Родникова Елена
Конспект НОД «Знакомство с Предметами быта: Прялка, веретено» (открытое занятие для родителей)
▼ Скачать + Заказать документы
Муниципальное дошкольное образовательное учреждение детский сад комбинированного вида №4 г. Белинский Пензенской области
Конспект НОД
«ЗНАКОМСТВО С ПРЕДМЕТАМИ БЫТА :
ПРЯЛКА, ВЕРЕТЕНО»
(открытое занятие для родителей)
Воспитатель: Долматова Е. Н.
2018г.
Интеграция образовательных областей:
Образовательная область «Социально-коммуникативное развитие»
Публикация «Конспект НОД „Знакомство с Предметами быта: Прялка, веретено“ (открытое занятие для родителей)» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Открытые занятия. Конспекты
- Электричество, бытовые приборы. Конспекты занятий
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2019
Цель: прививать интерес к культуре родного народа, народным традициям, обычаям гостеприимства, русскому фольклору, русским народным играм, вызвать атмосферу радости от общения с прошлым.
Образовательная область «Познавательное развитие»
Цель: познакомить детей с предметами крестьянского быта : прялкой, веретеном.
Образовательная область «Речевое развитие»
Цель: активизировать в речи слова: прялка, веретено, ухват, рушник, самовар, кадка, лапти, люлька, рубель и др. ; вызвать желание самостоятельно исполнять знакомые инсценировки, обогащать словарь пословицами, поговорками, загадками, потешками.
Образовательная область «Физическое развитие»
Цель: развивать двигательную активность.
Образовательная область «Художественно- эстетическое развитие»
Цель: способствовать стремлению петь протяжно, чётко произносить слова.
Материалы и оборудование: аудиозаписи с русской народной музыкой; «уголок русской избы» с предметами быта, деревенской утварью, половичками, люлька; русские народные костюмы; корзинка ленточка; пироги.
Предварительная работа : знакомство с предметами быта, обычаями и традициями на других занятиях в «музейной комнате чембарского быта»; чтение русских народных сказок, потешек, пословиц, поговорок, разгадывание загадок;
слушание русской народной музыки; организация и проведение русских народных игр («Заря –заряница», «Горелки», «Клубок» и др.)
Ход
В группе воспитатель рассматривает веретено, пряжу. Сама с собой разговаривает: «Что это такое? Как работает этот предмет?». Дети подходят и тоже рассматривают. Кто- то пытается рассказать…Как же узнать об этих предметах? Дети говорят, что можно из интернета, энциклопедий, в музей сходить. Появляется на экране Домовенок Кузя и приглашает в музей.
(в «музейной комнате чембарского быта») :
Воспитатель переодевается. Хозяйка сидит у прялки и прядёт пряжу, качая колыбель и напевая песню.
Хозяйка:
Я пряду, пряду кудель,
Я качаю колыбель.
Прялка, прялка не гуди,
Мою Настеньку не буди.
Ты тянись, тянись мой лён,
Ты сойди на Настю, сон.
Баю, баю, баю, бай,
Сонных глаз не размыкай!
(В музейную комнату под р. н. м. входят дети с Варварой, одетые в русские народные костюмы).
Хозяйка: Здравствуйте! Милости просим! Рады гостям, как хорошим вестям!
Дети: Мира, счастья, здоровья вашему дому!
Хозяйка: Не толпитесь на крылечке, проходите ближе к печке. Рассаживайтесь поудобнее. В тесноте, да не в обиде. Проходите да хвастайте – какими судьбами.
Варвара: Вот привела к тебе ребят. Пусть, думаю, поглядят, чему-нибудь хорошему поучатся.
Хозяйка: В прошлый раз я много чего рассказывала, много всего показывала. И хочу всем вам, ребятки, загадать сейчас загадки. Кто отгадку скажет - пусть её покажет.
Загадки:
1. На стене висит, болтается,
Всяк за него хватается (рушник).
2. Кто в избе рогат? (ухват).
3. Стоит попадья, двумя поясами подпоясана (кадка).
4. Стоит толстячок, подбоченивши бочок
Шипит и кипит, всем пить чай велит (самовар).
5. Обувь немудрёная, но зато народная и душе угодная (лапти).
6. Не шит, не кроен, а весь в рубцах.
По скалке катается, одежда выпрямляется (рубель).
7. Без рук, без ног во все стороны кланяется (люлька).
Хозяйка: В люльке Настенька спит, может, кто из вас покачает?
(Девочка садится возле люльки и качает).
Хозяйка: А сегодня расскажу я вам о прялке и веретенце.
