Лиана Гринина
Конспект образовательной формы с элементами театрализации «С чего начинается Родина?» по теме «Город Арзамас»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной формы (занятие с элементами театрализации) на тему: «С чего начинается Родина?»
Цель: Расширение и закрепление знаний детей о родном крае.
Задачи: Познакомить детей с историей возникновения города Арзамаса, ее основателями, людьми ее населяющими в разные временные периоды до сегодняшнего времени. Развивать интерес к знаниям о прошлом нашего края и знакомить со знаменитыми людьми нашего города. Воспитывать у детей любовь к своей стране, через любовь к своей малой Родине – родному краю, воспитывать чувство гордости за свой город, его историческое прошлое, людей его прославивших.
Публикация «Конспект образовательной формы с элементами театрализации „С чего начинается Родина?“ по теме „Город Арзамас“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Родина, Россия. Сценарии развлечений
- Театр. Конспекты театрализованной деятельности
- Театр. Театрализованная деятельность
- Театрализованная деятельность. Сценарии
- Темочки
Материал: карта России, Нижегородской области; фотографии, иллюстрации; музыкальные произведения: «Наш край» В. Дашкевича, «Времена года» П. И. Чайковского, стихотворения А. Плотникова, Н. Рачкова, Е. Еськиной, С. Клюевой.
Активизация словаря: Герб, уездный город, геометрический план застройки улиц, торговый тракт.
Предварительная работа: чтение художественной литературы, рассматривание картинок, фотографий, предметов старины; экскурсии по городу : в Арзамасскую центральную детскую библиотеку им. А. П. Гайдара, беседы о родном городе, чтение стихов о родном крае поэта-земляка А. И. Плотникова; презентации «Почетные жители города Арзамаса, ветераны Великой Отечественной войны»; совместное создание альбомов «Мой родной город», «Мой любимый детский сад», «История возникновения города Арзамаса», «Знаменитые люди города»
Ход занятия.
Воспитатель: Если скажешь слово Родина
Сразу в памяти встает,
Старый дом, в саду смородина
Старый тополь у ворот.
У реки березка-скромница
И ромашковый бугор
А другим наверно вспомниться
Свой родной, московский двор.
И лужах первые кораблики,
Где недавно был каток,
И большой соседской фабрики
Громкий, радостный гудок.
Или степь, от маков красная,
Золотая целина…
Родина у всех конечно разная,
Но у всех она одна!
Воспитатель: Ребята, как вы понимаете эти строки?
Родина у всех конечно разная, но у всех она одна! (высказывания детей).
Воспитатель: У нас с вами одна Родина — наша страна, которая называется…Россия. Подойдите, пожалуйста, к карте. Покажите на ней нашу страну-Россию. Обратите внимание на то, какая наша страна огромная, богатая. Чем она богата? (ответы детей). Воспитатель: На территории нашей страны много, лесов, которые на карте обозначены каким цветом? (зеленым, степей и гор, обозначенных (желты и коричневым цветом, рек и морей обозначенных синим цветом. Еще она богата своими полезными ископаемыми, какими например? (уголь, нефть, газ, железная руда, золото, серебро и. т. д.) А так же много городов, поселков и деревень. Все мы с вами любим свою Родину. Русский народ сложил о ней много песен, сказок, пословиц и поговорок. Мы с вами тоже слушали и пели песни о Родине, читали русские народные сказки, учили пословицы и поговорки. Какие вы знаете песни о нашей стране? («Широка страна моя родная» и др.) А кто помнит пословицы о Родине? (ответы детей) :
1. Родина любимая, что мать родимая
2. Человек без Родины, что соловей без песен
3. Родина-мать, умей за нее постоять
4. Жить — Родине служить
5. На чужой сторонушке и весна не красна.
