Наталья Ивановна Бабушкина
Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста «Путешествие в лес»
Программное содержание:
Цель: Закрепление математических знаний, умений и навыков посредством игры-путешествия.
Интеграция образовательных областей :
"Познание", "Социализация", "Коммуникация", "Музыка", "Худ. литература", "Физическая культура","Безопасность","Худ. творчество".
Задачи:
ОО "Познание" : Продолжать учить выделять части задачи, упражнять в решении задач, правильно выбирать арифметическое действие.
Упражнять в сравнении чисел, закреплять знания о знаках >, < .
Публикация «Конспект образовательной деятельности по познавательному развитию детей старшего дошкольного возраста „Путешествие в лес“» размещена в разделах
Развивать логическое мышление, продолжать учить детей декодировать информацию о свойствах предметов с помощью знаков-символов. Закреплять знания о свойствах предметов (цвет, форма, величина, толщина.)
Учить детей ориентироваться по предложенной схеме.
Развивать мелкую моторику пальцев рук.
Закреплять умение детей составлять изображение из геометрических фигур.
Воспитывать самостоятельность, умение понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно, упражнять в ориентировке в пространстве.
Воспитывать интерес к математическим занятиям.
ОО "Коммуникация" : продолжать формировать активную речь детей в различных видах деятельности; развивать личностные и интеллектуальные качества.
ОО "Художественное творчество" : развивать внимание, зрительную память, наблюдательность, воображение.
ОО "Художественная литература" : совершенствовать художественно-речевые исполнительские навыки детей при чтении стихотворений.
ОО "Социализация" : воспитывать чувство сопереживания, товарищества; продолжать приобщать к нормам и правилам взаимоотношений со сверстниками и взрослыми.
ОО "Музыка" : развивать умение оценивать музыкальное произведение, его характер, настроение, обогащать музыкальный опыт детей в процессе слушания музыки.
ОО "Физическая культура" : сохранять и укреплять здоровье детей.
ОО "Безопасность" : закреплять знания детей о нормах поведения в природе.
Материал:
Набор фломастеров на каждого ребенка.
Цифры от 1 до 10 и знаки на каждого ребенка.
Картинки для составления задач на каждого ребенка.
Массажный шарик на каждого ребенка.
Набор геометрических фигур к игре «Танграм» на каждого ребенка.
Схема изображения зайца, лисицы на каждого ребенка.
Оборудование:
Ноутбук, диск с видеозаписью "Послание от Бабы-Яги", аудиозапись П. И. Чайковского "Осенняя песня", аудиозапись "Звуки леса", письмо, песочные часы, листы ватмана для рисования, геометрический набор «Блоки Дьенеша», карточки со схемами, цифры от 1 до9, цифровые карточки со знаками >,< .
Ход образовательной деятельности
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам сегодня отправиться на экскурсию в лес. Там понадобятся наши знания по математике: о числах, знаках, геометрических фигурах, умения составлять и решать задачи.
- А сейчас послушайте внимательно музыку и определите, о каком она времени года?
Дети: - Об осени.
Воспитатель: - Что именно вы представили?
Дети: - Хмуро, пасмурно, прохладно, скучно, моросит дождь, деревья стоят голые, дует ветер.
Воспитатель: - Ребята, а как живут звери в такой период времени?
Дети: - Ежи сворачиваются клубочком и ложатся в норку спать. Медведи тоже готовятся спать в берлоге. Лисы и волки бродят по лесу в поисках добычи. Зайцы готовятся к зиме: меняют свои шубки на белые.
Воспитатель: - А кто хочет прочитать стихи о поздней осени?
(На фоне тихой осенней музыки дети читают стихотворения.)
Воспитатель: - Ребята, я предлагаю вам нарисовать картину "Поздняя осень". Даже не нарисовать, а дорисовать геометрические фигуры и их части.
(Дети фломастерами рисуют стоя. Продолжает звучать тихая музыка.)
Воспитатель: - Какая прекрасная картина у нас получилась!
- А сейчас мы с вами закроем глаза, нас закружит волшебный осенний легкий ветерок. Давайте все вместе скажем волшебные слова.
