Елена Половнева
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию «Волшебница вода»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию
в средней группе на тему "Волшебница - вода".
Форма работы с детьми: интегрированное занятие.
Образовательные области : познавательное, физическое, речевое, социально-коммуникативное развитие.
Возраст детей 4-5 лет.
Программные задачи:
Уточнять и расширять знания детей о воде, ее свойствах и значении для жизни и здоровья.
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию „Волшебница вода“» размещена в разделах
Познакомить детей с понятием «круговорот воды в природе», способах очистки воды, с умением воды работать на благо человека.
Ввести в активный словарь детей слова: пресный, круговорот, фильтр.
Развивать наблюдательность, умение выдвигать гипотезы и делать выводы из результатов наблюдений за проведением опытов и экспериментов.
Развивать слуховое и зрительное внимание, мелкую и общую моторику.
Познакомить детей со стихотворениями, загадкой и поговоркой о воде.
Формировать сознательное отношение к своему здоровью.
Воспитывать любознательность, бережное отношение к воде.
Предварительная работа:
Проведение опытов «Узнаем, какая вода», «Агрегатные состояния воды», «Растворимость веществ в воде».
Чтение сказки «Два ручья».
Наблюдение за водой в природе (дождь, туман, снег, лед, иней, сосульки, лужи, море).
Рассматривание картин «Наводнение», «Град», «Пустыня» из серии «Расскажем детям о природе»
Методическое обеспечение:
Глобус.
Картинки: «круговорот воды в природе», «водяная мельница», «рыболовное судно», «сухогрузы».
Методы и приемы:
1. Сюрпризный момент: игры.
2. Словесные: беседа, пояснение, вопросы, стихи.
3. Наглядные: рассматривание.
Оргмомент.
К солнцу вверх все потянулись
И друг другу улыбнулись
Вправо, влево наклонились
Другу низко поклонились
Поприветствовали дружно
А теперь работать нужно.
Мотивационно-ориентировочный этап.
Ребята, сегодня нас ждут интересные опыты и открытия. Вы готовы?
Загадать загадку
В морях и реках обитает
Но часто по небу летает
А как наскучит ей летать
На землю падает опять.
(вода).
Правильно, ребята – это вода.
А вы знаете откуда берется вода? У И. А. Бунина есть стихотворение «Родник»
В глуши лесной, в глуши зеленой,
Всегда тенистой и сырой,
В крутом овраге под горой
Бьет из камней родник студеный;
Кипит, играет и спешит,
Крутясь хрустальными клубами,
И под ветвистыми дубами
Стеклом расплавленным бежит.
-Вот откуда берется чистая вода. Родник образует ручеек, ручейки стекаются в реки, а реки в моря и океаны.
(Показ глобуса).
Знаком ли вам этот предмет? Как он называется? Это глобус — так выглядит наша планета Земля уменьшенная во много-много раз.
Синий цвет на глобусе означает … что? Воду. Как по-вашему, много ли воды на нашей планете? Много. Давайте покрутим глобус быстро-быстро. Кажется, что вся планета синего цвета — покрыта водой. Действительно, на Земле очень много воды. Но почти вся она в морях и океанах, а значит какая на вкус? Соленая. Годится соленая вода для питья? Нет, соленая вода не пригодная для питья.
Не соленой — пресной воды на нашей планете не много. Есть на земле места, где людям не хватает пресной воды. Именно поэтому нельзя понапрасну ее лить. Пресную воду, нужно беречь.
Ребята, я хочу познакомить вас с тем, как вода путешествует.
Дидактическое упражнение «Круговорот воды в природе»
Вода поступает в наши дома по трубам из рек и озер. Для чего мы используем воду?
Для питья и приготовления пищи, моемся водой, стираем в воде, убираем, поливаем растения. Много воды нужно для этого? Много. Как же получается, что люди до сих пор не использовали всю воду, почему вода не заканчивается? Об этом и расскажу вам.
Каждый день восходит на небе солнце. Солнце нагревает воду в реках и морях. Вода нагревается.
Во что превращается вода при нагревании? В пар. Куда движется пар? Вверх.
попала на небо. И стало облачко тяжелой дождевой тучей. Вскоре из тучи пошел дождь, во время которого капельки дождинки попадают на землю и стекают в реки и моря.
Так вода возобновляет свой путь. Начинает свой путь заново, нагреваясь и поднимаясь вверх в виде пара. Вот этот путь воды называют «круговорот воды в природе». По кругу вращается — круговорот. Давайте повторим и постараемся запомнить эти слова «круговорот воды в природе». (показ опыта с кипящим чайником)
Вода не только поит и моет. Вода умеет работать, приносить пользу.
Вода самая широкая, самая удобная дорога. По бесчисленным рекам, океанам, морям день и ночь плывут корабли – перевозят тяжёлые грузы и пассажиров. Вы видели когда-нибудь как корабли перевозят грузы? (Показ картинки).
Вода не только всех поит, она ещё и кормит. Моря, океаны днём и ночью бороздят тысячи больших и малых рыболовных судов, которые ловят рыбу. (Показ картинки).
Вода работает на гидроэлектростанциях – вертит большие турбины и помогает добывать электрический ток, благодаря которому, в наших домах есть свет и работают электроприборы.
(Показ картинки).
Динамическая пауза
Море очень широко (разводим широко руки в стороны)
Море очень глубоко (приседаем коснувшись руками пола)
Рыбки там живут друзья (движение руками «рыбка»)
А вот воду пить нельзя.
Есть такая поговорка: «Где вода — там жизнь». Вода нужна для жизни всем.
Всем нужна водица – и птицам, и травинкам,
Ходят к водопою звери по тропинкам.
А детишкам малым водичка всех нужнее –
С нею мы растем, с нею здоровеем.
Просто так из крана она не будет течь!
Чтоб нигде не капала чудесная вода.
Береги воду, береги всегда!
- Мы с вами уже выяснили, что чистой воды очень мало на нашей планете. А людям можно пить только чистую воду. Как же нам быть? Очищают воду на водопроводных станциях, это очень длительный и сложный процесс. В домашних условиях воду очищают с помощью фильтров кувшинчиков или сложных трехступенчитых фильтров, которые располагают под раковиной на кухне.
Как же происходит очистка, давайте посмотрим. Сейчас мы попробуем сами очистить воду с помощью фильтра, который сделаем сами. В стакан с водой добавьте песок и перемешайте. Какой стала вода? Вода стала мутной. Попробуем очистить воду с помощью самого простого фильтра –марли и ваты. Перелейте в пустую банку через самодельный фильтр мутную воду. Какая вода попала в стакан? Чистая, не мутная, а прозрачная.
Вывод: песок остался в фильтре, а в стакан попала очищенная от него вода. Марля с ватой стала фильтром для очистки мутной загрязненной воды.
Ребята, а что вам известно про воду.
-Какая бывает вода? .
Соленая, пресная, горячая, холодная, чистая, грязная, морская, речная, сладкая, газированная.
-В каком виде бывает вода? Жидкая, твердая (снег, лед, град, газообразная (пар).
-Какой вкус у воды? У воды нет вкуса.
-Какой у воды запах? У воды нет запаха.
-Какого цвета вода? Бесцветная, прозрачная.
-Какой формы вода? Вода принимает форму того предмета, в который ее налили.
Рефлексивно-оценочный этап.
Ребята, давайте вспомним, чем мы сегодня занимались?
Познакомились с понятием «круговорот воды в природе», способами очистки воды,
с умением воды работать на благо человека.