Людмила Рузанова
Конспект НООД «Юные защитники природы»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НООД для детей старшей группы «Юные защитники природы»
Цель: развивать познавательную активность у детей.
Задачи
Образовательные:
Формировать у детей элементарные экологические знания, учить детей правилам поведения в лесу; сформировать убеждение о бесценности природы и подвести к выводу о необходимости её оберегать; формировать представление об экологических проблемах, которые возникают по вине человека;
Публикация «Конспект НООД „Юные защитники природы“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология для детей. Дошколята - защитники природы
- Экология, защита природы. Конспекты занятий, НОД
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Развивающие:
Развивать познавательный интерес к миру природы, представление о том, какие действия вредят природе; развивать речь в беседе, логическое мышление, внимание, умение делать простые выводы, умозаключения, мелкую моторику рук; развивать эстетическое восприятие;
Воспитательные:
Воспитывать у детей природоохранное поведение, ответственное, гуманное, бережное, эмоционально – положительное отношение к природе; воспитывать любовь к художественной литературе, музыке; прививать трудовые природоведческие навыки.
Интеграция образовательных областей : «Познавательное развитие», «Речевое развитие», «Социально-коммуникативное развитие», «Художественно-эстетическое развитие», «Физическое развитие»
Виды детской деятельности: игровая, коммуникативная, трудовая, восприятие художественной литературы, познавательно-исследовательская, музыкально-художественная.
Оборудование и материал:
Торфяные горшочки, земля, лейки с водой, саженцы сосны, салфетки, фартуки для детей и воспитателя, клеёнка на столы, перчатки для воспитателя.
Наглядно – демонстрационный материал:
Мультимедийные презентации: «Правила поведения в лесу», «Матушка Земля», медали «Юные защитники природы».
Аппаратное и программное обеспечение: телевизор (проектор, ноутбук (MS Power Point, запись звуков природы.
Методические приё мы: Художественное слово, игровая мотивация, беседа, отгадывание загадки, объяснение, показ, создание проблемной ситуации, хоровые и индивидуальные ответы детей, физкультминутка, пальчиковая гимнастика, трудовая деятельность, использование ИКТ.
Словарная работа:
Правила поведения, питомник, саженцы.
Предварительная работа:
Беседы, чтение художественной литературы, разучивание стихотворений, рассматривание иллюстраций «Негативное отношение к природе», дидактические игры «Правила поведения в природе», «Безопасность в природе» решение проблемных ситуаций по экологии и безопасности в природе.
Ход:
Звучит музыка, дети становятся в круг, совершают ритуал приветствия.
Воспитатель: Ребята, приготовьте ладошки, на мои слова поочерёдно будем касаться пальцами одной руки пальцев другой руки.
Здравствуй солнце золотое, (Касаются большие пальцы друг друга)
Здравствуй, небо голубое, (Касаются указательные пальцы)
Здравствуй,вольный ветерок (Касаются средние пальцы)
Здравствуй, синий ручеёк, (Касаются безымянные пальцы)
Все живём в одном краю, всех я вас приветствую! (Касаются мизинцы обеих рук и ладошки открываются).
Ребята, давайте улыбнёмся друг другу, подарим свои лучезарные улыбки нашим гостям, чтобы у всех было хорошее настроение.
Воспитатель: Ребята, в каком краю мы живем? (В Мордовии). Да, ребята, наша Мордовия богата природой, скажите, что относится к природе? (леса и поля, реки и озёры и др.) А можно назвать человека частью природы? Как вы думаете (Да) Почему? Хотите послушать сказку? Предлагает детям сесть на стульчики (Показ презентации «Матушка Земля»(СЛАЙД 1)
Воспитатель сопровождает показ словами: В некотором царстве, в некотором государстве жила - была матушка, и звали ее Земля. (СЛАЙД 2)
Мудрая Матушка Земля над поверхностью своей распахнула Небо, чтобы все могли дышать, а птицы в воздухе летать. (СЛАЙД 3)
Мудрая матушка Земля так щедро расплескала воду, чтобы все живое могло пить ее и получить свободу. (СЛАЙД 4)
На каменный покров тонким слоем землю наложила, чтоб для большинства ее детей кормилицей Земля была и уютным домом стала. Текла река по берегам волнистая, пушистая, игристая да такая чистая! (СЛАЙД 5)
Мудрая матушка Земля Человека сотворила, чтоб помощником он верным был, защитником и другом для природы. (СЛАЙД 6)
Хотели бы вы, чтобы наша природа всегда была такой красивой? Что даёт нам природа? (ответы детей) (СЛАЙД 7)
Но случилась вдруг беда, и откуда, и когда? Вырос будто из земли на другом конце реки огромный завод, много труб один отвод. (СЛАЙД 8,9)
Начал речку загрязнять. Что же люди теперь, не помогут бедной ей?
