Юлия Федорченко
Конспект ОД в форме игры-исследования «Послание индейцев»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема:«Игра-исследование «Послание индейцев»
Цель:формирование смыслового восприятия у детей старшего дошкольного возраста на материале народной культуры и традиций индейцев.
Коррекционно-образовательные задачи:
познакомить детей с народной культурой и традициями индейцев;
активизироватьсловарь, уточнить названий и значение предметов: кипу, вигвам, амулет, вождь;
Публикация «Конспект ОД в форме игры-исследования „Послание индейцев“» размещена в разделах
- Индейцы. Все на тему индейцев для детей
- Индейцы. Конспекты занятий
- Исследовательская деятельность
- Исследовательская деятельность. Конспекты занятий, НОД
- Исследовательская и экспериментальная деятельность
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Темочки
закрепить навык смыслового восприятия текста (учить выделять факты в тексте, существенные детали, устанавливать взаимосвязи между ними, анализировать наглядный материал, выкладывать рассказ посериационным моделям;
закрепить навык образованиясложных прилагательных путём сложения двух основ, слов с увеличительным и уменьшительно-ласкательным значением;
закрепить навык образования существительных в родительном падеже;
профилактика нарушений письменной речи.
Коррекционно-развивающие задачи:
развивать зрительное и слуховое восприятие, внимание, память, пространственную ориентировку;
развивать мелкую и общую моторику;
развивать аналитико-синтетическую деятельность, в частности способность сравнивать;
развивать творческие способности, воображение.
Воспитательные задачи:
воспитание умений слушать, понимать и выполнять словесные инструкции;
воспитание навыков сотрудничества;
воспитание взаимопонимания, доброжелательности, самостоятельности, инициативности, ответственности.
Взаимодополняемость образовательных областей :«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие».
Культурные практики:коммуникативная, игровая, двигательная, продуктивная.
Методические приё мы: сюрпризный момент, художественное слово, показ, разъяснение, игра, беседа, поощрение.
Оборудование: презентация к занятию,видео-письма, аудиозапись танца, картинки-символыкаждой традиции, набор серий картинок к рассказам, детские и взрослый костюмы, рассказ «Олениха», заготовки для продуктивной деятельности-амулеты, плакаты с изображениями племён, вигвам, узелковое письмо.
Ход ООД
1. Организационный момент: создание проблемной ситуации
Выход под музыку. Танец индейцев.
Видео-письмо: «Приветствую вас, бледнолицые братья и сестры! Я-вождь индейского племени. Наше племя самое древнее на земле. Зовут меня Тигриный Зуб. Когда-то я победил сильного тигра и всегда ношу его зуб, как талисман. Я хочу предложить вам стать настоящими индейцами, но в племя индейцев принимают только тех детей, которые знают традиции нашего народа. Познакомится с ними вам поможет-кипу. Желаю удачи!»
- Ребята, а вы знаете что- значит слово «кипу»?
2. Целевая установка.
- Кипу-это узелковое письмо индейцев. Таким способом общались древние индейцы. Писать, как современные люди они не умели, поэтому они придумали узелковое письмо. Каждый узелок нёс в себе какое-то сообщение. Например, если в узелок была завязана ложка, то это означало, что одно племя приглашает в гости другое племя, если в узелок был завязан камень, то это означало приглашение на охоту. (слайд с кипу)
- И сейчас нам предстоит найти это письмо.
3. Проектирование решения проблемной ситуации
Чтобы узнать где вождь оставил кипу необходимо отгадать загадку.
Каждый индеец и каждый шаман,
Солнечным домом считает – ….
- Ребята, а что такое вигвам?
- (берем первый узелок) Каждое письмо начинается с приветствия. Давайте поприветствуем друг друга на языке индейцев. «О метако ясень» (поднимает правую руку ладонью от себя, что означает «все вокруг братья».
4. Развитие лексико-грамматических категорий.
- Читаем дальше письмо? Ребята, это традиция «Все вокруг братья». Многие племена очень близки друг другу. Но чем-то они разные. Давайте посмотрим как живут племена и чем они отличаются.
-Ребята, перед вами два племени. Давайте посмотрим, чем они отличаются?
Д: У первого племени есть вигвам, а у второго нет вигвама.
У первого племени есть котелок, а у второго нет котелка.
У первого племени есть орёл, а у второго нет орла.
У первого племени есть камень, а у второго нет камня.
- Давайте ребята посмотрим еще на два племени.
Первое племя - Мелкие зубы. Значит там живут какие люди?
Д: Мелкозубые
Второе племя – большой глаз. Значит там живут какие люди?
Д: Большеглазые
-Каждое племя видит все свои предметы по-разному.
У этого племени вигвам -, а у этого племени- ….
Д:вигвамище, вигвамчик.
- У этого племени костер -, а у этого племени- ….
Д:костёрище, костерчик.
- У этого племени волк -, а у этого племени- ….
Д:волчище, волчок.
- У этого племени сокол -, а у этого племени- ….
Д:соколище, соколик.
5. Формирование смыслового восприятия текстов.
- Читаем дальше письмо? Это традиция «Любовь к природе и животным». Индейцы очень любят животных, а особенно рассказы про них. Хотите и вы послушать? (два рассказа по серии сюжетных картинок перепутать между собой)
Олениха.
На высокой скале паслись олени. В тени лежал маленький олененок. Орел высмотрел олененка и бросился на него. Мать услышала шум громадной птицы. Олениха стала на задние ноги около детеныша. Передними копытами она старалась ударить орла. Орел отступил. Он полетел к своему гнезду.
Вопросы к расказу:
Как называется рассказ?
Кто главный герой рассказа?
Кто пасся на скале?
Что сделал орёл?
Как олениха спасла оленёнка?
- Ребята, давайте послушаем еще раз рассказ? И попробуем выбрать те картинки, которые подходят к рассказу и разложить их по порядку.
6. Физическое развитие
- Ребята, пока мы находимся на земле индейцев нас не могут звать нашими именами. Индейцы называют друг друга за их качества. Выберете себе амулети узнаем как вас будутзвать. (зоркий сокол, солнечный луч, верная рука, быстрый конь).
Следующий узелок говорит нам о традиции танцев. Станцуем, ребята?
Физминутка: танец.
- Следующий узелок говорит нам о традиции - Амулеты. Индейцы изготавливают себе амулеты, которые защищают их от всего плохого. (делаем амулет)
- Ребята, следующая традиция: круг. Давайте присядем с вами в круг. Индейцы каждый вечер садятся в круг и рассказывают друг другу разные истории. Давайте и мы поделимся тем, что сегодня узнали из жизни индейцев.
-У какого народа мы были в гостях?
- Как называется дом у индейцев?
-Как называется узелковое письмо у индейцев?
-Что изготавливают индейцы, чтобы защитить себя от всего плохого?
- Кто самый главный в племени у индейцев?
- Ребята, вот мы и узнали о народной культуре и традициях индейцев.
Видео-письмо: «Поздравляю вас ребята! Вы узнали много о традициях нашего народа! И поэтому могу с уверенностью сказать, что вы теперь настоящие индейцы!»