марина бандурко
Конспект ООД по ознакомлению детей с государственными символами в средней группе
▼ Скачать + Заказать документы
«Солнышко».
Конспект ООД для детей средней группы.
Программное содержание:
• воспитание чувства патриотизма, уважительного отношения к гербу нашей страны;
• визуальное знакомство с государственным гербом России;
• знакомство детей с образом солнца в народном творчестве (потешки, загадки, декоративно - прикладное искусство);
• развитие образного мышления и эстетического восприятия окружающего мира.
Публикация «Конспект ООД по ознакомлению детей с государственными символами в средней группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Символы России для детей
- Символы России. Конспекты
- Средняя группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2016
Материалы: иллюстративно-дидактический материал «Государственные символы России», выставка дымковских, филимоновских, каргопольских глиняных игрушек (фигурки птиц, коней и пр.)
Ход НОД
Воспитатель читает отрывок из сказки К. И. Чуковского «Краденое солнце»
Солнце по небу гуляло
И за тучи забежало.
Глянул заинька в окно,
Стало заиньке темно. <…>
Наступила темнота,
Не ходи за ворота:
Кто на улицу попал –
Заблудился и пропал.
Плачет серый воробей:
Выйди, солнышко, скорей!
Нам без солнышка обидно –
В поле зёрнышка не видно!»
Плачут зайки на лужайке:
Сбились бедные, с пути,
Им до дому не дойти…
Затем задаё т следующие вопросы:
- Почему заплакали птицы и звери? (Солнце спряталось за тучу. Стало темно и ничего вокруг не видно.)
- Для чего нам нужно солнышко? (Оно светит, даёт нам тепло).
- Могут ли люди, животные, растения жить без солнышка (Нет).
- В какое время года солнышко ярче всего светит и сильнее греет?
(Весной и летом).
Воспитатель делает вывод о том, что и животные, и растения, и люди не могут жить без солнца
Воспитатель рассказывает, что человек понял очень давно, как необходимо солнце для всего живого на земле. Оно даёт нам тепло, свет, помогает выращивать хлеб, овощи и фрукты, красивые цветы. Если солнце светит лучше становится настроение, мы радуемся, улыбаемся, говорим какая хорошая погода.
Когда солнце долго скрывалось за тучами, люди звали его, закликали песенками и стихами – закличками. Воспитатель предлагает детям прочесть одну из закличек, разученных ими раннее.
Солнышко, солнышко, выгляни в окошко.
Твои детки плачут, по камушкам скачут.
Солнышко, отзовись. Красное, появись!
Воспитатель загадывает детям загадку:
- Голубой платок, алый колобок по платку катается, людям улыбается.
(солнце на небе)
Далее воспитатель задаё т детям вопросы:
- Где мы можем увидеть солнце? (на небе).
- Кто летает по небу, кто летает в воздухе? (птицы).
Подведя итог ответам детей, воспитатель рассказывает им, что в старину людям солнце казалось похожим на сказочную птицу. Они представляли себе, что солнце, как огромная Жар-птица, летает высоко в небе. Перья на крыльях и на хвосте Жар-птицы напоминают солнечные лучи или языки пламени. Солнце горячее, как огонь.
Воспитатель предлагает отгадать загадку:
- Сито свито, золотом покрыто, кто взглянет, тот заплачет? (Солнце).
Воспитатель спрашивает:
- Можно ли смотреть на солнце? (Можно, но только в очках - специальных и солнцезащитных).
Воспитатель показывает детям дымковскую игрушку – глиняного петушка, обращая особое внимание на красный петушиный гребень. рассказывает о том, что в давние времена людям казалось, что утренние солнечные лучи похожи на петушиный гребень. Солнце будит нас по утрам своими лучами, своим светом, как петушок своим криком. раньше солнышка просыпается петушок и своим пением прогоняет ночь. Дети читают потешку.
Петушок, петушок, золотой гребешок,
Масляна головушка, шёлкова бородушка!
Что ты рано встаёшь, голосисто поёшь?
Деткам спать не даёшь?
Физкультминутка «Петушок».
Дети выполняют махи руками, имитируя, движения крыльями, поднимают руки вверх, изображая с помощью пальцев гребешок, поворачиваются вправо и влево под песенку:
Петушок. Петушок, золотой гребешок.
Ты подай голосок через тёмный лесок.
Через лес, за реку
Покричи:
- ку-ка-ре-ку!
После проведенной пятиминутки дети подходят к столам, на которых выставлены народные глиняные игрушки.
Воспитатель обращает внимание детей на то, что почти на всех дымковских, филимоновских и других глиняных игрушках можно увидеть солнце – жёлтые, оранжевые круги, украшенные точками, линиями – лучами. Просит малышей показать солнышко, изображённое на глиняных народных игрушках. Воспитатель задаё т детям вопрос:
- Каким цветом нарисовали мастера солнце на глиняных игрушках?
(жёлтым, оранжевым, красным – тёплыми цветами)
Воспитатель обобщает ответы детей, говорит, что солнышко очень красивое, сверкающее, лучистое, яркое. От солнца зависит наша жизнь на земле, оно освещает землю, согревает нас. О солнце народ сложил много сказок, загадок, песенок, его изображения украшают глиняные игрушки, вышивки. Давным – давно люди думали, что солнце путешествует днём по небу в колеснице – красивой, золотой, сверкающей повозке, рассказывали об этом сказки своим детям.
Воспитатель спрашивает:
- Как вы думаете, кто был запряжён в колесницу, кто мог бы вести по небу эту сказочную повозку? (птицы)
- Какими должны были бы быть эти птицы? Большими или маленькими?
Орлы – большие и сильные птицы. Они могут подняться очень высоко в небо и могут долго летать в вышине, поэтому в давние времена люди и подумали, что именно орлы и возили солнце по небу. Возможно, они представляли себе эту сказочную историю следующим образом. воспитатель показывает детям изображение Солнечной колесницы, предлагает рассмотреть изображение. Затем обращает внимание на то, что птицы летят близко друг к другу и кажутся одним целым, только головы двух орлов повёрнуты в разные стороны, чтобы хорошо видеть всё вокруг.
Далее воспитатель рассказывает, что с тех пор прошло очень много лет, люди забыли сказочную историю о солнце, разъезжавшем по небу на колеснице. Которую несли по небесным просторам два орла. Но и сейчас мы можем увидеть этот образ на главном рисунке нашей страны – гербе России. Воспитатель предлагает детям внимательно рассмотреть современный государственный герб, говорит о том, что в наши дни такое изображение называется двуглавым орлом. Воспитатель обращает внимание детей на то, что золотой двуглавый орёл на красном фоне очень похож на солнце, сияющее своими лучами – перьями.
Подводя итог занятия, воспитатель говорит о том, что герб объединяет всех людей, живущих в нашей стране, в России, объединяет всех нас. Воспитатель предлагает детям встать вкруг, взяться за руки, постараться почувствовать, что они дружные ребята, что они дружная, единая группа.