Александрова Елена Сергеевна
Конспект НОД «Зимние узоры Гжели» в подготовительной группе
Образовательная область: художественно-эстетическое развитие.
Возрастная группа: подготовительная к школе группа.
Вид рисования: по образцу.
Вид занятия: декоративное рисование по образцу.
Тип занятия: по заданию.
Форма занятия: традиционная.
Программное содержание:
Изобразительная задача: совершенствовать умение детей размещать элементы предложенных образцов узора на плоскости округлой формы (тарелочка).
Публикация «Конспект НОД „Зимние узоры Гжели“ в подготовительной группе» размещена в разделах
- Гжель. Знакомимся с гжельскими узорами
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Узоры, орнаменты. Игры, дидактические пособия
- Темочки
Техническая задача: упражнять детей в технике изображения элементов народной росписи Гжель.
Композиционная задача: учить располагать отдельные элементы росписи в соответствии с предложенным образцом.
Воспитательная задача: воспитывать интерес и уважение к работе народных мастеров, чувство прекрасного, способствовать развитию детского творчества. Развивать художественно-эстетическое восприятие, умение анализировать продукт деятельности.
Цели:
Образовательные:
1) Обогащение эмоционально-эстетического восприятия дошкольников через поэтическое слово, музыку, живопись.
2) Обобщение и систематизация знаний детей о зиме.
3) Освоение навыков рисования элементов гжельской росписи.
Развивающие:
1) Развитие творческого воображения, фантазии, мышления.
2) Формирование умения видеть, чувствовать, обсуждать явления природы.
3) Воспитывать интерес к народной культуре и чувство уважения к творчеству народных мастеров.
Материалы и оборудование:
- Образцы изделий гжельских мастеров;
- Схема росписи Гжель;
- Круги из белого картона (тарелочки) по количеству детей;
- Акварельные краски и кисти №3;
- Баночки с водой и влажные салфетки.
Методы и приемы обучения:
1) Беседа, рассказ воспитателя об истории народного промысла.
2) Прослушивание музыкальных произведений (Музыкальный альбом "Времена года" Вивальди, композиция "Зима" П. И. Чайковского).
3) Демонстрация образцов гжельской росписи.
4) Алгоритмическая таблица с последовательностью выполнения элементов росписи.
5) Проблемные вопросы.
6) Косвенные словесные приемы.
7) Оценка деятельности детей.
Предварительная работа:
- Наблюдение на прогулке за признаками зимы;
- Рассказ о народном художественно-декоративном промысле - гжельской росписи;
- Рассматривание образцов росписи на керамических изделиях и иллюстрациях.
Дидактические игры и упражнения: Д/и "Чудо-узоры", "Подбери узор по образцу", прослушивание музыкальных композиций Вивальди, П. И. Чайковского.
Активизация словаря детей: народные промыслы, гжельская роспись, Гжель, керамика.
Интеграция образовательных областей: художественно-эстетическое развитие, познавательное развитие, речевое развитие.
Ход занятия:
Воспитатель: Здравствуйте, ребята! Какое у вас настроение?
Вы будете заниматься? (Да).
Будем с вами рисовать? (Да).
А вы будете стараться? (Да).
Все вы будете молодцы!
Проходите и садитесь,
Хорошо, что вы все сегодня пришли.
Воспитатель: Ребята, я хочу начать свой рассказ с прослушивания музыкальных произведений, а вы по характеру музыки должны догадаться о времени года ( слушание музыкальных композиций). Догадались, о каком времени года эта музыкальная композиция? (О зиме).
Воспитатель: Как вы догадались? (Ответы детей, обобщение ответов).
- Да, ребята, вы правы. Действительно, в данном произведении музыка то быстрая, то медленная, как и изменчивая погода зимы. Звуки музыки напоминают то завывание вьюги, метели, то скрип старых стволов деревьев. Зима у нас очень разная. Она и студеная, и с оттепелью, и с метелями, и с капелью, и со снегом хрустящим. Значит, к какому выводу мы пришли? (С помощью звуков музыки, характера музыки композитор может передать признаки зимы).
Воспитатель: А кто же передает характер зимы в словах? (Поэты, писатели). Послушайте стихотворение А. С. Пушкина " Зимнее утро":
- Под голубыми небесами.
Великолепными коврами,
Блестя на солнце, снег лежит.
Прозрачный лес один чернеет,
И ель сквозь иней зеленеет,
И речка подо льдом блестит.
Воспитатель: А кто передает характер зимы в красках? (Художники в картинах). Ответы детей: "Художники".
Воспитатель: Красота родной природы всегда вдохновляла художников, и они создавали прекрасные произведения - писали картины, расписывали посуду и предметы быта. Ребята, скажите, а какой вид декоративной росписи напоминают вам морозные узоры на стекле? Как называется роспись, где художники используют синие и голубые оттенки красок на белом фоне? (Ответы детей: "Гжель - синие узоры на белом фоне".)
Воспитатель: Правильно, ребята! Это роспись Гжель. Давайте с вами вспомним историю возникновения этого промысла. Его название связано с деревней Гжель в Московской области. На ее территории были обнаружены пласты белой глины, залегавшие практически на поверхности. После того, как стало известно о высоком качестве этой глины и о том, что из нее получается высококачественная керамика, зародился народный промысел, связанный с изготовлением различных гончарных изделий. Местные мастера делали не только посуду, но и детские игрушки.
Первые изделия мастеров этой местности известны еще с 1320 года. Постепенно оригинальный рисунок, неповторимая роспись и удивительная самобытность Гжели стали очень популярными, и отдельные мастерские объединились в большие производства.
- Ребята, а сейчас я приглашаю вас в нашу творческую мастерскую, где мы с вами сможем попробовать себя в роли настоящих народных художников. Но сначала давайте рассмотрим образцы гжельской росписи. Это не только различные предметы посуды - тарелки, кувшины, чашки и чайники, но и статуэтки. Красотой изделий Гжели восхищаются люди всего мира.
Воспитатель: Ребята, а сейчас давайте присядем на свои места и приступим к работе. Предлагаю украсить наши тарелочки элементами узоров Гжели. Возьмите кисточки, обмакните их в краску синего цвета и повторяйте за мной. Я покажу вам последовательность росписи.
(Воспитатель показывает на образце последовательность выполнения элементов росписи, дети повторяют. Педагог подходит к каждому ребенку, дает советы и осуществляет практическую помощь в случае затруднения. В конце воспитатель предлагает детям полюбоваться своими рисунками и работами других детей).
Воспитатель: Ребята, какие вы молодцы" Посмотрите, какие красивые расписные тарелочки у нас получились! Когда они высохнут, мы разместим их на выставке для наших родителей. А скажите мне, какой вид росписи мы сегодня с вами использовали? (Ответы детей:" Гжель").
Воспитатель: А какое время года напоминают нам узоры Гжели? (Ответы детей: "Морозные узоры").
(Воспитатель с помощью детей размещает работы на выставке, дети внимательно рассматривают рисунки друг друга).