Емельянова Наталья
Конспект ОД детей старшей группы «Символы России: Герб Российской Федерации»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект ОД детей старшей группы
на тему «Символы России : Герб Российской Федерации»
(в целях формирования гражданской принадлежности посредством ознакомления с государственными символами России)
Цель: сформировать представление о сущности и значении герба России как государственного символа Российской Федерации у детей старшего дошкольного возраста.
Задачи:
Публикация «Конспект ОД детей старшей группы „Символы России: Герб Российской Федерации“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, Россия. Конспекты занятий
- Символы России для детей
- Старшая группа
- Темочки
1. Формировать у детей представления о российской символике : о функциональном назначении герба, символическом значении цветов и образов (орёл, всадник, держава, скипетр).
2. Воспитывать чувство гордости за родную страну, стремления защищать любимую родину от врагов, уважения к российской государственности.
3. Развивать положительные качества личности дошкольников, познавательные способности, психические процессы, навыки взаимодействия в подгруппе; обогащать словарный запас.
Оборудование: глобус, иллюстрации с изображением государственной символики, загадки, художественное слово, дидактическая игра «Собери герб», видеоматериал по теме.
Словарная работа: символы, герб, флаг, всадник, скипетр, держава.
Предварительная работа: создание уголка по гражданскому воспитанию, проведение познавательных занятий по знакомству с флагом России, значение цветов флага; беседы о дружбе; игры на патриотическую тему; коллективное создание плаката «Моя Россия».
Методы и приемы: пальчиковая гимнастика, загадки, художественное слово, вопросы и ответы детей, чистоговорка, беседа, словарная работа, дидактическая игра, рефлексия.
Ход НОД:
Дети заходят в группу.
Воспитатель: Ребята, к нам сегодня пришли гости, поприветствуем их.
Дети встают в круг.
Добрый день, солнце (все поднимают руки вверх)
Добрый день, земля (опускают руки вниз)
Добрый день, деревья (поднимают руки вверх)
Добрый день, речка (вытягивают руки вперед и выполняют волнообразные движения)
Добрый день, птицы (машут руками)
Добрый день, всем нам! (разводят руки в стороны, берутся за руки)
Дети присаживаются на стулья.
Воспитатель: Ребята, вы любите загадки? Внимательно послушайте и попробуйте отгадать мою загадку.
На нем уместилась вся наша земля
Моря, океаны, леса и поля
И северный полюс там тоже найдешь,
А если захочешь в руках унесешь (ответы детей)
Воспитатель показывает глобус.
Воспитатель: Дети, я держу в руках модель нашей планеты. А кто знает, как называется наша планета? (ответ детей)
-Посмотрите как много разных стран на земном шаре.
- Какие страны вы знаете? (ответы детей)
-В какой стране живем мы? (ответы детей)
-Ребята, каждая страна, каждое государство имеет свои отличительные знаки, государственные символы.
-А какие государственные символы знаете вы? (флаг, герб, гимн)
- Отгадайте, о какой символике будем говорить :
Он дополняет гимн и флаг
Любой страны, то главный знак
У России он особый,
Ты назвать его попробуй. (Герб)
Показ разных гербов (герб Кировской области, Верхнекамского района, города Кирс) – нужно выбрать нужный герб России.
Воспитатель показывает герб России, зачитывает стихотворение:
У России величавой
На гербе орел двуглавый,
Чтоб на запад, на восток
Он смотреть бы сразу смог
Сильный, мудрый он и гордый,
Он – России дух свободный.
- Ребята, давайте еще раз расскажем и покажем, как мы любим свою страну. Встаньте в круг.
Работа с чисто говорками. Дети становятся в круг.
Ан-ан-ан в мире много стран! (разводят руки в стороны)
На-на-на, вот моя страна! (руки вытянуты вперед ладошками вверх)
Ны-ны-ны, лучше нет страны! (ладони сжаты в кулаки, большой палец вверх)
Ну-ну-ну, люблю мою страну! (правая ладонь напротив сердца)
Воспитатель обращает внимание детей на интерактивную доску с изображением герба и Георгия Победоносца.
-Давайте рассмотрим герб нашей страны - России.
Герб представляет собой тёмно-красный щит, на котором изображён золотой двуглавый орёл. Что вы знаете об орле? Какая это птица?
Дети: Сильная, гордая, красивая.
