Наталья Вилкова
Конспект ОД «А яйцо, известно мне символ жизни на земле»
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение
Новоспасский детский сад № 6
Конспект
интегрированной образовательной деятельности
с детьми среднего дошкольного возраста
«А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!»
Воспитатель:
Вилкова Наталья Сергеевна,
1 квалификационная категория
Новоспасское
2022год
Цель: Формировать представление о народной культуре, ее богатстве и разнообразии, обычаях и традициях русского народа,
Задачи:
«Познавательное развитие»
Публикация «Конспект ОД „А яйцо, известно мне символ жизни на земле“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2022
Продолжать формировать знания детей к видам русского декоративно-прикладного искусства. Развивать интерес к изучению истории России и родного края.
«Социально-коммуникативное развитие»
Воспитывать уважительное отношение к труду народных мастеров, национальную гордость за мастерство русского народа к культурным традициям народа через практическое знакомство с предметами декоративно-прикладного искусства.
«Речевое развитие»
Формировать у детей умение вести диалог с воспитателем, со сверстниками; быть доброжелательным собеседником; воспитывать культуру речевого общения. Продолжать знакомить со стихотворными формами.
«Художественно-эстетическое развитие»
Формировать эстетическое отношение к действительности средствами народного декоративно-прикладного искусства.
Упражнять в составлении узора, в прорисовке главных и дополнительных элементов узора.
Упражнять в умении использовать в работе нетрадиционную технику рисования (рисование ватными палочками, «тычками»).
Развивать чувство композиции, умение находить удачное сочетание цветов.
Воспитывать аккуратность в работе, самостоятельность.
Предварительная работа:
• Рассматривание тематического плаката на тему Пасха.
• Слушание стихов и песен о Пасхе по аудиозаписи.
• Рассматривание орнаментов на писанках.
• Рисование на пасхальную тему.
• Беседы на тему с детьми русские традиции и обычаи.
Оборудование: образы декоративно-прикладного искусства (пасхальные яйца расписанные в различных техниках) на блюде, аудиозаписи «Колокольный звон Московского Данилова монастыря», силуэты яйца для росписи по числу детей, ватные палочки, гуашь, влажные салфетки.
Используемые технологии: игровые, здоровьесберегающие.
Ход образовательной деятельности
1. Дети входят в зал и поют песню «Становится весною», слова В. Губа, музыка И. Лазаревского
Становится весною тепло, тепло,
За лесом на полянке светло, светло.
Мелодия синички звучит, звучит,
А дятел барабанит стучит, стучит!
Щегол на тонкой ветке поет, поет,
Воробушек на танец зовет, зовет.
Где вырос на полянке цветок, цветок,
Там воробьи танцуют все прыг, да скок!
Воспитатель: Дети, посмотрите за окошко, стало там светлей немножко. Солнце яркое сияет, с праздником всех поздравляет.
Дети, какой праздник отмечает весной весь православный народ. (ответы детей)
Воспитатель: Правильно, праздник Пасхи отмечают каждую весну уже много – много лет подряд.
Пасха – самый главный праздник христиан, верующих в Бога, ведь в этот день Иисус Христос воскрес. Слово «Пасха» означает «освобождение», издавна на Руси этот праздник особо чтили и праздновали всегда весело. К этому празднику долго готовились, чистили и мыли избу, готовили украшения, припасали вкусные яства. Все христиане в пасхальную ночь шли на праздничную службу в церковь. Всю ночь люди не спали, они молились и просили Бога простить совершенные ими глупости, нанесенные обиды, грубые слова.
По всей округе разносился колокольный звон, потому что в праздник звонить в них мог каждый желающий.
Хорошо на колокольне,
Позвонить в колокола,
Чтобы праздник был раздольней,
Чтоб душа запеть могла.
Будто ангельское пенье,
Этот дивный перезвон
Светлым гимном Воскресенья,
Зазвучал со всех сторон.
