Екатерина Новикова
Конспект НОД «Заколдованный замок» для детей подготовительной группы
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание:
Определить уровень овладения детей звуковым анализом (определение последовательности звуков в словах, порядкового места звука в слове, умение различать на слух звуки гласные и согласные, твердые и мягкие согласные, умение находить ударный слог в слове). Упражнять детей в слоговом анализе слова. Выявить умение детей составлять предложения, схему предложения, группировать отдельные слова в предложение. Упражнять детей в чтении слов, слогов. Развивать мелкую моторику кистей рук. Продолжать учить детей понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно. Воспитывать желание учиться, быть грамотными.
Публикация «Конспект НОД „Заколдованный замок“ для детей подготовительной группы» размещена в разделах
Оборудование:
Нарисованный замок с навесными замками, фигурка королевы Грамоты, шоколадные медали, фишки, обозначающие гласные, твердые и мягкие согласные, тетради, ручки, цветные карандаши, картинки, изображающие различные предметы.
Ход занятия:
- Ребята, скоро вы пойдете в школу и будете вспоминать наш детский сад, своих друзей, наши игры, праздники, прогулки и занятия. На занятиях вы получили много знаний, умений, ловкости и выносливости, то есть готовность к школе. Сегодня ваши знания очень необходимы.
- Ребята, в стране звуков и букв случилась беда. Войско злых «ошибок» схватило королеву Грамоту и заточило в этом замке. Посмотрите, сколько замков навесили они на дверь. И каждый замок заколдован. А открыть их можно только в том случае, если правильно выполнишь задания. Так давайте выполним эти задания и освободим королеву Грамоту.
- Чтобы правильно выполнить все задания, давайте вспомним, что мы знаем о звуках и буквах. В чем разница между звуками и буквами? (Звуки мы произносим, а буквы пишем, буквой обозначается звук на письме).
- Теперь я уверена, что вы справитесь со всеми заданиями, снимите все замки и освободите королеву Грамоту.
Задание 1. «Скажи наоборот».
Быстрый – медленный;
Холодный – теплый;
Радостный – грустный, печальный;
Глубокий – мелкий;
Солнечный – пасмурный;
Ветреный – тихий, безветренный.
- С первым заданиям вы справились, а замочек с двери снимет … (вызывается ребенок, активно участвовавший в выполнении этого задания).
Задание 2. «Лишняя буква»
- А теперь буквы хотят поиграть с вами. Назовите буквы в каждом ряду. Отгадайте, какая из них лишняя, и объясните, почему.
Д Л А З В (А – гласная среди согласных);
А О У Э Ы И Й (Й – согласная среди гласных);
Ч Ш Щ Ц Ж (Ц – свистящая среди шипящих);
Е Ё И Ю Я (И – не обозначает двойной звук);
С З Ц Ч (Ч – шипящая среди свистящих).
- Молодцы! Вот мы выполнили и второе задание и можем снять один замок с двери.
Задание 3. «Деление слов на слоги».
- Следующее задание: нужно разделить слово на слоги и подсчитать количество слогов в каждом слове. Вы хорошо знаете, что в слоге может быть один или несколько звуков, но обязательно один из этих звуков – гласный. В слове столько слогов, сколько гласных звуков.
Слова: беда, королева, ошибка, дверь, замок.
Пришло время снять с двери третий замок.
Задание 4. «Ударный слог».
- А теперь вам нужно определить ударный слог в этих словах. А какой же слог мы называем ударным? Такой слог, при выделении которого голосом слово не меняется, звучит правильно. ( Слова: беда, парус, Саша, молоко, окошко). А напоследок вам задание с секретом: какой слог ударный в этом слове? (На доске написано слово «замок»). Вот какое хитрое слово, мы поменяли ударение и получили совсем другое слово. Вы видите две картинки и два слова. Поставьте ударение так, чтобы слово обозначало то, что нарисовано. (Работа у доски и в тетради). Снимаем четвертый замок.
Физминутка.
Буквы
В старом дереве дупло.
Это домик буквы О.
(Дети делают круговые движения руками.)
Рядом с нею на суку
Примостилась буква У.
(Садятся на корточки.)
В гости к ним издалека
Прибежала буква А.
(Бегут на месте.)
Прилетела буква Я
На спине у воробья.
(Машут руками, как крыльями.)
Буквы стали веселиться:
И смеяться, и кружиться.
То попрыгают немножко,
То похлопают в ладошки,
То присядут отдохнут,
То опять плясать начнут.
Задание 5. «Звуки».
- А сейчас вам предстоит задание, связанное со звуками. Давайте вспомним, какие бывают звуки? Какие звуки мы называем гласными? (Такие, которые произносятся голосом, то есть их можно пропеть, громко произнести, при их произношении не встречается препятствий, воздух свободно выходит из ротика.)
Какие звуки мы называем согласными? (Такие, при произношении которых встречаются препятствия, их нельзя громко произнести, пропеть). А что же это за препятствия? Что может мешать произнести согласный звук? (Язык, губы, зубы)
Какие бывают согласные звуки? (Твердые и мягкие)
Какими фишками обозначаются? (Твердые согласные обозначаются синими фишками, а мягкие – зелеными).
Раскройте свои тетради и найдите нарисованные воздушные шарики. В каждом шаре написаны слоги. Прочитайте их. Затем раскрасьте синим карандашом те, в которых встретите твердый согласный звук, и зеленым карандашом – те, в которых встретите мягкий согласный звук.
Молодцы! Снимаем пятый замок.
Задание 6. «Живое предложение».
- Дети, на каком языке мы с вами говорим? Как и всякая другая, наша речь состоит из … чего? Из предложений. А из чего состоят предложения? Из слов. А слова состоят? Из слогов. А из чего же состоят слоги? Из звуков. Следующее задание называется «Живое предложение». Слова из предложений перепутались. Давайте поставим их на место.
Замок, на, стоит, горе, высокой. Двери, замок, крепкий, висит, на.
Слова стоят не по порядку. Поэтому не очень понятно, о чем же говорится в предложении. Расставьте слова правильно, чтобы все стало понятно, и предложение звучало красиво. Давайте составим схему последнего предложения. (Предложение произносится еще раз, дети пишут в тетрадях, один ребенок работает у доски).
Снимаем шестой замок, остался всего один.
Задание 7. «Слова с пропущенными буквами».
- Последнее задание: вам нужно вставить недостающую букву и прочитать слово. Снимаем последний замок и открываем двери замка. А вот и королева Грамота, которую вы освободили. Всем спасибо за работу. Сейчас у вас есть немного времени, чтобы закончить работу. Для королевы Грамоты нарисуем замок и раскрасим его.
(Словесная оценка работы детей, раздача детям шоколадных медалей от королевы Грамоты).
Итог занятия.
Что было интересно? Со всем ли вы справились? С чем бы хотели еще поработать?