Инга Махросенкова
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Четыре желания»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста «Четыре желания»
Программное содержание:
- Формировать компоненты познавательного развития у детей старшего дошкольного возраста посредством использования экологических моделей;
Публикация «Конспект ООД по познавательному развитию для детей старшего дошкольного возраста „Четыре желания“» размещена в разделах
- Помочь дошкольникам с помощью моделей решать познавательные задачи, прослеживать логику изменений, происходящих с природными объектами и явлениями, выделять основные признаки времен года и объяснять те или иные их закономерности.
- Закреплять названия времен года, месяцев и последовательность их наступления.
- Развивать воображение.
- Воспитывать в детях желание помогать тем, кто в этом нуждается
Методы и приемы:
Наглядный, словесный, репродуктивный, практический.
Оборудование:
1. Набор экологических моделей
2. Записная книжка с отрывком рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского и загадками о временах года.
Предварительная работа:
1. Чтение рассказа «Четыре желания» К. Д. Ушинского
Ход ООД:
Воспитатель: Сегодня я первой пришла в нашу группу и увидела на столе вот эту удивительную записную книжку мальчика Мити из рассказа «Четыре желания».
-Ребята, вы помните его желания?
Дети: Да
Воспитатель: Что он хотел в этих желаниях?
Дети: Он хотел, чтобы всегда была зима (лето, осень, весна)
Воспитатель: Ребята, а так может быть, чтобы всегда была только зима?
Дети: Нет
Воспитатель: Это хорошо, что есть и зима, и лето, и осень, и весна. Каждое время года по-своему интересно и необходимо. Вот я сейчас и хочу узнать с чем вы связываете каждое время года. Что оно для вас? (ответы детей)
Воспитатель: Сегодня эта записная книжка оказалась у нас в группе не случайно, у Мити очень много вопросов по временам года, которые записаны в ней. Он просит нас помочь найти на них ответы. Вы не против?
Дети: Нет
Воспитатель: А я посмотрю, что у Мити в записной книжке. (Смотрит)
- Ой, да здесь загадки, а ответов на них нет. Отвечать придется нам.
Загадки:
Снег на полях,
Лед на реках,
Вьюга гуляет,
Когда это бывает?
(зима) Солнце припекает,
Рожь поспевает,
Когда это бывает?
(лето)
Она приходит с ласкою
И со своею сказкою
Волшебной палочкой взмахнет,
В лесу подснежник расцветет
Когда это бывает? (весна) Пришла без красок
И без кисти
И разукрасила все листья,
Когда это бывает?
(осень)
Ответы детей. На доску выставляются схемы времен года.
Воспитатель: О чем же эти загадки?
Дети: О временах года.
Воспитатель: Сколько их?
Дети: Четыре.
Воспитатель: Сейчас я все четыре времени года соединю вместе. Посмотрите, получилась схема целого года. Обозначьте, пожалуйста, времена года символами - кругами красного, голубого, желтого и зеленого цвета (самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Почему вы выбрали этот цвет? (ответы детей)
Воспитатель: А теперь распределите их в определенной последовательности.
(самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Слушайте следующую загадку:
Двенадцать братьев друг за другом ходят,
Друг друга не обходят. (Месяцы)
Воспитатель: Действительно у каждого времени года есть детки - братья месяцы. Они тоже обозначены соответствующими символами. Только они разбежались. Нужно их собрать и соотнести с временем года.
(самостоятельная работа детей)
Воспитатель: Назовите их, по сколько «деток» в каждом времени года и сколько месяцев в году? (ответы детей)
Физкультурная минутка:
Воспитатель: Я знаю, что у вас есть любимое занятие в каждое время года. Встаньте все, пожалуйста, я приглашаю вас в удивительную прогулку по временам года.
Зимой - играем в снежки (имитация движений)
Летом - загораем на пляже (имитация движений)
Осенью - летаем как листочки (имитация движений)
Весной - радуемся дождю, прячемся под зонтом и убегаем на места
-Дождик, дождик, веселей
Капай, капай не жалей
Зря в окошко не стучи
Нас смотри не замочи
Воспитатель: Чтобы дождик нас, действительно не замочил, бегите на места.
Воспитатель: У Мити есть просьба: ему надо помочь разобраться в признаках времен года. Он их путает. Я даже знаю, как ему помочь. Нужно Мите подарить модели признаков времен года. Только сначала мы повторим, что обозначает здесь цвет каждого кружочка:
Зеленый - растения, коричневый - почва, голубой - вода, влага, красный - тепло, желтый -
свет, продолжительность дня и ночи, белый – снег.
Рассматривают перепутанные модели.
Воспитатель задает наводящие вопросы: Ребята, как вы догадались, что это модель зимы
(черный круг заменен белым); Осени (зеленый круг заменен желтым)
- Почему весной зеленый круг большой, а осенью - маленький?
- Деревья «голые», нет травы.
- Почему летом желтый круг большой, а зимой маленький?
- Летом дни длиннее, а ночи короче, а зимой наоборот.
- Ребята, обратите внимание, а круги голубого цвета и зимой, и летом, и осенью, и весной одинаковые. Почему?
- Вода в реках и озерах есть во все времена года, вода в виде дождя летом, осенью, весной, в виде снега зимой.
- Какая вода в реках летом? - Теплая
- Осенью и весной? - Холодная
- Зимой? - на реках лед
-
Воспитатель: Молодцы!
- Ой, здесь еще что-то написано, но только не закончены предложения. Давайте попробуем их закончить (читаются приметы, народные мудрости)
Теплая осень — к долгой зиме.
Зима снежная — лето дождливое.
Зима морозная — лето жаркое.
Если зимою тепло — летом холодно.
Воспитатель: Вот и помогли мы Мите разобраться с временами года и чтобы он все понял и ничего не забыл, мы все о чем говорили, запишем ему в блокнот, а модели подарим, (кладём в блокнот модели, а дети их называют)
- модели времен года
- модели месяцев
- модели признаков времен года
- схема года
Воспитатель: Я, думаю Митя будет нам благодарен. Спасибо, дети!