Екатерина Страхова
Конспект НОД «Жаворонки, прилетите»
▼ Скачать
НОД "Жаворонки, прилетите, весну красную принесите".
Цель
Систематизировать знания детей о изменениях в живой и неживой природе весной, о перелетных и зимующих птицах
Задачи
Формировать представления детей о жаворонке :внешний вид,образ жизни, особенности поведения
Развивать мышление, мелкую моторику рук
Воспитывать осознанное, доброжелательное,заботливое отношение к птицам.
Оборудование.
Публикация «Конспект НОД „Жаворонки, прилетите“» размещена в разделах
Костюм весны, игрушка-кораблик, колокольчик-игрушка, гнездо, магнитофон,магнитная доска с магнитами,стулья,столы, противень, изюм, тесто, влажные салфетки,стеки,клеенки.
Предварительная работа.
Речевое развитие-"Художественная литература "-чтение,заучивание стихов закличек,потешек, пословиц о весне,птицах,чтение художественных произведений (С. Вангели "Подснежник ", Е. Чарушин "Почему Тюпа не ловит птиц?"М. Горький "Воробьишко ",К Жуковский "Жаворонок Л. Толстой "Хотела галка пить ".)
Речевое развитие: Беседа о птицах, рассматривание иллюстраций,составление рассказов по предметной и сюжетной картинкам, рассматривание картины "Грачи".
Художественно- эстетическое развитие: рисование,лепка, аппликация по темам "Весна" "Птицы -наши друзья". Поделки из деревянного материала: кормушки, скворечники (совместно с родителями).
Художественно - эстетическое развитие "Музыка" -прослушивание звукозаписей голосов птиц,пение песен о весне и птицах (Журавли "муз. А Лившица, сл. М. Познанский.) ,хоровод "Веснянка",этюд -драматизация "Времена года " П. Чайковского.
Физическое развитие "Физическая культура "-имитация движений птиц,подвижная игра "Перелет птиц", "Совушка".
Словарная работа:
пташечки, чернокрылый, противень, хищная, летуны, с золотистой корочкой.
Ход
Воспитатель: Дети, послушайте загадку:
Пришла,улыбнулась -утихли метели.
Позванивать стал колокольчик капели.
Река пробудилась,растаяли льды.
День прибывает. Когда это бывает? (Показ слайда -весна).
Правильно,отгадали-весной. Расскажите о весне стихами.
Если речка голубая пробудилась ото сна
И бежит в полях сверкая,
Значит к нам пришла весна.
Если снег везде растаял,
И трава в лесу видна,
И поет пичужек стая,
Значит к нам пришла весна.
Если солнце разрумянит
Наши щеки до красна.
Нам еще приятней станет
Значит к нам пришла весна.
Светлее небо,тает снег.
Я расскажу вам о весне:
Как птицы с юга к нам летят,
Как ручейки поют,звенят,
И хочется,конечно,нам
Пускать кораблик по волнам.
Воспитатель: Дети,хотите на этом кораблике встречать весну?Маленький кораблик "превратили"в большой (воображение).
Под музыку Успенского "Мамонтенок"дети "плывут"-идут друг за другом,останавливаются.
Воспитатель. Чтобы весна быстрее пришла-позовем ее закличкой.
Дети. Иди к нам, весна- красна,
Иди к нам, весна-ясна
С солнцем теплым,
С дождем обильным.
Принеси, весна, урожай
В наш мещерский край!
Под музыку входит Весна
Весна. Здравствуйте, мои друзья. Вы позвали- я пришла.
Сегодня первый месяц весны - март. Главное событие то, что к нам прилетают наши пернатые друзья. Вы догадались: о ком я говорю?
Весна. Почему мы называем птиц пернатыми?
Дети. Тело птиц покрыто перьями, оперенье, пернатые.
Весна. Почему птиц называют друзьями?
Дети. Птицы радуют нас своим пением. Птицы разносят по земле семена разных растений. Они поедают вредных насекомых, спасают сады, поля, огороды.
Весна. Как называют птиц, которые улетают на зиму в теплые края, а весной прилетают?
Дети. Это перелетные птицы.
Весна. Почему они улетают?
Дети. Зимой им холодно, голодно. Перелетные птицы едят червячков, жучков, а зимой их нет. Насекомые спрятались осенью в землю, листья, кору деревьев.
Птиц,ребята, не надо ловить,
Надо птиц всегда любить.
Птичьих гнезд не разорять, Всегда птицам помогать. Их жалеть, оберегать.
Воспитатель. На этом столе картинки зимующих и перелетных птиц. Сейчас мы поиграем в игру "Зимующие и перелетные птицы. "К ласковому, доброму, весеннему солнышку поставим картинку с перелетной птицей, а к грустному -зимующих птиц. Если у грача черные крылья, то он какой? (чернокрылый).Назовите хищную птицу? (сова). Почему она хищная?
Дети. Сова питается насекомыми и мышами.
Воспитатель. Какая синичка?
Дети. Маленькая, смелая, юркая, быстрая.
Воспитатель. Как называется домик, который человек строит для птиц (скворечник)
Уточнение: эти птицы перелетные, а эти -зимующие. Молодцы, справились с заданием.
Весна. Ребята, сегодня я познакомлю вас с еще одной птицей, зовут ее -жаворонок, певец весны. А вот и он.
На солнце темный лес зардел,
В долине пар белеет тонкий.
И песню звонкую запел
В лазури жаворонок звонкий.
