Елена Федянина
Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФНР: «Город мастеров»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с изделиями народных промыслов.
Задачи:
Образовательные : Закреплять знание видов народного прикладного искусства: хохлома, дымка, гжель и их характерные особенности. Познакомить детей с одним из видов народно-прикладного искусства родного края: скопинская керамика.
Развивающие:
Обогащать словарный запас, активизировать монологическую речь. Развивать ориентирование в пространстве.
Развивать эстетические чувства, эмоции, интерес к народному искусству.
Воспитательные:
Публикация «Конспект образовательной деятельности в подготовительной группе для детей с ФНР: „Город мастеров“» размещена в разделах
Воспитывать интерес к искусству родного края, прививать любовь и бережное отношение к произведениям русских мастеров.
Воспитывать интерес к посещению музея.
Оборудование: изделия народных промыслов, работы детей, заготовки для росписи, карта экскурсии.
Предварительная работа: Беседы о народных промыслах, роспись силуэтов посуды.
Содержание организованной деятельности детей :
Воспитатель: Здравствуйте ребята, скажите, а вы любите путешествовать?
Дети: Да.
Воспитатель: Сегодня утром у себя на столе я нашла странную карту одного города, давайте отправимся в путешествие и узнаем, что же это за город. На чем, мы можем добраться в другой город?
Дети: Можно добраться на самолете, поезде, автомобиле, корабле и т. д.
Воспитатель: А самолет, это какой вид транспорта?
Дети: Этот вид транспорта - воздушный.
Воспитатель: А поезд, автомобиль? Почему они едут?
Дети: Они едут по земле. Это наземный вид транспорта.
Воспитатель: А к какому виду транспорта относится корабль, пароход?
Дети: Они относятся к водному виду транспорта.
Воспитатель: На чем вы хотели бы отправиться в путешествие?
Дети: Самолете, поезде, корабле, машине…
Воспитатель: Давайте, мы с вами отправимся на самолете, полетели. (Звук самолета) Вот мы и прибыли в загадочный город, предлагаю вам отправиться на экскурсию уже пешком. Ребята, а кто проводит экскурсию?
Дети: Экскурсию проводит экскурсовод.
Воспитатель: Правильно, я буду вашим экскурсоводом, а вы будете мне помогать. Вот и первый дом, какие вещи в нем красивые расписные. Вы помните, как называется такая роспись?
Дети: Такая роспись называется хохломская.
Воспитатель: Что вы можете рассказать о хохломе?
Ребенок: Хохлома - старинный народный промысел, зародившийся в округе Нижнего Новгорода. Хохлома - это декоративная роспись деревянной посуды и мебели, выполненная черным и красным цветом по золотистому фону. Для хохломской росписи характерен растительный орнамент: цветы и листья, травка, завитки, ягоды, гроздья рябины украшают эти изделия.
Воспитатель: Как вы думаете, как можно использовать эти ложки?
Дети: Ложками можно кушать. Ложками можно играть.
Воспитатель: Правильно, но не просто играть, а эти расписные ложки могут использоваться как музыкальный инструмент. Давайте сыграем. (Песня «На зеленом лугу», дети играют на ложках)
Воспитатель: Молодцы, продолжаем экскурсию. Смотрим на карту, куда отправляемся дальше?
Дети: Дальше отправляемся прямо.
Воспитатель: Вот и следующий дом, какие красивые изделия. Мы уже встречали такие раньше, помните, как называются?
Дети: Изделия называются дымковская игрушка.
Воспитатель: А кто поможет мне рассказать о дымковской игрушке?
Ребенок: Дымковская игрушка-русский народный промысел, который зародился в слободе Дымково, около города Вятки. Дымковские игрушки делаются из глины. В основном это барыни, скоморохи, нарядные индюки и петухи. Для росписи мастера использовали яркие краски, узорами служат простые геометрические фигуры.
Воспитатель: Дети, а кто помнит стихотворение о дымковской игрушке.
Ребенок:
1. Дым идет из труб столбом,
Точно в дымке все кругом.
Голубые дали
И село большое
Дымково назвали.
2. Вот индюк нарядный
Весь такой он складный.
У большого индюка
Все расписаны бока.
Посмотрите – пышный хвост
У него совсем не прост!
Точно солнечный цветок,
И высокий гребешок.
Воспитатель: Интересно, что нас ждет впереди, смотрим на нашу карту, куда отправляемся теперь.
Дети: Отправляемся направо.
Воспитатель. Перед нами еще один красивый дом, с бело-сине-голубыми изделиями. В какой росписи используются эти цвета?
Дети: Гжель.
Воспитатель: Кто будет помощником экскурсовода и расскажет о гжельской росписи?
Ребенок: Гжель - старинный народный промысел. Первые гжельские мастера обжигали керамическую посуду в печах и называли ее - Гжель. Покрывали посуду белой эмалью и расписывали в синих тонах. Местность, в которой производили гжельскую посуду, тоже стали называть Гжелью. Основными элементами росписи, которые использовали гжельские мастера, были точки, полоски, мазки, бордюры. Они использовали только синий цвет и его оттенки, потому что хотели передать цвет синего гжельского неба на своих изделиях.
Воспитатель: А сейчас послушайте песню «Незабудковая гжель»
Воспитатель: На нашей карте остался еще один домик, как нам туда добраться, в какую сторону идем?
Дети: Вперед.
Воспитатель: Пришли к последнему дому, посмотрите какие красивые изделия, из чего они сделаны, как вы думаете?
Дети: Они сделаны из глины.
Воспитатель: Молодцы, правильно, эти изделия изготавливают мастера, которые живут в нашей Рязанской области, в городе Скопине. И сейчас я хотела вам показать фильм о Скопинской керамике. (Скопинский промысел всегда отличался широким ассортиментом изделий, оригинальными конструкциями сосудов, подсвечников, скульптур. Наряду с лаконичными гончарными формами делались сосуды с богатой лепниной, с изображением различных птиц, рыб, животных, сказочных и былинных персонажей. Орнамент наносился всевозможными штампиками и стеками по сырой глине в виде оттисков. Скопинская керамика представлена более чем в 40 музеях страны.)
Вот какие мастера живут на Рязанской земле!
Воспитатель: Мы исследовали всю карту и сейчас нам пора возвращаться.
Садимся по своим местам. Дети скажите, как можно назвать город, в котором мы побывали? Кто там живет?
Дети: Там живут мастера, город мастеров.
Воспитатель: Скажите, место, где проводятся экскурсии как называется?
Дети: Музей.
Воспитатель: Какие экспозиции мы видели в нашем музее?
Дети: Мы видели хохломскую роспись, дымковскую игрушку, гжель, скопинскую керамику.
Воспитатель: Понравилась вам наша экскурсия?
Дети: Да.
Воспитатель: В память о нашем путешествии, как будущим первоклассникам, я приготовила для вас вот такие закладки с узорами, которые вы распишите сами дома.