласково по имени.
Скажите, ребята, а вы любите сказки?
Много сказок есть на свете.
Сказки очень любят дети.
Все хотят в них побывать,
И немного поиграть.
А какие сказки вы знаете, в которых события происходят зимой? («Морозко», «Снегурочка», «Двенадцать месяцев», «Снежная королева», «Лисичка-сестричка и серый волк»). Я вам предлагаю отправиться в сказку. А вот в какую узнаете, если загадку отгадаете:
В царстве дальнем, в царстве белом.
Среди снега, среди вьюг.
Я живу, как королева.
Холод – мой надёжный друг.
О ком эта загадка? (О Снежной королеве)
Ой, что-то холодно у нас стало!
Звучит аудиозапись голоса «Снежной королевы»
«Я – повелительница стуж и метель, вьюг и снегопадов. Приказываю вам быть злыми, холодными и недружными, и тогда зима никогда не кончится. Везде будет Царство снегов и морозов. Это я похитила Кая, теперь он навсегда останется равнодушным и забудет Герду».
Ребята, что же нам делать? Будем спасать Кая? Не боитесь, что Снежная королева вас тоже заморозит? Молодцы! Что для этого нужно? (Нужно быть смелыми, дружными и сообразительными).
Вспомните, как зовут мальчика и девочку из этой сказки?
(Мальчика звали Кай, а девочку – Герда).
Что случилось с Каем?
(Кая забрала в свое царство Снежная Королева).
Как поступила Герда?
(Герда отправилась на поиски Кая).
Где побывала Герда?
Герда побывала у цветочницы, во дворце, у разбойников.
Кто помог добраться Герде до дворца Снежной Королевы?
До дворца Снежной Королевы помог добраться Северный олень.
Ребята, а мы на чём поедем спасать Кая? (на санях удобнее ехать по снегу). Дети садятся в импровизированные сани.
Звучит аудиозапись (завывание вьюги).
Чтобы в пути не замёрзли губы, давайте их разомнём.
Проговаривание чистоговорки:
Ма-ма-ма – наступила снежная зима.
Ме-ме-ме – рады горкам и зиме.
Ду-ду-ду – в зимний лес еду.
Та-та-та – кругом такая красота.
Сы- сы- сы – мёрзнут уши и носы.
Дыхательная гимнастика «Согрей руки»
Руки озябли. Предлагаю согреть их: глубоко вдохните через нос и медленно выдохните через рот.
Зрительная гимнастика «В зимнем лесу»
Въехали мы в зимний лес.
Сколько много в нём чудес. круговые движения глазами
Слева – сосны, справа – дуб. влево, вправо
Дятел сверху тук да тук. вверх, вниз
Глазки закрывай – открывай,
Из саней бегом вылезай.
(Дети выходят из саней).
Ветер разорвал и перепутал иллюстрации с изображением героев сказки. Наша задача правильно соединить части в целое.
Дидактическая игра «Собери картинку»
(Дети парами вокруг столов собирают изображение Кая, Герды, Снежной королевы, дворца).
Речевая игра «Какой? Какая? Какое?»
- Расскажите какая Герда? (добрая, заботливая, смелая, любящая)
- Какой Кай? (неосторожный, вредный, грубый)
- Какая Снежная Королева? (ледяная, злая, жестокая, бессердечная)
- Какие слова мы можем использовать для описания королевства? (Снежное, ледяное, холодное, мрачное).
(Садятся на стульчики, поставленные полукругом перед мольбертом. На нём портрет Снежной королевы).
Воспитатель зачитывает детям эпизод из сказки о «Снежной королеве» с описанием Снежной Королевы :
«Женщина эта была необычайно красива, вся изо льда, из ослепительного сверкающего льда! Глаза ее сияли, как звезды, но в них не было ни тепла, ни ласки.
Она крикнула мальчику и поманила его рукой.
- Ай! – вскрикнул вдруг мальчик. – Больно! Меня кольнуло прямо в сердце, и что-то попало в глаз!
Бедняжка Кай! Теперь его сердце стало превращаться в кусок льда. А глаза стали видеть во всем добром и прекрасном только злое и некрасивое.
- Фу, какие гадкие розы, - сказал Кай. – У, какая ты некрасивая, Герда».
Беседа «Сердце»
- Как вы думаете, почему Кай стал таким грубым и злым? А что можно сказать о Герде? Какое у нее сердце? (доброе)
А как еще можно сказать о сердце?
Речевая игра «Скажи наоборот»
Злое- доброе, холодное- горячее, равнодушное- любящее, каменное- золотое.
