Тату Нухбекова
Конспект ООД по патриотическому воспитанию «Дагестан мой край родной»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ООД в подготовительной группе на тему:
Основная образовательная область: социально - коммуникативная.
Интегрированные образовательные области: «Познавательная», «Социально - коммуникативная», «Художественно – эстетическая», «Развитие речи».
Цель: Воспитывать у детей чувство патриотизма и любви к своей Родине.
Задачи: Продолжать знакомить детей с родной Республикой и ее историей.
Публикация «Конспект ООД по патриотическому воспитанию „Дагестан мой край родной“» размещена в разделах
- Дагестан
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Мой край, мой город. Краеведение
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Республика, область, край. Список городов
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» сентябрь 2020
Развивающие: Продолжать развивать речь и мышление детей, способность аргументировать свои высказывания. Развивать творческое воображение и стремление изучать свой родной край, город. Закрепить умение участвовать в совместной игре, вести короткие диалоги в ситуациях общения.
Воспитательные : Воспитывать чувство гордости за свой край, интерес и любовь к малой родине.
Приё мы: портал- путешествие во времени.
Методы: словесный, практический, наглядный.
Предварительная работа:
• Рассматривание иллюстраций «Мой край Дагестан», «Мой родной город», «Страна, где мы живём». «История моего края»
• Чтение художественной литературы: «Дружба», «Наука отца», «Добро за добро», «Дед сказал», «В народе не зря говорят», и т. д.
• Рисование «Наша улица», «Мой детский сад», «Город, где я живу».
• Занятия и беседы с детьми «Голубая планета Земля», «Мой родной город», «Край, где мы живём», «Богатство Дагестана», «Наши достопримечательности», «Каспийское море», «Наши соседи».
Оборудование:
Основная образовательная деятельность.
Орг. Момент
Дети: Здравствуйте! (дети заходят под дагестанскую музыку)
Воспитатель : Сегодня мы с вами поговорим о нашем любимом Дагестане, о нашей малой Родине!
Воспитатель : Дети, вызнаете что такое Родина? (ответы детей).
Воспитатель : Правильно Родина это, то место где мы родились и выросли. Это самое близкое и дорогое, что есть у человека.
Ах, Дагестан! Страна прекрасных гор!
Страна ветров, озер великих.
Так удивительно широк ее простор
Приветливы людские лики!
Воспитатель : Скажите, пожалуйста какие вы знаете пословицы, поговорки о Родине.
Ответы детей: «Кто мать родную не полюбит, не полюбит и Родину!», «Человек без Родины, что соловей без песни»
Воспитатель : А как называется наша республика (Дагестан). Дагестан это наша малая Родина.
Вот теперь наша Малика расскажет нам о Дагестане!
Ребенок 1:
Дагестан – это красивая горная страна, воспетая
поэтами, писателями, художниками. В переводе с тюркского «Дагестан» означает «Страна гор». Здесь вершины скрываются за шапками облаков, в ущельях бушуют водопады, а в долинах шумят стремительные реки.
Ребенок 2:
Дагестан, край древних гор.
Здесь обычаи крепки.
Наши предки с давних пор
Ценят дружбу и клинки.
Воспитатель :
У нас в Дагестане очень много добрых традиций и обычаев. Какие вы знаете традиции и обычаи дагестанского народа?
Ответы детей:
Традиция почитать старших, уважать младших; традиция взаимопомощи друг другу, слабым и беспомощным; традиция гостеприимства.
Воспитатель :
У Дагестана есть еще одно название «Страна языков» В республике живет более двух с половиной миллионов человек, которые разговаривают на 33 языках.
Воспитатель : Захар, а тебе что, совсем не хочется слушать о нашей малой Родине?
Захар: Нет. Я смогу это все посмотреть в планшете. И вообще, не считаю нужным учиться! Мне это не интересно. И кто придумал эти занятия? Вот жили древние люди без знаний, и мы проживем. Вот бы нам и вовсе не заниматься, а целыми днями играть в планшет!
Воспитатель : Нет, Захар. Древние люди вовсе не жили без знаний.
Захар: вот бы увидеть, как жили наши предки.
Воспитатель : Эта задача нам под силу. Вот у меня тут есть волшебный портал, который поможет путешествовать во времени. Что бы его включить надо назвать волшебный код.
Чтобы путешествовать через портал в будущее надо найти самое значимое слово в тексте стихотворения.
Воспитатель читает стихотворение.
Оглянись, ты видишь гору,
А вдали сверкает море,
Это Дагестан!
Здесь кумыки, есть и лакцы,
И лезгины, и аварцы
Все живут одной семьей,
Любим мы свой край родной!
