Цыплакова Инга
Конспект ООД «Чудеса Австралии» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей представление об особенностях природы Австралии и о взаимозависимости живых организмов от среды обитания.
Задачи Образовательные:
• формировать представления о природных зонах Земли; о приспособлении животных разных стран к среде обитания;
• расширять и закреплять знания детей о природе и животном мире Австралии;
• вводить в активный словарь детей обобщающее понятие «сумчатые животные»;
Развивающие:
• развивать зрительную и слуховую память;
• развивать связную речь;
Воспитательные:
• воспитывать доброе отношение к животным.
Оборудование:
Глобус и фонарик, атлас Австралии, набор картинок «Австралия»: карта с городами, герб, флаг, ; набор дидактических картинок «Животные Австралии».
Ход занятия:
- Ребята, вы любите путешествовать? Сегодня мы с вами отправляемся в Австралию. Австралия — необычный континент. Здесь красивые пляжи, но ядовитые и опасные животные, современные технологии в больших городах, но в пустынях и джунглях до сих пор живут племена аборигенов. Здесь очень жарко, очень много солнца и очень мало дождей. Поэтому эту страну и называют – Солнечная Австралия. Но на юге континента обитают пингвины.
А чтоб не ждать поездов и самолетов мы с вами воспользуемся волшебством – нашим глобусом: «Кручу его - верчу в Австралию попасть хочу!»
- Ребята, посмотрите куда мы попали? Это что за континент? (на доску воспитатель вешает атлас Австралии).
-Что это? Это атлас. С какими-то знаками (рассматривают атлас). На нем значки. Посмотрите, какие-то знаки и изображения! А ещё в нашем конверте лежало это письмо. Прочитаем!
«Дорогие ребята! Мы рады приветствовать вас на нашем материке! Приглашаем вас в удивительное путешествие! Ваши друзья-австралийцы»
Ну что же, ребята, продолжим путешествие?
1. Познакомится со страной: работа набором картинок «Австралия»:
• Картинка на доску - флаг этой страны и герб.
Австралия – самый большой в мире остров и самый маленький континент. Всю его территорию занимает одна страна — Австралия. Вот так выглядит флаг этой страны и герб. Обратите внимание, ребята, на гербе Австралии изображены Кенгуру и страус Эму. Эти экзотические животные обитают только на Австралийском континенте и являются самой яркой приметой этого континента.
• Картинка на доску – дорожный знак «Осторожно кенгуру» и картинка страус Эму
Кенгуру в этой стране очень много и они очень любопытны. Ночью, привлекаемые светом фар, кенгуру выходят на дорогу и прыгают под колеса автомобилей. В этой стране даже есть дорожный знак «кенгуру», который предупреждает водителей об опасности.
Страус Эму живет только в Австралии. Птица высотой около двух метров, не летает. Но очень быстро бегает. Живет большими стадами, которые постоянно перемещаются в поисках пищи и воды. Самка эму откладывает большие яйца зеленого цвета, но насиживанием занимается самец.
• Картинка на доску – карта с городами.
-Столица Австралии — город Канберра (показать на карте). Много архитекторов боролись за право построить здесь свои здания, и получился вот такой красивый город.
А самый старый и самый большой город Австралии — Сидней. Этот город славится своим красивым мостом и оперным театром.
• Картинка на доску – коренные жители: аборигены.
-Коренные жители Австралии — аборигены. Одежда аборигенов необычна. Это набедренная повязка. Все остальные места аборигены раскрашивают яркими красками и украшают себя бусами из семян растений, ракушек.
-Остальные жители Австралии - это переселенцы из других стран. Они поселились в Австралии 200 лет тому назад. Сейчас они выглядят как мы с вами: также одеваются, разговаривают на английском языке.
Физкультминутка
Предложить поиграть в детскую игру из Австралии «Скиппиру-кенгуру»
Правила игры: Дети садятся в кружок, ведущий просит одного из них выйти в середину, сесть на пол, наклониться вперед и закрыть глаза – это спящий кенгуру Скиппиру. Остальные – охотники. Ведущий называет имя одного из детей, тот дотрагивается до «кенгуру» и говорит: «Угадай, кто тебя поймал?» Если ребенок назвал имя «охотника», игроки меняются местами.
2. Опыт «Смена времен года».
Рассказать о смене времен года в Австралии: Рассмотреть на глобусе, где находится Австралия.
Австралия находится в южном полушарии и поэтому когда у нас зима, в Австралии лето и наоборот. Как вы думаете почему? (ответы детей)
С помощью глобуса и фонарика воспитатель демонстрирует опыт «Смена времен года». Воспитатель обращает внимание детей, что когда солнце освещает северное полушарие, то на южное свет солнца почти не попадает, так происходит смена времен года.