Что значит «золотое»? Оно из золота? А «каменное»? А каким сердцем обладаете вы? (ответы по очереди). Ребята, наше сердце обладает невероятной силой, если оно доброе, любящее, доверчивое и радостное. Я знаю, что у каждого из вас такое сердце.
Есть много хороших добрых слов: доброта, забота, милосердие. Что такое милосердие? Оно состоит из двух слов: милое сердце, то есть доброе сердце. Какое сердце у Герды? Да. Герда- милосердная, добрая, любящая своего брата. Мы обязательно поможем ей спасти Кая.
- Чему учит сказка? (учит тому, что нельзя с незнакомцами общаться, что сестра очень любит брата и готова всегда ему прийти на помощь).
Физкультминутка «Ледяная фигура»
Все снегом заметает ветер ледяной (Дети идут врассыпную, машут над головой руками)
В круговерти кружимся даже мы с тобой (Кружатся на месте)
А мороз ударит – все скует за раз (разводят руки в стороны, хлопок в ладоши)
И фигурой ледяной станешь ты сейчас (Покачиваются из стороны в сторону)
Мороз ударил – раз! Мороз ударил – два! Мороз ударил – три! (3 хлопка в ладоши)
Ледяная фигура, замри! (Принимают различные позы).
Проходите, садитесь на полянку передохнём.
(дети садятся на коврик)
Ребята, продолжаем путь в царство Снежной королевы
Речевая игра «Подбери слова – родственники» (на мольберте).
Составляем из картинок цепочку слов-родственников к слову «снег»
(Воспитатель читает загадки, кто отгадал берет соответствующую картинку и помещает ее на мольберт).
Как называется девочка из снега? – Снегурочка
Человечек из снега? – снеговик.
Явление, когда идет снег? – снегопад.
Зимующая птица? – снегирь.
Ласково назвать снег – снежок.
На варежке лежит, а на руке тает – Снежинка.
Транспорт, который ходит по снегу – снегоход.
Первый цветок, который появляется из-под снега весной – подснежник.
ВЫВОД: что связывает эти картинки между собой, почему они родственники? Ответ: слово снег, у них общая основа.
Психогимнастика «Пройти сквозь метель».
Ребята, вспомните, как трудно было Герде идти к замку Снежной королевы. Нам тоже сейчас предстоит этот трудный путь. Покажите и расскажите, как мы будем идти сквозь метель?
Дети показывают движения – идут по сугробам, сгибаются от ветра, закрывают лицо, рассказывают о своих действиях ( например: «Мне трудно идти по сугробам» или «Я закрываю рукой глаза, потому что мешает снег» и др.)
Молодцы, ребята, вам удалось пройти сквозь метель.
Вот мы и добрались до нашей цели, пришли к замку Снежной королевы.
Дидактическая игра «Морозные узоры»
Но все стёкла на окнах дворца Снежной королевы покрыты морозными узорами.
Обводить эти узоры необходимо пальцами двух рук одновременно.
Чтобы помочь Каю необходимо сложить из льдинок слова: «Доброта», «Забота». Разделитесь на 2 команды.
Речевая игра «Вежливые слова»
Волшебный сундучок покрыт снежинками. Нужно убрать все, на каждую говорить одно вежливое слово, не повторяясь.
Опыт со льдом. Криотерапия.
(Дети растапливают ледяные сердечки теплом своих рук, затем опускают руки в таз тёплой водой. Вытирают руки бумажными полотенцами).
Ребята, давайте откроем шкатулку! Сундучок открылся! Что же там? (сердечки, покрытые льдом)
Но у нас нет огня! Как же мы сможем отогреть сердце Кая? (Дети высказывают свои предположения и приходят к выводу).
Надо согреть сердечко в своих руках.
Мы можем растопить сердце Кая теплом своих рук и своих любящих сердец.
- Посмотрите какое сердце стало теплое и красивое!
- Давайте опустим ручки с нашими сердцами в теплую воду! И ручки наши согрелись!
- Теперь осушим ручки (вытирают о полотенце).
Ребята вы молодцы – отогрели сердечко Кая!
Мы преграды одолели!
Дружно вместе все прошли!
Каю мы помочь сумели –
Отогрели сердце мы!
Разрушили чары Снежной королевы. Наше сказочное путешествие подошло к концу. Пора возвращаться в детский сад. Садимся в сани.
Подведение итогов НОД.
Чему же учит нас эта сказка о снежной королеве?
Какое из испытаний вам понравилось больше всего?
Рефлексия: если понравилось сказочное путешествие, возьмите на память себе сердечко, а если не понравилось, то - снежинку.