Наталья Рябова
Конспект НОД «Знают взрослые и дети: краше куклы нет на свете»
▼ Скачать +Заказ
Конспект занятия по духовно – нравственному воспитанию детей подготовительной группы
«Знают взрослые и дети, краше куклы нет на свете».
Цель: воспитывать нравственно-патриотические чувства посредством знакомства дошкольников с декоративно-прикладным искусством – русскими матрёшками.
Задачи:
Образовательные: Познакомить с историей возникновения матрёшек.
Развивающие: развивать у детей познавательный интерес, интерес к истории и культуре России, творческие способности и фантазию, наблюдательность.
Публикация «Конспект НОД „Знают взрослые и дети: краше куклы нет на свете“» размещена в разделах
Воспитательные: воспитывать у детей эстетический и художественный вкус,
интерес к культуре своих предков,самостоятельность, активность.
Интеграция: «Познание», «Художественное творчество», «Коммуникация», «Музыка», «Социализация», «Физическая культура».
Социализация: приобщение детей к национально-культурным традициям, познакомить с русской народной игрушкой (матрёшкой) как символом русского народного искусства; развивать интерес к народным игрушкам.
Познание: развитие исследовательских умений; закрепить свойства дерева.
Художественное творчество: развивать наблюдательность, способность замечать характерные особенности предметов, закрепить умение рисования краской-гуашь; воспитывать самостоятельность, умение активно и творчески применять ранее усвоенные способы изображения предметов; развивать фантазию, творчество, воображение.
Коммуникация: расширять словарный запас.
Музыка: продолжать обогащать музыкальные впечатления детей, вызывая эмоциональный отклик при исполнении русских народных наигрышей.
Физическая культура: дать возможность детям отдохнуть во время занятия, избежать переутомления.
Материал и оборудование:
Кукла Матрёшка (несколько видов).
Иллюстрация с изображением Семёновской, Полхов-Майданской и Загорской матрёшек.
Шаблоны матрешек (на каждого ребёнка).
Краски-гуашь, палитра, салфетки.
Музыкальное сопровождение – «Матрёшки"(музыка Ю. Слонова, слова Л. Некрасовой).
Ноутбук.
План занятия.
I. Организационный момент.
II. Основная часть занятия.
1. Сообщение темы занятия. 2. Объяснение нового материала. Беседа о возникновении русской матрёшки. 3. Рассказ воспитателя о наиболее известных матрёшках. 4. Физминутка. 5 Расписывание матрёшек.
III. Подведение итога занятия.
Предварительная работа: рассматривание матрёшек в группе, игры с народными игрушками, составление рассказов и сказок, действующими лицами которых являются матрёшки, чтение стихов, фольклорных произведений о матрёшке.
Ход занятия:
1. Организационный момент.
Педагог: Добрый день, ребята. Я надеюсь, что настроение у вас отличное и, вы готовы к новым открытиям.
2. Основная часть занятия.
Сообщение темы занятия.
Педагог : Чтобы узнать, о чём мы будем говорить сегодня, вам надо отгадать загадку.
В гости к нам пришла игрушка -
Не лошадка, не Петрушка. Здесь красавица-девица. Алый шелковый платочек,
Яркий сарафан в цветочек,
Упирается рука в деревянные бока.
А внутри секреты есть:
Может три, а может шесть.
Разрумянилась немножко.
Наша русская ….
(Ответы детей - матрёшка)
Объяснение нового материала.
Беседа о возникновении и видах русской матрёшки.
- Как вы думаете, ребята, откуда появилась на Руси матрёшка?
(Ответы и предположения детей)
- А на самом деле все было так… (Слайд)
В Россию из далёкой Японии купцы привезли маленькие игрушки-куколки, внутри которых оказались еще несколько фигурок, вложенных одна в другую. Кукла эта понравилась и взрослым, и детям. А через некоторое время появились у нас в России игрушечные девочки, которые вкладывались одна в другую. Ее создателями были: токарь В. П. Звёздочкин, который выточил первых деревянных кукол и художник С. В. Малютин (слайд). Она была одета в сарафан, а в руках держала петуха. По форме они напоминали японскую игрушку, но одеты были уже по-русски: в сарафаны, фартуки, платочки. Этих кукол назвали Матрёнами, ласково - матрёшками. Полюбилась россиянам эта игрушка. Стали точить ее из дерева на токарных станках и расписывать. Их делают до сих пор: и под Москвой - в Сергиевом Посаде, и около Новгорода - в селе Семенове и недалеко от города Мурома - в Полхов-Майдане.