Воспитатель: - Тары - бары - бамс,
Лес осенний, встречай нас!
- Вот мы и в лесу. Давайте вспомним, как нужно себя здесь вести?
Дети: - Не разбегаться. Не кричать. Не разжигать костра. Не ломать деревья.
Сюрпризный момент.
Воспитатель: - Ой, смотрите, а здесь стоит волшебный телевизор.
(На пеньке стоит ноутбук, украшенный осенними листьями.)
- Давайте включим его.
Идет показ видеозаписи, на экране появляется Баба-Яга.
- Это кто сюда пожаловал? Кто меня побеспокоил? Я хозяйка в лесу! Я здесь все и всех заколдовала и никто не сможет расколдовать лес. Ха-ха-ха. Или вы хотите попробовать?
Дети: - Хотим!
Тогда решите мои задачки:
Подарил утятам ежик
8 кожаных сапожек.
Кто ответит из ребят,
сколько было всех утят? (4)
Раз к зайчонку на обед
Прискакал дружок-сосед.
На пенек зайчата сели
И по пять морковок съели.
Кто считать, ребята ловок?
Сколько съедено морковок? (10)
Как под елкой встали в круг
Заяц, белка и барсук,
Встали ежик и енот,
Лось, кабан, лиса и кот.
А последний встал медведь,
Сколько всех зверей? Ответь! (10)
-Справились вы с этими заданиями, а все остальные находятся вокруг вас. Чао! Пока!
Воспитатель под елкой находит большой конверт.
Задачи
Воспитатель: - Ребята, смотрите, вот какое-то письмо. Это от Бабы-Яги. Читает: - Придумайте и запишите цифрами и знаками задачи. Это наше первое задание.
(Возле окна стоят столы, на них разложены карточки, цифры и знаки.)
- Все понятно! Ребята, вам надо подойти к столам, там лежат карточки и по ним придумать свою задачу, выложить на столах решение.
Пальчиковая гимнастика.
Воспитатель: - Но сначала давайте проведем пальчиковую гимнастику с массажным шариком.
В гости к пальчику большому (шарик между ладоней, поступательные движения вперед - назад)
приходили прямо к дому, (берем указательным и средним)
указательный и средний, (круговые движения)
безымянный и последний; (круговые движения)
сам мизинчик-малышок (круговые движения)
постучался о порог, (постукивание по раскрытой ладони)
все мы пальчики - друзья, (шарик между ладоней, круговые движения)
друг без друга нам нельзя. (зажимаем шарик в кулачок)
Воспитатель: - Давайте вспомним, что такое задача. Из скольких частей она состоит?
Дети: - Задача состоит из 4 частей.
- Что такое условие?
Дети: - Условие, это то, что уже известно.
- Что такое вопрос задачи?
Дети: - Вопрос, это то, что нам неизвестно, и то, что нужно найти.
- Что такое решение задачи?
Дети: - Решение, это то, что можно прибавить или отнять.
- Что такое ответ задачи?
Дети: - Ответ задачи, это то, что получилось.
Воспитатель: - Приступаем к заданию. Кто хочет познакомить нас со своей задачей?
(Ребенок формулирует свою задачу, дети с воспитателем разбирают задачу по частям. Воспитатель проверяет решение у каждого ребенка. Оценка детских ответов.)
Воспитатель: - Молодцы, все справились.
Игра "Где спрятался мышонок".
(На "поляне" разложены блоки Дьенеша, 20 штук, под некоторыми из них в соответствии со схемами спрятаны маленькие плоские фигурки мышей.)
Воспитатель: - Ой, смотрите, сколько разноцветных листиков под ногами. Что можно о них сказать?
Дети: - Разной величины, толщины, формы, цвета.
(Раздается писк.)
Воспитатель: - Вы слышите, кто-то пищит? Как вы думаете, кто это?
Дети: - Наверное, мыши, они спрятались от лисы.
Воспитатель: - Смотрите, Баба-Яга оставила здесь карточки, по ним мы и определим, под каким блоком-листиком спрятались мыши.
(Воспитатель показывает первую карточку, дети называют блок.)