Раньше в крестьянской избе начинали прясть с детства. Прялка была в деревне в каждом доме и считалась одним из самых почитаемых предметов в доме. Долгими зимними вечерами пряли с их помощью пряжу.
Нарядную прялку мастерил добрый молодец в подарок своей невесте, дарил на память муж жене, отец дочери. И потому её старались украсить и сделать особенно нарядной. Прялку – подарок бережно хранили всю жизнь и передавали как великую ценность следующему поколению.
Вот и эта прялочка досталась мне от моей прабабушки. Состоит прялка из донца, на котором сидят, лопасти и ножки-стояка. К лопасти привязывали кудель. Во время работы мастерица садилась на донце и скручивала нить из кудели (волокнистого пучка льна или шерсти) на веретено.
Веретено – конусообразная палочка, выточенная, украшенная.
(Рассматривают).
Хозяйка: Послушайте загадочку: «Чем больше я кручусь, тем толще становлюсь». Догадались, что это?
Дети: (отвечают).
Хозяйка: Есть такая пословица: «Не велико веретено, а всех одевает оно».
Из напряденных льняных нитей ткали холст, а затем шили одежду. Сегодня на таких прялках прядут шерсть на носочки, варежки.
Дети: А можно нам попробовать попрясть пряжу?
Хозяйка: Конечно, мои милые, конечно, мои хорошие.
(Дети пробуют прясть, хозяйка объясняет: пряжу нужно скручивать пальцами, наматывать на веретено).
А чтобы работать было веселей – пели песни. Ниточка прядётся, а песенка поётся.
Русская народная песня «Прялица»
Позолоченная прялица,
Мы прядём, а нитка тянется,
Мы прядём, а нитка тянется,
Нам работа наша нравится…
Варвара: О чём же поведала сегодня Хозяюшка? С какими старинными предметами быта познакомила? Спасибо Кузе, что подсказал, где узнать можно про старинные предметы быта.
Дети: (отвечают).
Варвара: А мы припасли для тебя, Хозяюшка, забавушек на всякий вкус.
Кому – хоровод, кому – игру, кому – потешечку.
Как у наших ворот
Собирался народ,
Собирался народ
На весёлый хоровод!
Заведём нашу, нижегородскую!
Хозяйка: Да и я, пожалуй, встану
От ребяток не отстану.
Хоровод «На горе-то калина».
Варвара: Есть у нас с собой корзинка – копилочка.
Мы всё запоминаем и в копилку собираем.
(Достаёт из корзинки предметы, дети обыгрывают потешки).
Обыгрывание русских народных потешек:
Чаша.
Как на нашем на лугу
Стоит чашка творогу.
Прилетели две тетери-
Поклевали, улетели.
Лошадка.
Ваня, Ваня – простота
Купил лошадь без хвоста.
Сел задом наперёд
И поехал в огород.
Морковка.
В огороде заинька,
В огороде серенький
Он капустку грызёт,
Он морковку берёт.
Скок,скок, поскок-
Побежал во лесок.
Хозяйка: Ребята играют, меня потешают.
Дети: А в русские народные игры играть будем?
Варвара: В какие?
Дети: Давайте в «Горелки» или «Заря – заряница».
(Дети считалкой выбирают водящего).
Считалка
Раз, два, три, четыре, пять.
Мы собрались поиграть,
К нам сорока прилетела,
И тебе водить велела.
Русская народная игра «Заря – заряница»
Дети встают в круг, руки держат за спиной, а один из играющих - Заря - ходит сзади с лентой и говорит:
Заря-заряница,
Красная девица,
По полю ходила,
Ключи обронила,
Ключи золотые,
Ленты голубые,
Кольца обвитые -
За водой пошла.
С последними словами водящий осторожно кладет ленту на плечо одному из играющих, который, заметив это, быстро берет ленту, и они оба бегут в разные стороны по кругу. Тот, кто останется без места, становится Зарей. Игра повторяется.
Правила игры. Бегущие не должны пересекать круг. Играющие не поворачиваются, пока водящий выбирает, кому положить на плечо ленту.
Хозяйка: Шутки, прибаутки, веселье!
А у меня есть вкусное угощение.
Пироги капустные
Очень даже вкусные.
«Не красна изба углами, а красна пирогами» (пословица)
(Хозяйка выносит на подносе пироги).
Берите, не стесняйтесь,
Пирогами угощайтесь!
Дети: Благодарствуем, Хозяюшка.
Варвара: Спасибо, Хозяюшка, за хлеб – соль да пироги знатные.
За учение уму – разуму.
А нам пора с вашего двора.
(Звучит р. н. м. Дети выходят из комнаты чембарского быта).