- А ещё орёл - самая зоркая птица и видит всё, что находится вокруг него. Орёл золотого цвета, потому что в древности на Руси золотого орла народ сравнивал с солнцем, которому поклонялся. Крылья орла расположены как солнечные лучи.
-Почему же на гербе России изображён орёл? Орёл на гербе означает силу, это значит, что государство, на гербе которого изображён орёл – сильное и непобедимое. Но почему у орла две головы?
Дети: Смотря в разные стороны, орёл может увидеть возможную опасность.
- Наша страна Россия очень большая, и головы орла смотрят на запад и на восток, чтобы охранять государство. Орла на гербе России называют двуглавый орёл.
-В России живут люди разных национальностей. Чтобы в нашей стране был мир, жители России должны быть дружными, помогать друг другу, объединяться вместе, быть едиными.
-А что вы видите на головах орла?
Дети: На головах орла мы видим короны.
- Как вы думаете, что корона обозначает? Кто носил короны?
Предположения детей. Короны были у царей.
- Корона – символ власти и законности. Это означает, что наша страна живёт по законам чести и справедливости. А что в лапах у орла?
Дети: Правой лапой орёл сжимает железную палку.
- Это посох или жезл, а ещё его называют скипетр. Он украшен золотом, драгоценными камнями. Это символ власти.
Дети: В левой лапе – золотой шар с крестом.
- Его называют держава. Держава – значит могущество, то есть наша страна могучая. Скипетр, держава, корона были в старину у царя и означали власть. А в наши дни они напоминают об историческом прошлом нашей страны.
-Ребята, посмотрите внимательно и скажите, что вы ещё видите на гербе?
Дети: Всадника, который побеждает дракона.
- Верно. На груди орла находится изображение всадника. Какого цвета конь у всадника?
Дети: Белый.
-Какого цвета плащ у всадника?
Дети: Синий.
-Какого цвета щит?
Дети: Красный.
-Верно. Всадник изображен на фоне красного щита. Это святой Георгий Победоносец. Издавна он почитался на Руси как покровитель воинов, защитник Отечества. Он на белом коне, за его плечами развевается синий плащ.
-Что в руках у всадника?
Дети: Копьё.
-Зачем оно ему?
Дети: Чтобы победить дракона.
-Верно. В давние-давние времена в озере жил чудовищный змей, который требовал, чтобы ему на съедение приводили юношей и девушек. Однажды к змею привели царскую дочку. Но вдруг появился святой Георгий, убил змея и спас прекрасную девушку. Георгий Победоносец — небесный покровитель, помощник всех отважных воинов.
-Чёрный дракон символизирует зло, а отважный воин Георгий Победоносец побеждает злого дракона. Вспомните, ребята, в каких сказках упоминается о Змее Горыныче? Чем всегда заканчиваются эти сказки?
Дети: Добро побеждает зло!
-Итак, наш герб символизирует силу и непобедимость, законность и справедливость, а еще победу добра над злом.
-Ребята, вы очень точно и красиво описали наш герб.
- Ребята, а помните ли вы цвета флага нашей Родины?
Дети: Да! Белый, синий, красный.
-И Государственный герб России сочетает в себе эти цвета:
Белый – Святой Георгий Победоносец,
Синий – развевающийся плащ всадника,
Красный – фон, щит герба.
-Написано множество разных стихотворений о гербе России. Предлагаю вам послушать одно из них. «Герб России» (автор В. А. Смирнов) :
Герб страны – орел двуглавый гордо крылья распустил,
Держит скипетр и державу, он Россию сохранил.
На груди орла щит красный, дорог всем: тебе и мне.
Скачет юноша прекрасный на серебряном коне.
Развевается плащ синий, и копье в руке блестит.
Побеждает всадник сильный, злой дракон у ног лежит
Подтверждает герб старинный независимость страны.
Для народов всей России наши символы важны.
- А сейчас я вам предлагаю поиграть и сложить из кусочков герб России.
Игра «Собери из фрагментов герб»
Дети собирают парами.
- Какие молодцы, ребята!
- А сейчас Аня покажет и расскажет про герб своей семьи (ребенок показывает герб и рассказывает, что обозначают символы на гербе)
Итог:
-Какие вы знаете символы России?
-О каком символе мы говорили на занятии?
-Что изображено на гербе?
-На каком символе России есть белый, синий и красный цвет?
Рефлексия:
Если занятие вам понравилось, вы узнали много интересного, то поднимите солнышко. Если из занятия вы ничего нового не узнали-поднимите тучку