Анна Остапенко
Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы «Быт народов севера»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
1. Познакомить детей с культурой и бытом народов Севера (чукчей).
2. Развивать познавательные способности детей : интерес к жизни людей, живущих в стране вечной мерзлоты.
3. Воспитывать уважение к малочисленным народам Севера.
Оборудование: картины с изображением сопок, покрытых снегом, ледокола, пингвинов, оленей; фотографии из книги чукотских детей и взрослых.
Публикация «Конспект ООД для детей подготовительной к школе группы „Быт народов севера“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народы севера
- Подготовительная группа
- Толерантность, поликультурное воспитание
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» март 2023
Словарная работа: очаг, яранга, ледокол, оленевод, упряжка, провизия, заиндеветь (покрыться инеем).
Ход НОД.
1. Вступительная беседа.
- Ребята, сегодня мы с вами отправимся в очень интересное путешествие; в страну далекую, снежную, холодную, в страну – вечной мерзлоты.
- А путешествовать мы будем на самолете.
2. Речевая гимнастика «Самолеты».
Мы идем на аэродром быстрым шагом, бегом (ходьба, бег по кругу)
Скажем громко, весело:
Мы летчики, пилоты
Заводим самолеты.
Будем дружно мы играть,
Будем высоко летать.
Летчики! Приготовить самолеты! (встать по кругу на одно колено, спина прямая).
Заводим моторы: т-т-т-т-т… (с убыстрением, круговые движения кистями перед грудью)
Гул моторов: МММММММ НННННННН
Внимание! Старт! (прыжок, движение «вытянутых крыльев» по кругу)
РРРРРРРРРРР (30-40 сек.)
Внимание! На посадку!
ЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗЗ (принять первоначальную позу)
3. Беседа по теме.
- Скажите, над чем мы пролетаем? (ответы детей).
- Мы пролетаем над Антарктидой. Огромной белой страной (выставляется картина с изображением сопок в снегу). Холоднее места не найдешь во всем мире, и выдерживают этот холод только пингвины и тюлени (выставляются картины).
- Посмотрите на них, скажите какие они?
- Что у них общего и что отличного?
- Как вы думаете, почему они не боятся холода? (ответы детей). Здесь приземляться мы не будем и полетим дальше.
- Посмотрите, ребята, теперь мы пролетаем Арктику. Повсюду лед и снег. Здесь живут полярники, которые наблюдают движение льдов в океане и подсказывают капитанам судов безопасный путь.
- Круглый год идут караваны судов великим Северным морским путем, а помогают им пробиться сквозь льды могучие ледоколы (выставляется картинка).
- Подумайте, для чего нужны ледоколы, и чем они помогают другим судам?
- Мы не заметили, как прилетели на Чукотку, здесь мы и приземлимся. Посмотрите, кругом снега, ни дорог, ни машин, ни автобусов. На чем же нам ехать дальше? (предположения детей).
4. Сюрпризный момент.
Заходит ребенок в маске «Оленя».
Ребенок:
Я лечу в упряжке санной,
Солнце гонится за мной,
Я сейчас веселый самый,
Самый-самый озорной!
- Ребята, кто это? Скажите, а какой олень?
5. Подвижная игра «Хитрая охота».
Дети-олени стоят за перегородкой «в стойле». По сигналу «Олени!» дети выходят на середину зала «пастись», медленным шагом все ближе и ближе приближаясь к волку. По сигналу «Волк!» олени убегают от волка, волк их ловит.
Игра повторяется 2-3 раза.
- Дальше мы с вами поедем в оленей упряжке. А что такое «упряжка»?
- Вот мы и прибыли к интересному дому. Это жилище чукчей. Скажите чем оно похоже на наши жилища, а чем отличается? Называется оно ЯРАНГА. Давайте зайдем и посмотрим, как оно сделано.
- В середине высокая и крепкая ветка, чтобы яранга была крепка, как дерево, и не качалась. Сверху яранга покрыта «меховым» покрывалом. В центре отведено место очагу, который обнесен мелкими круглыми камешками.
- А что такое очаг? Очаг у чукчей – это символ благополучия в семье.
- Посмотрите, познакомиться с нами пришли чукотские дети. Скажите, чем они похожи на нас, а чем нет? Обратите внимание, как они одеты. Почему?
- А вот и взрослые прибыли с охоты. Они с гордостью демонстрируют добытые песцовые шкуры, клыки моржей (показ иллюстраций).
- Зимой температура воздуха на Чукотке опускается до - 50 градусов, а то и ниже. Посмотрите на иллюстрацию, этот оленевод только что вернулся из поездки в соседний район за провизиями (продуктами). Он в дороге провел 10 часов и ничего, только усы заиндевели. (Объяснить значения слов).
- Основными видами деятельности чукчей является оленеводство, охота и резьба по кости моржей (показ картин).
6. Кроссворд «Животный мир нашего края».
- Наши новые друзья подготовили для нас интересное задание и хотят проверить, как мы хорошо знаем животных Севера.
ВОПРОСЫ:
По горизонтали:
1. Комочек пуха, длинное ухо, прыгает ловко, любит морковку.
2. Клыкастое, мордастое, в море обитает, чукчей питает.
3. Без крыльев, а быстрее птицы с дерева на дерево прыгает.
6. Днем спит, ночью летает, прохожих пугает.
8. Что за неизвестный лес на голове носит?
По вертикали:
1. Птица сизокрылая над волной летит, а под ярким солнышком белый пух блестит.
3. Летом гуляет, зимой отдыхает.
4. Рыжий хозяин из лесу пришел, кур пересчитал и часть с собой унес.
7. Серый, зубастый, по тундре рыщет, телят ищет.
ОТВЕТЫ:
По горизонтали:
2. Заяц. 3. Морж. 4. Белка. 6. Сова. 8. Олень.
По вертикали:
1. Чайка. 3. Медведь. 5. Лис. 7. Волк.
7. Итог НОД.
- Куда мы сегодня путешествовали?
- С каким народом познакомились?
- Какие основные занятия у чукчей?