Дети: - Красный, круглый, маленький, толстый блок. Под ним спрятана мышка.
Воспитатель: - Давайте поднимем блок и проверим.
(Воспитатель показывает вторую карточку, дети называют блок.)
Дети: - Не синий, не красный, значит желтый, большой треугольник, тонкий, маленький.
Воспитатель: - Давайте поднимем и этот блок, проверим.
(Воспитатель показывает третью карточку, дети называют блок.)
Дети: - Не прямоугольник, не круг, не треугольник, значит квадрат, красный, большой, тонкий.
Воспитатель: - Ну что ж, молодцы, всех мышей нашли.
Игра "Где чей домик?".
Воспитатель: - Ребята, Баба-Яга так наколдовала в лесу, что и цифры потерялись. Давайте поможем цифрам найти их домики.
(На полянке из геометрических форм построены домики «А», «Б», «В», «Г», «Д», "Е", возле каждого домика лежат карточки: <3, <4, <5, <6, <7, >6, дорожки к ним выложены шнурками. Карточки с цифрами от 0 до 9 лежат вначале шнурка-дорожки.
Воспитатель: - Вы должны разместить цифры в домики, в соответствии с указанными знаками на карточках.
(Дети по очереди берут цифры и распределяют их по домикам, комментируя: один меньше трех, поэтому я выбираю домик «А».)
Физкультминутка (под музыку.)
У оленя дом большой, (руки над головой, скрещены ладонями вперед)
он глядит в свое окошко. (раскрытые ладони возле глаз)
Заяц по лесу бежал, (руки над головой, имитация ушей)
в дверь к нему стучал. (ладонь в кулачок, имитация стука)
Тук-тук-тук, дверь открой, (имитация открывания двери)
там в лесу охотник злой, (указательный и большой палец прямые, остальные в кулачке, имитация ружья)
Заяц, заяц забегай, лапу мне давай! (правую руку вытянуть в сторону, левую руку вытянуть в сторону, соединить хлопком)
Игра "Помоги фигурам выбраться из леса".
Воспитатель: - Цифрам мы домики нашли, а теперь нам надо помочь выбраться фигурам из леса.
(На полу на листах ватмана нарисованы схемы. Дети подгруппами располагаются вокруг.)
Воспитатель: - Вам нужно выбрать себе любую фигуру и вывести из леса по тропинке, обращая внимание на разрешающие и запрещающие знаки.
Воспитатель: - Расскажите, какой путь вы прошли.
( Ребенок объясняет: у меня был маленький желтый треугольник, я провел его так: треугольным фигурам вправо, затем вверх, потому, что у меня желтый цвет, влево, потому, что у меня большая величина.)
Логическая игра "Танграм".
Воспитатель: - Молодцы, с этим заданием Бабы-Яги справились. Ребята, а теперь нам надо расколдовать животных, выложив их из геометрических фигур по схемам. Мальчики расколдуют зайцев, а девочки лисиц. Кто справится, тот встает рядом со своим стульчиком. Но наша работа осложнена тем, что нам с вами нужно выполнить задание на скорость, за одну минуту. Проходите за парты, берите конверты. Я переворачиваю часы, приступайте к заданию.
(К концу выполнения задания начинает звучать запись «Голоса леса».)
Воспитатель: - Молодцы, вы все справились.
- Слышите, птицы запели, деревья зашумели листвой! Лес ожил. Значит, вы справились со всеми заданиями Бабы-Яги - расколдовали лес. Какие вы молодцы!
Воспитатель: - Вот и закончилось наше необычное путешествие. Пора возвращаться в детский сад. Давайте закроем глаза, нас опять закружит осенний легкий ветерок, все вместе скажем волшебные слова.
Воспитатель: - Тары - бары – бад,
Возвратились в детский сад!
Воспитатель: - Вам понравилось путешествие?
- Какие задания Бабы-Яги понравились вам больше всего?
- Кто из ваших друзей был самым активный, сообразительный, умный?
- Что нам помогло справиться со всеми заданиями?
- Вы все молодцы, добрые, отзывчивые и умные дети! Мне с вами было интересно путешествовать.