Дети: Кодовое слово Дагестан!
(Играет музыка, дети с воспитателем проходят по порталу и оказываются в прошлом у старенького домика) кодовое слово оказывается верным
Ребенок: - Какой старый дом.
Воспитатель : Наши предки жили в таких домах.
Ребята мы попали в прошлое Дагестана, до чего же удачно умели в сторону выбирать место для строительства домов. Стоит аул на узком выступе, у слияния горных речек. Дома расположены по склону горы от ее вершины до подножья. Одна главная улица ведет к центру аула, где расположена мечеть и годекан, вторая улица ведет к роднику где жители аула поят скот, пользуются водой для своих нужд. Остальные улицы узкие и кривые ведут по наклону горы в разные стороны: к пашне, реке и пастбищу.
А давайте зайдем в этот дом и посмотрим как жили наши предки, что они делали по дому.
Сценка «Жилье наших предков»
Давайте посмотрим, чем занимались Дагестанцы. (сценка)
Воспитатель : Женщины пряли пряжу, ткали ковры, вышивали, вязали носки, шили одежду.
Две бабушки сидят с большим сосудом имитируют изготовление масла,
Две женщины пекут хлеб, так же как это в старину проделывали наши предки
Одна девочка качает люльку и поет колыбельную на родном языке.
Воспитатель : Здравствуйте, мы путешественники из будущего, пришли к вам, чтобы посмотреть, как вы живете, если вам не трудно, расскажите, чем вы заняты сейчас.
Бабушки: Мы изготовляем масло.
Женщины: А мы печем хлеб
Девушка: я укладываю ребенка спать и пою ему колыбельную.
Воспитатель : Как интересно вы живете. А где же ваши мужчины?
Девочки: Они работают в поле, сейчас как раз сезон урожая. Мужчины обрабатывали землю, выращивали пшеницу, фрукты, овощи, строили дома, ухаживали за домашним скотом, охотились. Вот так раньше жил дагестанский народ.
Воспитатель : Ребята давайте мы с вами пройдем к ним, посмотрим, как они работают.
Воспитатель : Переход по порталу. Перейдем через портал и посмотрим, как в послевоенное время, те, кто вернулись с фронта работали на полях и огородах. (показ слайдов)
В: Ребята, давайте вспомним стихотворение, (О. Повещенко «Хлебороб»). прослушайте его и ответьте на мои вопросы.
Нет на свете важнее работы,
Чем растить золотые хлеба.
Хлебороб, земледелец – в почёте,
И красна пирогами изба.
Он посеет весною пшеницу,
Прорастёт, пустит корни зерно.
Поле хлебное заколосится
И наполнится солнцем оно.
Колосок к колоску, бережливо,
Соберёт хлебороб урожай,
Чтобы в доме всегда был красивый,
Тёплый, пышный, большой каравай.
В: О чем это стихотворение? Кто такой хлебороб? Какие профессии можно включить в понятие хлебороб? Какая работа проводится на полях? Какая техника при этом используется?
(Ответы детей)
В: Правильно ребята. А сейчас я хочу предложить Вам обучающий фильм
(Просмотр фильма «Труд хлебороба в Дагестане»).
В: Давайте сейчас поиграем: проделаем все, что делают хлеборобы на полях. Я приготовила вам карту для игры (карта вывешивается на доске в формате А 3. Давайте познакомимся с символами, обозначающими профессии, и подробнее про них расскажем.
(Воспитатель показывает карту, называет профессии и показывает символ. Дети выбирают роль, рассказывают про нее, переодеваются, берут нужные атрибуты, воспитатель прикрепляет на грудь ребенка символ, изображающий профессию)
Бригадир - это человек, который руководит группой водителей.
Комбайнер - работник сельского хозяйства, профессиональной деятельностью которого является вождение уборочного комбайна
Тракторист - водитель трактора, работник сельского хозяйства, обученный и достаточно опытный для ремонта сельскохозяйственной техники, может работать механизатором.
Агроном - это специалист, который работает в сельском хозяйстве и специализируется на выращивании урожая.
Механик - это специалист, который обслуживает один или несколько видов техники, следит за ее работоспособностью.
Мелиоратор - это специалист по благоустройству территории. Он восстанавливает земли, облагоображивает болота и пустыни. Благодаря труду мелиоратора на непригодных для жизни территориях можно сеять урожай, пасти скот, возводить дома.
Фермер – это специалист который занимается сельским хозяйством
Заправщик - тот, кто производит заправку машин топливом.
Воспитатель напоминает о том, что должны делать дети во время игры:
• В: Прежде чем выйти в поле, БРИГАДИР контролирует, все ли вышли на работу, дает задания на сегодняшний день всем членам бригады, руководит процессом работы.
