Давыдова Юлия Владимировна
Конспект НОД «Золотая хохлома» в подготовительной к школе группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект непосредственно – образовательной деятельности
по «художественно-эстетическому развитию» в подготовительной к школе группе.
Подготовила воспитатель : Ю. В. Давыдова
Тема: «Золотая хохлома»
Цель: развитие интереса детей к народному декоративно - прикладному искусству; художественного творчества в декоративном рисовании.
Задачи:
1. Образовательные:
Публикация «Конспект НОД „Золотая хохлома“ в подготовительной к школе группе» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Хохлома. Знакомимся с хохломской росписью
- Хохлома. Конспекты занятий
- Темочки
Формировать и расширять представления детей о предметах народного художественного промысла русских мастеров – хохломской посуде, особенностях её росписи. Продолжать знакомить с изделиями, украшенными хохломской росписью.
2. Развивающие:
Развивать умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы рисования при создании узоров по мотивам хохломской росписи.
3. Воспитательные:
Воспитывать позитивное, уважительное отношение к русскому народному творчеству.
Методы и приё мы: словесные (беседа, рассказ, наглядные, практические (игра).
Предварительная работа:
1. Познавательные беседы о народном декоративно – прикладном искусстве.
2. Рассматривание изделий прикладного искусства, иллюстраций, стилизованных образцов.
3. Цикл НОД в области «Художественное творчество» (декоративное рисование).
4. Рисование элементов хохломского узора, составление композиций, роспись силуэтов в совместной деятельности воспитателя с детьми и самостоятельной художественной деятельности детей.
5. Дидактические игры: «Обведи рисунок», «Продолжи узор», «Составь узор на посуде», «Угадай-ка!».
6. Чтение художественной литературы, заучивание стихотворений.
7. Прослушивание музыкальных произведений русского народного творчества.
Материал и оборудование:
1. Выставка предметов народно – прикладного искусства: хохломские изделия (стол, стульчики, самовар, ложки, досочка, половник, сахарница, стаканы, петушок, иллюстрации с изображением хохломской посуды, таблицы с изображением элементов хохломской росписи.
2. Гуашь красного, зелёного, чёрного цвета; тарелочки жёлтого цвета; кисти беличьи № 3; подставки под кисточки, непроливайки, бумажные салфетки и клеенки.
3. Магнитофон, диск с записью русской народной мелодии «Хохлома», русских народных наигрышей.
4. Презентация «Золотая хохлома».
Ход непосредственно – образовательной деятельности.
Организационный этап (2 мин).
Дети заходят в группу, становятся полукругом перед воспитателем.
Воспитатель: Здравствуйте! Здравствуйте!
Здравствуйте, друзья!
Всех вас видеть очень рада я!
Любите отгадывать загадки? (Да).
Воспитатель: Тогда слушайте:
Ветка плавно изогнулась, и колечком завернулась.
Рядом с листиком трёхпалым, земляника цветом алым.
Засияла, поднялась, сладким соком налилась.
А трава, как бахрома. Что же это? …
Дети: Хохлома.
Воспитатель: Сегодня день у нас особый, я приглашаю вас в дивный, волшебный мир Хохломы, мир музыки и ярких красок. Вы хотели бы отправиться в путешествие?
(Ответы детей)
Воспитатель: А вы идти со мной готовы? (Да).
Возьмёмся все мы за руки,
И все закроем глазки.
Отправимся все вместе мы,
В волшебный мир хохломы.
Вот мы глазки открываем
И все чуда ожидаем!
Дети открывают глаза. В группе организованна выставка хохломских изделий, иллюстраций с изображением хохломской посуды. Выставка накрыта скатертью.
На мониторе слайд №1.
Звучит тихая народная мелодия. Воспитатель открывает выставку на столе.
Основной этап (24 мин)
Воспитатель: Проходите, присаживайтесь ребята на лавочки.
Дети садятся на лавочки возле выставки напротив монитора компьютера.
На мониторе слайд №2 «Хохломская посуда».
