Елена Шитова
Конспект образовательной деятельности «Ледяные пустыни»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности
по теме «Ледяные пустыни».
Пояснительная записка
Непосредственно-образовательная деятельность в подготовительной группе по познавательному развитию «Ледяные пустыни» имеет социально-коммуникативное направление. Конспект НОД составлен в соответствии с задачами примерной основной общеобразовательной программы дошкольного образования «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой, парциальной программы «Ознакомление дошкольников с окружающим и социальной действительностью» под редакцией Н. В. Алёшина. Для реализации каждой задачи были подобраны методы и приемы :
Публикация «Конспект образовательной деятельности „Ледяные пустыни“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
- проблемно - мотивационный (стимулирует активность детей за счет включения проблемной ситуации в ходе НОД);
- словесный (беседа о ледяных зонах, использование художественного слова, чтение художественной литературы, указания, пояснение);
-метод обследования, наглядности (рассматривание иллюстраций с животными разных континентов, рассматривание глобуса, атлас «Животный мир планеты»).
Непосредственно - образовательная деятельность включает в себя три части: вводную, основную, заключительную. Целью вводной части являлось создание положительного эмоционального настроя, развёртывание образовательной деятельности. Создание проблемной ситуации способствовало постановки детьми цели на разрешение проблемы в течении всей НОД. Основная часть НОД - направленна на самостоятельную умственную и практическую деятельность. Создание поисковых и проблемных ситуаций активизировало мыслительную и речевую деятельность детей, способствовало повторению пройденного и восприятию новых знаний о животных Севера, ледяных зонах, подвело воспитанников к самостоятельной деятельности при оформлении коллажа: «Ледяные пустыни». В заключительной части НОД через метод анализа успешности и разрешение поставленной детьми цели: помочь мальчику Сэму узнать о том, существуют ли ледяные пустыни, был подведён итог занятия.
Длительность НОД соответствует для детей подготовительной к школе группе – 30 мин. Количество НОД по ознакомлению с окружающим в неделю – 1 занятие. Опираясь на требования СанПин при организации совместной деятельности осуществлялась смена динамических поз (стоя и сидя на ковре, стоя и сидя за столами). Контроль реализации цели и оценка деятельности воспитанников осуществлялась на протяжении всей образовательной деятельности методом наблюдения и словесными высказываниями. Время в каждой части непосредственно-образовательной деятельности распределено рационально.
Программное содержание:
1. Познакомить с природными условиями Арктики и Антарктиды, их обитателями; перечислить их приспособительские особенности к природной среде.
2. Учить аргументированно отвечать на вопросы педагога; активизировать и обогащать словарный запас детей.
3. Формировать умение разрешать проблемные ситуации.
4. Способствовать развитию интереса к познанию окружающего мира природы.
5. Воспитывать умение прислушиваться к мнению других детей, не перебивать друг друга, помогать и давать возможность друг другу высказаться.
Предварительная работа: беседа, наблюдения, чтение познавательной литературы, чтение и рассматривание энциклопедий, иллюстраций, энциклопедий о животных, просмотр видеофильмов, телепередач, составление проектов совместно с родителями «Моё любимое животное».
Материал и оборудование: глобус, атлас «Животный мир планеты», письмо, проекты «Моё любимое животное», бумага, фломастеры, клей, ножницы, пазлы «Животные Севера».
Ход занятия
1. Вводная беседа:
- Мои юные друзья, сегодня пришло письмо от мальчика Сэма с просьбой. Мальчик Сэм живет в Африке. Его друзья утверждают, что есть только пустыни, где песок, жара…. А еще есть и ледяные пустыни, где очень холодно.
2. Постановка проблемы
-Мальчик Сэм хотел бы узнать, существуют ли на самом деле «Ледяные пустыни» (что это такое, что из себя представляют, растут ли там растения, живут ли там животные).
-Ребята, Вы согласны выполнить его просьбу?
3. Основная часть Создается графический план занятия: педагог вместе с детьми определяет, как можно изобразить символьным рисунком каждый из пунктов плана. (Дети совместно с педагогом составляют схематический план, в котором отражают последовательность работы по созданию своих действий).
1. Снег, лед (то есть климатические условия для жизни).
2. Источники: Глобус, Атлас, Интернет, Энциклопедия… (из каких источников можно добыть информацию).
3. Животные, птицы, растения (то есть перечисления животных, обитающих в этих ледяных зонах).
4. Письмо для мальчика Сэма (составления совместно с детьми коллажа).
а). Актуализация знаний: выявление знаний детей по теме Беседа с детьми о зонах:
- Рассматривание глобуса.
- Выяснить какого цвета глобус?
- Где находятся ледяные зоны?
- Каким цветом обозначены?
- Почему там всегда холодно и всегда лед?
- Почему не доходят солнечные лучи?
- Кто может там обитать? (олень, писец,).
-Чем питаются? (ягель из под снега, мох….).
б). Выдвижение гипотез -Почему животные могут существовать на этих холодных ледяных зонах?
- Что им помогает выжить?
- С помощью чего?
- Что из себя представляют? /предположения детей/ (у них запасы жира, есть шерсть).
в) Проверка решения как мы можем проверить достоверность знаний своих -Используя глобус, атлас мира, энциклопедию, интернет.
Воспитатель обобщает ответы детей:
-Рассматривание атласа «Животный мир планеты».
Проигрывание игры пантомимы, собирание пазл про животных севера, создание коллажа.
Физ. минутка Пантомима «Животные Севера»
г). Введение в систему знаний
- Ребята, какое мы с вами сделали открытие? /Что существуют не только пустыни, где песок, жара, песочные бури, но и ледяные пустыни.
- Давайте вспомним какие это пустыни? /Арктика и Антарктида, где тоже есть растения и живут животные/.
Воспитатель предлагает еще раз назвать животные и растения живущие в этих ледяных пустынях.
- Какой мы можем сделать вывод?/
- Вы помогли разобраться, вам удалось разрешить проблему и помочь мальчику Сэму?
4. Самостоятельная работа детей Работа за столами.
- Составление картинки из пазл «Животное Севера». Рассказ о животном, которое составили из пазлов.
5. Итог занятия
Рефлексия -Как вы думаете, мы помогли мальчику Сэму разобраться с его проблемой?
-Что интересного вы узнали?
-Какие трудности у Вас возникли при выполнении заданий?