• ЗАПРАВЩИК приезжает на своей технике и заправляет всю технику.
• ТРАКТОРИСТ, МЕХАНИЗАТОР, КОМБАЙНЕР, ВОДИТЕЛЬ заводят технику, выезжают на поле в нужное время и начинают работу.
• ПОВАР готовит обед для хлеборобов, в обеденный перерыв приезжает полевая кухня, повар кормит рабочих.
• МЕХАНИК следит за исправностью техники, при необходимости ремонтирует.
• МЕЛИОРАТОР следит за поливальными установками, завозит удобрения.
• АГРОНОМ готовит посевной материал, следит за правильностью посадки.
Дети начинают игру. Воспитатель наблюдает за ходом игры, помогает детям при затруднениях.
Бригадир: Все здесь, проверим технику, все ли исправно.
Тракторист: У меня трактор не заводится!
Механик: Сейчас отремонтируем.
Бригадир: Остальные едем на поле, заводите технику.
(Вся техника едет в поле, дети издают звуки работающей техники. Повар остается и готовит обед. Агроном исследует посевной материал.)
В: Мы все на поле.
(Механизатор и трактористы пашут поле. Приезжают тракторист и механик, включаются в работу. Агроном привозит посевной материал. Идет посадка зерновых.)
В: Наступило время обеда.
(Приезжает Повар с полевой кухней, накрывает стол, кормит хлеборобов. Те, кто поел, отдыхает в палатке. В это время приезжает заправщик на бензовозе и заправляет технику.)
В: Зерновые посажены, чтобы урожай был хорошим, что нужно сделать?
Мелиоратор: Организовать полив посаженных территорий. (Ребенок играет свою роль.)
Агроном: Внести удобрения на поля. (Ребенок играет свою роль.)
В: Пришла осень, урожай у нас вырос на славу!
(Слышен звук комбайнов. Комбайнеры собирают урожай, водители зерновозов увозят зерно в зернохранилище.)
(Вся техника выстроилась в ряд.)
В: Ребята, молодцы! Мы с Вами собрали хороший урожай.
Воспитатель приглашает детей подойти к карте. Дается оценка игре и дети передвигают флажки, показывая, что они справились со своей ролью.
Фермер: Посмотрите, какой нам построили загон для коров и телят, а какие у нас красавицы - буренушки пора их уже и кормить. Слышите, мычат, молоко нам хотят давать. Давайте распределим профессии и начнем. Дети выбирают себе профессию, одеваются, берут необходимые инструменты.
Воспитатель : Доярки, надевайте халаты, берите ведра, идите доить коров.
- Посмотрите, как коровы мычат, значит много молока, надо быстрее доить.
Воспитатель : Погладьте своих коров, они любят ласку, сразу больше молока дадут. Сливайте в бидоны, считайте, сколько ведер надоите.
Воспитатель : ___, почему твоя корова дала так мало молока? Наверное, она заболела? Вызывай по телефону ветврача, пусть осмотрит ее.
___ : вызывает ветврача.
Ветврач. Ваша корова ушибла ногу, сейчас сделаю укол и забинтую, да надо проверить всех коров. (осматривает)
Воспитатель : Много молока надоили в утреннюю дойку! Как вы думаете, почему?
Доярки. Это пастух хорошо их пас на лугу.
Воспитатель : Что надо вам, скотники, теперь делать?
Скотники. Надо раздать сено, зерно коровам, почистить загон.
Воспитатель : Вот даже и не заметили, как ночь наступила, все работы заканчивайте, идите по домам, к своим деткам, они вас ждут, соскучились по вас.
«Дело сделал – гуляй смело», «Делу время – потехе час» - так мудрые люди говорят про трудолюбивых людей.
Итог.
В: Понравилась вам эта игра, ребята? Что больше всего понравилось в игре?
Воспитатель : Ребята как много разных профессий мы узнали. Перечислите их?
(Ответы детей)
Воспитатель : Люди, жившие в Дагестане отличались трудолюбием, горцев проходила в постоянных трудах и заботах, особенно в весеннее, летнее и осеннее время, в дни пахоты, посева, сбора урожая они работали от рассвета до поздней ночи.
Воспитатель : Ребята переходим по порталу в Южный Дагестан
Дагестанцы -овощеводы выращивали овощи (помидоры, капусту, перец, картофель, морковь, свёклу и др.).А какими фруктами славится наш Дагестан
Дети: Яблоками, грушами, виноградом, хурмой и гранатами.
- предлагаю вам сегодня организовать свою сельскохозяйственную ферму по выращивания овощей и фруктов, для того что бы помочь жителям страны?