Он голосисто в вышине
Поет, на солнышке сверкая:
Весна идет к нам молодая,
Я здесь пою приход весны.
Знаешь ты и знаю я,
Как пернатые друзья
Песенки в лесу поют.
А мы послушаем их тут
Звукозапись голосов птиц :это кукушка кукует, ворона каркает, голуби воркуют, воробей чирикает,сорока стрекочет,трещит. А это песня жаворонка.
Воспитатель. Понравилось вам пение птиц? За что жаворонка называют "певцом весны?"
Дети. Жаворонки прилетают весной, поют свои чудесные, звонкие,птичьи песни.
Весна. 22 марта по народному календарю - день жаворонка. По поверьям в этот день прилетают 40 птиц и среди них -жаворонок,и приносят на своих крыльях весну. В старину был такой обычай: дети становились в хоровод и все вместе звали жаворонков.
Воспитатель. Вставайте в хоровод
Дети. Уж, вы, пташечки- жавороночки!
Прилетите к нам.
Весну красную
Принесите нам!
Весна. Мамы в этот день пекли из теста фигурки птиц: булочки - заплетушки. Мы с утра уже поставили тесто,раскатали палочки и сейчас сделаем "заплетушки вот так,теперь клювики, глазки (показ слайдов "Как из теста делать жаворонков").
Воспитатель. показывает картинки: Из чего сделаем глазки? Что такое изюм? (сушеный виноград без косточек). А как сделаем клювик? (прищипнем, вытянем).Теперь нам осталось стекой надрезать хвостики нашим птичкам.
Дети работают под музыку П Чайковского"Времена года".(показ слайдов -дети делают жаворонков, противень с готовыми жаворонками).
Весна. Готовых жаворонков высаживайте на смазанный маслом противень -так называется форма для выпечки. Знакомо вам это слово? Нет? Тогда повторите -противень -и запомните это слово. Попросим Екатерину Николаевну отнести противень с жаворонками на кухню выпекаться. Где? В духовке или в духовом шкафу. Что можно испечь из теста? Тесто -это мука. Пока пекутся наши птички, познакомимся с жаворонками. Прилетают они маленькими стайками, не любят шумных компаний, стараются прилетать, когда тепло. Даже примета есть: жаворонок летит к теплу.
Грач на горе -весна на дворе.
Грач зиму расклевал.
Летит скворец -зиме конец.
Весна. Весной у жаворонков много забот. Какие? .
Дети. Найти себе пару. Свить гнездо. Отложить яйца. Высиживать птенцов. Взлететь повыше, чтобы петь свои звонкие песни.
Воспитатель. Ребята, давайте поиграем -покажем,как летают жаворонки.
Пальчиковая гимнастика.
Переплетите большие пальцы рук, как бы зацепите друг за друга. Это будет голова жаворонка. Остальные пальцы сомкните -это крылья. Готовы ваши жаворонки? Тогда взлетаем и поем: цир- лю- лю- лю.
Дети. Хочет прямо полетит,
Хочет в воздухе висит,
Камнем падает с высот,
И поет, поет, поет.
Прекрасные летуны, превосходные певцы.
Весна. Жаворонки своим пением славятся. А еще какая птица считается лучшим певцом? (соловей).
Где устраивают жаворонки гнезда?
Дети. На земле в ямке.
Весна. Чем выстилают гнезда?
Дети. Травой и перьями.
Весна. А для чего они это делают?
Дети. Мягкая подстилочка нужна для того,чтобы яйца не раздавить. Птенцам на мягком удобно, как на перинке. Самочка откладывает от 3 до 5 рыжевато - серых яиц.
Воспитатель. Пришло время поиграть Вставайте в круг на игру с колокольчиком
Жив жаворонок
По полю летает
Зернышки собирает
Весну закликает.
В небе жаворонок пел,
Колокольчиком звенел,
Порезвился в тишине
Спрятал песенку в траве.
(Ребенок - жаворонок с колокольчиком бежит поскоками внутри круга, по окончании музыки останавливается,кладет колокольчик на пол между двумя детьми, стоящими друг другу спиной.
Дети говорят: Тот, кто песенку найдет- будет счастлив целый год.
Двое детей обегают круг, двигаясь в противоположные стороны. Кто первый возьмет колокольчик -становится жаворонком.
Воспитатель. Интересно, испеклись ли наши птички? Пойду на кухню- узнаю.
Весна. А мы вспомним, чем сегодня занимались, что нового узнали, что понравилось.
Дети. Плыли на кораблике встречать весну. Рассказывали стихи и заклички о весне. Играли в игру с колокольчиком. Играли в игру с картинками: зимующие и перелетные птицы. Слушали голоса и пение птиц. Познакомились с перелетной птицей - жаворонком. Пекли фигурки птиц из настоящего теста. Играли с пальчиками. Рассказывали приметы. Мне понравилась песня жаворонка : цир -лю-лю-лю.
Воспитатель приносит поднос:
Попало наше тесто в горячее место.
Попало -не пропало Жаворонками стало.
Весна. Какие получились птички?
Дети. Румяные, пышные, воздушные, с золотистой корочкой,вкусные. Глаза настоящие- изюминки. Спасибо поварам, помогали, старались.
Весна. Наше удивительное путешествие закончилось. Посмотрите на своих жаворонков.
Дети. Уж вы,пташечки-жавороночки!
Прилетели к нам.
Весну ясную,
Весну красную
Принесли вы нам!
До свидания, до новых встреч!