Воспитатель: Посмотрите ребята, как красиво вокруг! Мы словно попали в царство Золотой Хохломы!
И чего здесь только нет:
Эти липовые ложки,
Блюдца, ковшики и доски
Расписала нам сама
Золотая Хохлома!
Вы разглядите, не спешите.
Тут травка вьётся и цветы небывалой красоты!
Блестят они как золотые, как будто солнцем залитые.
Воспитатель: Подумайте и скажите, какое настроение вызывает у вас хохломская посуда?
Дети: радостное, весёлое.
Воспитатель: Почему роспись называется хохломской? (Ответы детей).
Воспитатель: Молодцы! Эта роспись родилась под Нижним Новгородом в большом торговом селе, которое называется Хохлома.
На мониторе слайд №3 «Родина Хохломской росписи».
Воспитатель: Из чего мастера в Древней Руси делали свою посуду?
Дети: Из дерева липы и берёзы.
На мониторе слайд №4 «Хохломская посуда из дерева».
Воспитатель: Из чего современные мастера делали свою посуду? (фарфора, метала, а также из дерева)
На мониторе слайд №5 «Хохломская посуда из фарфора».
Воспитатель: Вся посуда не простая, а словно – золотая!
С яркими узорчиками, ягодками и листочками!
Воспитатель: Ребята, может быть, вы знаете, почему очень часто называют Хохлому - золотою?
Дети: На всех изделиях присутствует золотой цвет : на одних изделиях – это фон, на других – листья, ягоды, цветы в узорах.
Воспитатель: Какие цвета использует художник в хохломской росписи? (Красный, жёлтый, чёрный и может присутствовать зелёный).
Воспитатель: Оля, какой цвет используют мастера для фона? (Красный, жёлтый, чёрный).
На мониторе слайд №6
Воспитатель: Правильно! Обратите внимание на слайд.
Воспитатель: Андрей, назови и покажи элементы узора в хохломской росписи.
Дети: Завитки, травинки, капельки, кустики, листочки и трилистники, ягодки.
На мониторе слайд №7
Воспитатель: Молодцы! Ребята посмотрите на слайд.
Воспитатель: Вспомните и скажите, а какие ягоды рисуют художники?
Дети: Малинку, клубничку, чёрную и красную смородину, рябину, вишенки, крыжовник, бруснику.
На мониторе слайд №8.
Воспитатель: Молодцы! Вы очень много знаете о Хохломской росписи.
Воспитатель: А вы знаете, ребята, что в нашу страну приезжают гости из других стран и каждый хочет купить в России на память какой либо сувенир. Идут гости в специальные магазины – художественные салоны и приобретают там красивые хохломские изделия!
На мониторе слайд №9
Через горы и моря, восхищается весь мир –
Ай да русский сувенир! Ах, какие чудо – краски!
И по свету бродят сказки, и улыбки Хохломы.
Воспитатель: Ребята, а вы хотели бы открыть свой художественный салон и сами расписывать посуду? (Ответы детей)
Воспитатель: Перед тем, как мы станем художниками – мастерами я предлагаю послушать песню про «Хохломскую роспись» и потанцевать. Вставайте в кружок и повторяйте движения за мной.
Физкультминутка.
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Наше чудо – дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Нарисуем хохлому (руки перед грудью одна на другой)
Красоты невиданной! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Нарисуем травку (руки перед грудью одна на другой)
Солнечною краской (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Ягоды рябинки (руки перед грудью одна на другой)
Краской цвета алого (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз)
Хохлома, да хохлома (руки на поясе, повороты туловища вправо – влево)
Вот так чудо дивное! (руки поднять вверх, через стороны опустить вниз).
Воспитатель: Ребята, мы с вами будем художниками – мастерами и расписать тарелочки хохломским узором.
На столах разложена посуда - тарелочки. Дети проходят на свои места, садятся.
Воспитатель: Прежде чем начать украшать посуду, давайте вспомним последовательность.
Воспитатель показывает последовательность росписи тарелочек.