Воспитатель: Вы все правильно сказали, но у каждого из нас есть своя малая Родина-край, в котором ты родился и вырос, где прошло твое детство, где ты живешь, твой дом, твоя родная земля. И где бы ты ни был, куда бы ты ни шел, ты всегда будешь вспоминать свой родной край. И как сказал поэт Александр Плотников:
Наш древний город Арзамас
Великолепен без прикрас.
Конечно, не Париж, не Рим,
Но обликом неповторим.
Прекрасно города лицо :
Садов зеленое кольцо,
Кварталов новых этажи,
Все краски ярки и свежи.
Не потускнела до сих пор
Корона города – Собор.
И возрожденный магистрат
Сегодня радует наш взгляд…
Поэтому знать и любить тот край, в котором ты вырос, где живут твои родные и близкие люди-главное для каждого человека. Конечно же, есть такой край и для нас с вами, и называется он…город Арзамас.
Воспитатель показывает детям фотоальбом с изображением разных видов города Арзамаса.
Воспитатель: Посмотрите на эти фотографии, что на них изображено?
(дети показывают и рассказывают)
Воспитатель: А что вы можете сказать о своем городе? Какой он? (большой, красивый, родной, самый лучший и. т. д.). Но наш город не всегда был такой, как сейчас. А чтобы узнать о прошлом своего родного края мы отправимся в путешествие. Готовы? История Арзамаса тесно связана с историей России: нередко по стечении обстоятельств город оказывался в центре выдающихся исторических событий. Арзамасу более четырех веков. Прошлое сохранилось в архитектурном облике купеческих домов, величественном образе Соборной площади, благородных фресках Воскресенского собора.
Арзамас основан в середине ХVI века как крепость, которую определил заложить царь Иван Грозный в 1552 году на месте древнейшего мордовского поселения эрзя, когда шел со своим третьим походом на Казань. Название города связано с именами двух братьев Арзая и Масая, которые по одной из легенд встретили Ивана Грозного дарами. Официально датой основания считается 1578 год. Городу – крепости «велено быть на государевой службе». Арзамасская крепость сыграла важную роль в обороне юго – восточных границ русского государства. Воинская слава города отражена в гербе, утвержденном в 1781 году. Он изображается в форме щита, на золотом поле два стропила: верхнее – красное, нижнее – зеленое. 1719 года Арзамас – главный город провинции, входившей в Нижегородскую губернию. Число его жителей в начале ХVIII века достигало почти 7000 человек, немногим меньше, чем в Нижнем Новгороде. С 1779 года Арзамас – уездный город.
В ХVIII веке через Арзамас проходили важнейшие торговые тракты – Московский, Нижегородский, Симбирский, Саратовский, Тамбовский, «большая дорога на Макарьев» и другие. В это время город бурно развивался : расширилась торговля, набирала обороты промышленность.
В 1781 году императрица Екатерина II утвердила новый геометрический план застройки улиц и площадей Арзамаса. Около трехсот лет велось строительство храмов в Арзамасе.
В связи с активным возведением храмов в городе развивалось иконописное ремесло, которое со временем переросло в искусство и положило начало Арзамасской школе живописи (1802 – 1862) под руководством Александра Васильевича Ступина.
Арзамас сам по себе город – музей. Более 130 памятников истории, культуры и архитектуры взяты под государственную охрану. Двадцать пять из них – памятники общероссийского значения! Это послужило основанием для включения Арзамаса в список исторических городов, требующих особого отношения к сохранению их историко - культурного значения.
Прошли годы и наш город не узнать. Благодаря развитию экономики, из крепости образовался город Арзамас, с крупными промышленными предприятиями, высшими учебными заведениями, колледжами, школами, детскими садами, больницами, торговыми центрами, театрами, парком культуры и отдыха, вокзалами. Численностью населения 104 547 человек
Воспитатель: А на каких предприятиях трудятся ваши родители, вы знаете? (ответы детей).
Продукция этих предприятий известна ни только в нашем городе и Нижегородской области, но и далеко за ее пределами, в том числе и других странах. Все это создано, для комфортной и удобной жизни наших людей.