Игра Что где растет куст дерево грядка
Цель: учить детей правильно называть овощи и фрукты, знать что и где растет, воспитывать быстроту реакции на слово воспитателя, выдержку, дисциплинированность.
Игровое правило.
Подбирать с пола по одному овощу или фрукту, назвать его, сказать где оно растет,
Игровые действия. Поиск предметов, соревнование команд.
Ход игры.
Обращаясь к детям, воспитатель напоминает о том, что они уже знают многие овощи и фрукты. «А сейчас будем соревноваться чья команда хорошо знакома со своим урожаем. Вот у нас есть дерево, кустик и грядка. Все мы потом проверим, не забыли ли они что ни будь в саду или в огороде». Овощи и фрукты воспитатель вместе с детьми раскладывает на полу (или на участке). Выбираются три команды: овощи, фрукты, ягоды. По сигналу воспитателя (хлопок) дети собирают овощи и
Фрукты и ягоды. Та команда, которая первой закончит, выигрывает, после этого объявляется команда
победительница.
Воспитатель : Ребята, а давайте вспомним какой опыт мы с вами проводили в группе. Как мы сажали пшеницу и фасоль. Как заполняли наш журнал.
Эксперимент: показ слайдов: ростки пшеницы и фасоли.
Воспитатель : К ребята, а помните кто нам сшил халаты для нашей лаборатории?
Дети: Мы их заказывали в ателье «Горянка»
Воспитатель : Ребята, наш портал волшебный, он может путешествовать не только во времени, но и может переносить нас в другое место. Давайте перейдем по нашему порталу в это ателье и посмотрим, чем они занимаются.
С/Р игра «Ателье «Горянка»
Игровые действия: выбор и обсуждение модели с модельером, подбор материала; закройщики снимают мерки, делают выкройку; приемщица оформляет заказ, определяет сроки выполнения заказа; швея выполняет заказ, проводит примерку изделия; заведующая ателье следит за выполнением заказа, разрешает конфликтные ситуации при их возникновении; кассир получает деньги за выполненный заказ.
Заказчик: здравствуйте, я пришла к вам заказать платье.
Заведующая: Здравствуйте! Хорошо, что Вы пришли именно к нам! Сейчас я вас проведу к нашей портнихе для выбора материала и модели.
Приемщица: Здравствуйте, давайте для начала выберем модель. Потом посмотрим материалы.
Заказчик: Вот эта модель мне очень нравится. И вот этот материал.
Портниха: Сейчас я сниму Ваши мерки. Ваше платье будет готово через три дня. Завтра можно прийти на примерку. Оплатить можете в кассе.
Кассир: Как будете оплачивать? Картой или наличными?
Заказчик: Картой.
Кассир: Хорошо. Вот Ваш чек.
Заказчик: Спасибо. До свидания
Заведующая: Ребята, наше ателье шьет не только на заказ, а еще и национальные наряды. Как раз сейчас должно начаться наше дефиле. Я вас приглашаю.
Показ мод «Горянка»
Воспитатель : Спасибо вам за ваше гостеприимство. Дагестан всегда был очень гостеприимным и с теплотой относился к своим гостям. Перейдем по порталу в наш детский сад. Ребята, как хорошо было в Дагестане в старину. А что вам больше всего запомнилось? Хотели бы вы запомнить Дагестан каким он был раньше? Давайте с вами поиграем в игру «Как жили Дагестанцы в старину»
Воспитатель : Ребята подойдите пожалуйста к столу и выберите по две карточки. На одной карточке изображен аул как он выглядел много тысячелетий назад, а на другой как выглядит современное село.
Воспитатель : Ребята, а хотели бы вы построить аул как он выглядел в старину? Мы с вами на занятиях строили сакли различной формы, для того чтобы собрать аул.
Фон горный пейзаж для аула предварительно был подготовлен.
Воспитатель : Ребята, а чего еще тут не хватает?
Дети: Мечети
Воспитатель : Да, мечети. Мечеть нам смастерил папа Магомеда спасибо ему за это.
Воспитатель : Ребята мы с вами смастерили различные сакли, как называется профессия человека, который проектирует дома?
Дети: Архитектор
Воспитатель : А как называется профессия людей, которые строят дома?
Дети: Строители
Воспитатель : Правильно дети.
Понравилось вам наше путешествие?
Дети: да!
(Захар сидит молча с опущенной головой)
Воспитатель : А тебе Захар?
Захар: и мне очень понравилось (вздыхает) теперь то я понял, что труд каждого человека важен и, чтобы освоить профессию надо быть внимательным и хорошо слушать старших,
Дети перед уходом: Все профессии нужны! Все профессии важны!
Воспитатель : До свидания!