Педагог: Ребята как вы думаете, из чего делают матрешку?
Ответы детей.
Педагог: Матрёшек делают из дерева. Как правило, это липа, береза, осина.
Первой на свет появляется самая маленькая матрёшка, которая не открывается. Следом за ней – нижняя часть (донце) для следующей. Верхняя часть второй матрёшки не просушивается, а сразу одевается на донце. Благодаря тому, что верхняя часть досушивается на месте, части матрёшки плотно прилегают друг к другу и хорошо держатся.
По окончании токарных работ белоснежную деревянную матрешку тщательно зачищают, грунтуют крахмальным клейстером, для того чтобы ее поверхность была идеально гладкой и наносимые краски не растекались по древесине, затем сушат. Теперь матрешка готова к росписи. А затем начинается процесс, который придаёт каждой матрёшке свою индивидуальность – роспись. Сначала карандашом наносится основа рисунка. Потом намечаются контуры рта, глаз, щёк. И уж затем матрёшке рисуют одежду. Обычно расписывая, используют гуашь, акварель или акрил. В каждой местности есть свои каноны росписи, свои цвета и формы. После раскраски матрешек лакируют. Под слоем прозрачного блестящего лака краски приобретают особую яркость. (Слайды)
Физкультминутка. (танец «Матрёшка»)
Мы веселые матрёшки, ладушки, ладушки.
Хороши у нас одёжки, ладушки, ладушки.
Мы покружимся немножко,ладушки, ладушки.
Вы похлопайте в ладошки, ладушки, ладушки.
Рассказ воспитателя о матрёшках (демонстрация матрёшек).
Матрёшки из Загорска (Слайд)- Сергиев Посад.
Я матрешка из Загорска.
Встрече с вами очень рада.
Мне художниками дан яркий русский сарафан.
Я имею с давних пор на переднике узор.
Знаменит платочек мой разноцветною каймой.
На голове у Загорских матрёшек разноцветные платки в цветочек или горошек. На кофточку надет сарафан с различными цветами по подолу. Матрёшка как бы идёт по цветущему лугу.
Матрёшка семёновская (Слайд)
Я из тихого зелёного городка Семёнова.
Я в гости к вам пришла.
Букет цветов садовых розовых, бардовых
В подарок принесла.
Украшает Семёновскую матрёшку большой букет цветов, занимая почти весь фартук. Край платка этой матрёшки тоже украшен цепочкой небольших бутонов. Платок чаще жёлтым цветом.
Матрёшки из Полхов - Майдана (Слайд)
А я, подружки, из Майдана.
Могу я стать звездой экрана.
Украшен мой наряд цветами
С сияющими лепестками
И ягодами разными,
Спелыми и красными.
Голова у матрёшки чуть приплюснута, у плеч крутой изгиб. Такая форма придаёт матрёшке задорный, удалой вид. У матрешек нет платка с завязанными концами, нет сарафана и фартука. Вместо этого — условный овал на двухцветном поле — верх красный или желтый, низ зеленый или фиолетовый. Платок на ней яркий и юбка тоже. Глаза чуть сощурены и хитро так посматривают. Самое яркое пятно - это фартук. Расцвёл на нём чудо-букет.
Дидактическая игра: «Собери матрёшку»
Цель: учить совмещать детали, находить отличительные черты каждой из росписей.
Расписывание матрёшек.
Педагог:
Мастера, скорей за дело.
Украшай матрешек смело.
Выбирай любой узор,
Чтобы радовал он взор.
Рисовать будем гуашью. Подбирайте цвета так, чтобы матрёшка получилась яркой, нарядной. Старайтесь рисовать аккуратно. Тонкие линии, точки, завитки делайте кончиком кисточки, лепестки цветов — короткими толстыми штрихами.
(Под звуки русской – народной музыки дети садятся за столы и начинают расписывать матрёшек).
Педагог:
Наша русская матрёшка
Не стареет сотню лет.
В красоте, в таланте русском
Весь находится секрет.
3. Подведение итогов занятия.
Итогом работы является выставка рисунков.
Педагог: Молодцы,вы настоящие творцы! Поработали вы на славу! А теперь расскажите о том, что интересное для себя вы сегодня узнали о милой крошке – матрёшке.
(Ответы и рассказы детей)