А еще в нашем городе родились и выросли— герои Советского Союза: Ваганов Иван Семенович, Захаров Алексей Иванович, Захаров Геннадий Михайлович, Куликов Алексей Александрович, Мочалов Владимир Николаевич, Новиков Виктор Алексеевич, Обухов Александр Васильевич, Осин Николай Архипович, Сазонов Михаил Петрович, Старчиков Николай Александрович, Фадин Александр Михайлович, Филиппов Александр Васильевич, получившие это высокое звание за героизм проявленный при защите своей Родины в годы Великой Отечественной войны.
-Почетные граждане города : более 30 человек, из них Владимирский Федор Иванович по его инициативе в городе был построен первый городской водопровод; Аркадий Петрович Гайдар детский писатель. На арзамасской земле родился Василий Порфирьевич Вахтеров (1853 – 1924, известный педагог, автор многих научных статей и учебных пособий.
В Арзамасе прошло детство и юность замечательного писателя Аркадия Петровича Гайдара (Голикова) (1904 -1941). Город стал его второй Родиной, местом, где он черпал творческие силы, находил источник вдохновения. Именно здесь берет начало его необыкновенная биография. В Арзамасе он завершил работу над своим первым произведением «В дни поражений и побед». Многие его книги посвящены любимому городу и арзамасским друзьям, в их числе автобиографическая повесть «Школа».
Традиции русской поэзии продолжает в своем творчестве Александр Иванович Плотников 1920 года рождения, член Союза писателей России, заслуженный работник культуры РФ, автор 16 поэтических сборников.
Послушайте стихотворения в исполнении детей, которые написали наши земляки Николай Рачков, Елена Еськина, Светланы Клюева.
1. Люблю этот город, где белый возвышенный храм,
Где можно о шпиль колокольни душой уколоться.
Люблю этот город, распахнутый южным ветрам,
Там юность моя утонула ведерком в колодце.
Он весь золотой в сентябре от садов и аллей,
И ты в нем была, словно солнечный лист, золотая.
И лучшую песню, взлетая со сжатых полей,
Поют журавли, непременно над ним пролетая.
2. Мой городок провинциальный,
О, как мне дорог облик твой,
Зимой от инея хрустальный
И в белой кипени весной.
Я перед звоном замираю,
Что утром от церквей плывет
И переливом извещает
О светлом празднике народ.
Как мне приятны и знакомы
Родные лица земляков!
Я в Арзамасе. Значит, дома,
А дом —основа всех основ.
И я хочу, чтоб мне до смерти
Оставить город не пришлось.
Здесь родина моя, и сердце
Давно корнями с ней срослось.
3. Я люблю этот город,
Умытым дождем на рассвете,
Шумным в полдень,
Уставшим - под вечер, пред сном.
Я люблю этот город,
И мы - навсегда его дети,
Хотя взрослыми стали,
И закончилось детство давно.
Я люблю этот город.
Рефлексия.
Воспитатель: Вам понравилось наше путешествие? Что было интересно? Что было трудно? Почему? Как это можно использовать в жизни? (ответы детей).
Упражнение «Солнышко».
Спасибо за внимание. Наше путешествие окончено.
Список литературы
1. Еремеев, П. В. «Арзамас – городок» [Текст] / П. Еремеев - Арзамас 1998. - 586 с.
2. Плотников, А. Н. «Стихи разных лет» [Текст]/ А. Н. Плотников
3. Рачков Н. Б. «Неповторимый этот мир» [Текст]/ Н. Б. Рачков – М: Современник 1983. - 111с.
4. Щегольков, Н. М. «Исторические сведения о городе Арзамасе [Текст]/ Н. М. Щегольков - Арзамас, 1911. - 273с.
5. Русские народные загадки, пословицы, поговорки [Текст] : сборник /авр. - сост. Ю. Г. Круглов – М: Просвящение 1990. – 335с.