Продолжаем работу с набором картинок «Австралия»
• Картинка на доску – Новый год в Австралии.
-Новый год в Австралии начинается с 1 января, в это время там стоит жара, поэтому австралийцы встречают праздник на пляжах. Санта Клаус появляется в купальном костюме. Он мчится по морю на специальной доске — сёрфе. Дети открывают подарки и плюхаются в воду.
Физкультминутка
«Полет в Австралию»
В понедельник Правая рука – мах вправо, ладонью вверх
или в среду Левая рука – мах влево, ладонью вверх
Я в Австралию поеду! Вращательные движения руками (колёса)
Подружусь я с кенгуру, Складывают руки в замочек (рукопожатие)
Поиграю с ним в игру! Хлопают ладонями, поочередно каждой рукой, по коленям
Мышцы с ним понапрягаю, Руки, согнутые в локтях, прижимаем к плечам, напрягаем мышцы
Попугаев попугаю! Хлопаем в ладоши
По тропинкам по горячим Бег на месте
Побежим мы и поскачем! Подпрыгиваем на месте
-Продолжаем путешествие!
• Картинка на доску – растительность: баобаб.
Растительность Австралии очень своеобразна и оригинальна. Это дерево называется бутылочное или баобаб. Как вы думаете, почему? Ствол как у бутылки из-за того, что очень мало дождей, и растениям приходиться экономить влагу, которую баобаб накапливает в стволе.
Работа с набором дидактических картинок «Животные Австралии».
Здесь совсем нет обезьян, а хищник (из млекопитающих) только один — дикая собака Динго (показываем картинку). В Австралии до наших дней сохранились древнейшие животные — ехидна (показываем картинку).
Утконос (показываем картинку). Это единственные в мире млекопитающие, которые откладывают яйца. Утконос имеет перепончатые лапы и утиный клюв. Когда первые исследователи увидели утконоса, то подумали, что это части разных животных соединились вместе, как в сказке. Для того, что бы отложить яйца, утконос роет нору. Интересно устроены лапы животного утконоса. Это комбинированное «устройство» для плавания и для того, чтобы копать землю.
Именно здесь обитают сумчатые животные:
Коала - сумчатый медведь (показываем картинку). Очень симпатичный, внешне похож на плюшевого мишку. Обитает коала в эвкалиптовых рощах. Все время проводит на деревьях. Воду он не пьет, потому как питается листьями эвкалипта, и их сока ему вполне достаточно. Другой пищи коала не признают. Именно поэтому эти животные погибали, если путешественники решали их забрать к себе домой, а пищи для них не было.
Опоссум (показываем картинку).
Сумчатый муравьед (показываем картинку). По названию животного понятно, что он очень любит полакомиться муравьями.
Кенгуру (показываем картинку). И взрослые, и дети знают символ страны – самое популярное животное – кенгуру. Кенгурёнок рождается крошечным и беспомощным. Это розовый комочек размером 3 сантиметра (с грецкий орех, похожий на червяка. Целых полгода малыш сидит в сумке матери, сосет молоко и понемногу подрастает. Через 6 месяцев кенгуренок впервые вылезает из своего уютного гнездышка и прогуливается вокруг матери, но при первой же опасности ныряет обратно.
В Австралии ещё много разных экзотических животных: рассматриваем картинки: летучая лисица, тигровая кошка и т. д.
3. Ребята, попробуйте отгадать загадки:
1) Эта птица не поет,
Лишь в Австралии живет.
Перья длинные как парус.
Быстро бегать может… (страус)
2) В австралийских водоёмах
чувствует себя как дома.
Плоский хвост и нос утиный,
пищу ищет себе в тине.
Мне ответьте на вопрос:
дети, это. (утконос)
3) Не нуждается он в лифте,
хоть живёт на эвкалипте!
Говорит:"Листочков мало!"
Дети, это же … (коала)
4) Попрыгушка - поскакушка.
С кошельком на толстом брюшке.
Не рубли там, не монетки.
Из него глазеют детки.
Скачет, скачет по двору
С ними мама. (КЕНГУРУ)
Подведение итогов.
Воспитатель: В какой стране мы побывали?
Что вы узнали нового об этой стране?
-Какие еще животные есть на этом материке?
-Как называется столица Австралии. Правильно, Канберра.
-Как вы думаете, какие народы здесь живут?
- Как меняются времена года в Австралии?
Рефлексия.
Вам понравилось наше путешествие? А что вам больше всего понравилось? Что вы узнали нового?