Воспитатель: С чего начнёте? (Ответы детей)
Воспитатель: Правильно! Расписывать кроя тарелочки.
Воспитатель: Что будите рисовать после?
Воспитатель: Завиток, изогнутую веточку. Почему?
Дети: Завиток-веточка главный элемент хохломской росписи, потому, что на нём рисуют все остальные элементы.
Воспитатель: Вспомните, что будите изображать на завитке сначала, что потом?
Дети: Сначала крупные элементы: ягоды, листья, потом – мелкие элементы: капельки, травку, завитки и т. д.
Воспитатель: Как нужно рисовать травку и завитки?
Дети: Концом тонкой кисти, чередуя цвета.
Воспитатель: Какие цвета будите использовать?
Дети: Красный, чёрный, зелёный.
Воспитатель: Молодцы, ребята, всё знаете!
Воспитатель: А сейчас, небольшая разминка для пальчиков.
Пальчиковая гимнастика.
Вот все пальчики мои, их как хочешь поверни:
И вот этак, и вот так, не обидятся никак (потирание кистями рук).
Раз, два, три, четыре, пять (хлопки ладоней).
Не сидится им опять (встряхивание кистями).
Постучали, повертели,
Рисовать мы захотели.
Воспитатель: Теперь, юные мастера, можете смело приступать к работе! Удивите гостей хохломскими узорами!
Воспитатель убирает свою работу с доски.
Самостоятельная деятельность детей под музыкальное сопровождение
Проводится индивидуальная работа. Воспитатель следит за аккуратностью в работе и за осанкою детей.
Воспитатель: Мне очень интересно, что же у вас получилось? Вижу, все уже закончили. Очень хорошо!
Заключительный этап (4 минуты).
Воспитатель: А теперь ребята, берите свои работы и выставляйте их на стол.
Работы выставляются на стол и проводится их анализ. Дети стоят вокруг стола с воспитателем.
Воспитатель: Посмотрите, какая чудесная получилась посуда – яркая, красочная, праздничная – как у настоящих мастеров, настоящая золотая хохлома! У каждого получился свой, неповторимый узор. Как красиво Алисы выполнены завитки, они нарисованы плавно, неотрывно. А вот здесь получился узор тонкий, красивый. А на этой росписи удачно выполнены цветок, листочки.
Воспитатель: Молодцы, ребята, вы все очень хорошо постарались!
Воспитатель: А какие работы больше всего понравились вам, и почему?
2-3 ребёнка дают анализ работ сверстников.
Воспитатель: Да, такую посуду не стыдно показать нашим гостям.
Воспитатель: Внимание, внимание! Наш художественный салон открывается!
Дети встают возле своих работ и читают стихи.
Презентация работ детьми
1. Эй, честные господа! К нам пожалуйте сюда!
Как у нас ли тары – бары, хохломские есть товары!
2. Вот посмотрите!
Выросла золотая травка на ложке,
Распустился цветок на плошке,
Ягодка клюква поспела на поварёшке.
3. Листочки, ягодки, цветочки, стебелёчек, завиток.
Здесь хозяева три цвета: чёрный, красный, золотой.
4. Вот посуда для кашки – окрошки, чудо – блюдо, чашки да ложки.
Вся посуда хороша, так и радуется душа!
5. Роспись Хохломская, словно колдовская,
В сказочную песню просится сама.
И нигде на свете, нет таких соцветий,
Всех чудесней наша Хохлома!
Воспитатель: Ребята, если хотите, вы можете подарить свою тарелочку нашим гостям, или подарить её вечером своим родителям. Я, думаю, любой будет рад получить такой сувенир.
Дети дарят гостям свои работы. Музыкальное сопровождение.
Воспитатель: Ну а я хочу вас угостить вот такими конфетами, которые упакованы в фантики, расписанные хохломской росписью. Вы, ребята, в группе их попробуете.
Воспитатель угощает детей.
Воспитатель: Всем спасибо! До свидания!
Звучит народная мелодия.