(Пауза, звучит колокольный звон)
В эти дни люди делают добро для птиц и животных. Птиц выпускают из клеток.
Синички-сестрички,
Тетки-чечетки,
Вы на воле полетайте,
Вы на вольной поживите,
К нам весну скорей ведите.
Воспитатель: Празднуют Пасху целую неделю, люди ходят друг к другу в гости, приветствуют друг друга словами: «Христос воскрес!», и отвечают: «Воистину воскрес!»
Воспитатель. Ребята, скажите, какие особые блюда готовятся на Пасху? (ответы детей)
Правильно, на Пасху пекли куличи, красили яички. Посмотрите, какой у нас праздничный стол. Есть здесь и куличи, и «пасха» - очень вкусное и сладкое лакомство из творога, а яички все расписные, нет двух похожих. (показ воспитателя пасхальных яиц)
Посмотрите, что за чудо
Положила я на блюдо?
Тут яйцо, но не простое:
Золотое расписное,
Словно яркая игрушка!
Здесь полоски, завитушки,
Много маленьких колечек,
Звёзд, кружочков и сердечек.
Для чего все эти краски,
Словно в старой доброй сказке?
Я на всё даю ответы:
— Пасха — праздник самый светлый!
А яйцо, известно мне,
Символ жизни на земле!
Воспитатель. На Руси верили, что освященное яичко наделяет человека силой: «съешь его и болеть не будешь, добрым станешь».
Обычай красить яйца — уходит корнями в древность. Раньше считалось красное яйцо – символ солнца, нового дела, новой жизни.
Чтобы новый дом получился красивым, нарядным, крепким, а жизнь в новом доме была счастливой, под углами дома закладывали яйца. Прежде, чем приступить к весеннему севу, яйцо крошили и рассыпали по свежим бороздам в земле. Тогда будет хороший урожай. Когда рождался жеребенок, то хозяин проводил яйцом по спине жеребенка, чтобы он не болел, и вырос в крепкого коня.
Настя нам расскажет сейчас стихотворение про праздник Пасхи.
Настя: Как люблю я праздник Пасхи!
Приготовлюсь к четвергу,
Бабушка яички красит,
Я ей тоже помогу.
На скорлупке хрупкой, тонкой.
Для людей, для красоты.
Крашу кисточкой тихонько:
Крестик, солнышко, цветы.
Воспитатель: Сейчас я хочу предложить вам разрисовать бумажные силуэты яиц и подарить своим родным и любимым людям, друзьям, как оберег.
Но сначала, давайте, ребята немного разомнем пальчики.
Стол пасхальный накрываем, (разводим руками в стороны)
Веткой вербы украшаем. (пальцы «веером»)
Из печи несём куличики, (показ ладошками)
А от курочки — яички. (соединяем большой палец с остальными по очереди)
Дай нам, курочка, яичко простое,
Мы его распишем — будет золотое (раскрашиваем в воздухе).
Продуктивная деятельность
Воспитатель: Сначала важно продумать весь рисунок и расположить элементы узора так, чтобы получился интересным, красивым, чтобы узор (рисунок) был равномерно распределен по поверхности яйца.
Сам узор может быть самым разным: и гирлянда зеленых листочков, и белые ромашки, на темном фоне, и солнышко, и линии всех видов: прямые, волнистые, кружочки, звездочки. Сейчас весна, поэтому и краски выбираем яркие, сочные: желтую, зеленую, красную, голубую.
Итак, каждый из вас определил для себя рисунок и может приступить к работе.
(Дети разрисовывают бумажные силуэты яиц.)
Итог – анализ
Воспитатель: Вот и мы постарались подготовиться к празднованию праздника - Светлая Пасха.
На ваших пасхальных яйцах получился яркий, красочный узор, ваши друзья будут рады такому подарку, потому что он сделан от души.
- Ребята, что вы узнали о праздновании Пасхи.
- О чем узнали на занятии?
- Что было нового для вас?
- Вам понравилось занятие?