Но человек стал забывать, что богатства природы не бесконечны, и зачастую он берет от природы больше, чем сможет отдать ей. Книга природы открывает для нас всё, но ее могут читать только те, кто бережёт ее. Каждый по-своему любит и по-разному к ней относится. Один посадит деревце, вылечит раненую птицу, не разрушит птичьего гнезда. А другой вырвет все цветы на полянке, не пожалеет ни бабочек, ни пчел, забросает банками, склянками лужок, ручеек.
Воспитатель: А теперь я предлагаю вам прогуляться по лесу:
Физкультминутка:
Дети по лесу гуляли (шагают за воспитателем,
За природой наблюдали (смотрят по сторонам,
Вверх на солнце посмотрели (поднимают голову кверху,
И их всех лучи согрели.
Чудеса у нас на свете:
Стали карликами дети (присели на корточки)
А потом все дружно встали, (поднимаются на носочки)
Великанами мы стали.
Дружно хлопаем, (хлопают в ладоши)
Ногами топаем, (топают ногами)
Хорошо мы погуляли (руки в сторону)
И нисколько не устали.
Дети садятся на стульчики.
Воспитатель: Ребята, отгадайте загадку:
Он красив и ярко – красен.
Но он жгуч, горяч, опасен! (огонь)
Воспитатель: Огонь людям стал другом, когда? (дети перечисляют). Но когда попадает он в руки маленьких детей или взрослых, которые обращаются с ним небрежно и невнимательны к нему, то он показывает свой характер: старается убежать от них и гулять по лесам, по лугам, по деревьям. Недаром есть пословица "Дерево с огнем не дружит". И если небрежно обращаться с огнем – может прийти беда! А что может произойти? (пожар) Можно разводить костёр около деревьев? (Ответы детей) (СЛАЙД 10)
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста на экран, видите, что может случиться с природой по вине человека, при пожаре погибнет всё : и деревья, и животные, и цветы, и насекомые, и птицы. Языки пламени уничтожат всё на своём пути.
Очень трудно бороться с такими сильными пожарами, даже людям такой профессии как показано здесь, как называется эта профессия (СЛАЙД 12)
Деревья не могут уже расти, они обгорели. (СЛАЙД13)
С помощью техники распиливают больные деревья, расчищают место после пожара, подготавливают землю, чтобы посадить новый лес. (СЛАЙД 14,15,16,17)
Человек всегда может исправить свои ошибки, задуматься над своим жестоким поведением к природе. Ребята, есть такое место, где выращивают новые деревья. Это место называется питомник (воспитатель проводит словарную работу). У нас в Мордовии он находится в Краснослабодском районе. Прежде чем посадить такие маленькие и хрупкие саженцы сосны (показывает саженцы), необходимо вырастить их в горшочках, а только потом сажать в открытую землю (воспитатель объясняет значение слова саженцы).
Совместная трудовая деятельность воспитателя с детьми.
Воспитатель: Ребята, сегодня я вам предлагаю посадить саженцы сосны, привезённые из питомника, согласны? У нас есть горшочки с землёй и саженцы. Я посажу саженцы в землю (воспитатель сажает саженцы). Вот и всё! Теперь будут расти у нас саженцы, правильно, ребята? (Нет, нужно их полить, без воды расти деревца не будут). Воспитатель хвалит детей за находчивость. (Дети поливают саженцы в горшочках из лейки).
Воспитатель: Друзья природы составили и придумали «Правила поведения в лесу», т. е. как человеку нужно вести себя. Мы с вами говорили, что нельзя разводить костры около деревьев. Обратите ваше внимание на экран, давайте вспомним правила (дети называют правила поведения в природе). (СЛАЙД 18)
Воспитатель подводит итог чтением четверостишия:
Дерево, трава, цветок и птица
Не всегда умеют защититься.
Если будут уничтожены они,
На планете мы останемся одни. (В. Берестов)
Воспитатель: Молодцы, ребята, азбуку безопасности в природе вы знаете хорошо! Сегодня я решила посвятить вас в «Юные друзья природы». Друг природы – человек, который любит, бережёт и охраняет её. Вручаю вам медаль «Юные друзья природы». Я думаю, вы будете беречь и охранять нашу Землю-матушку, она вас благодарить за это будет.
Подведение итогов (дети перечисляют, что они делали на протяжении совместной деятельности с воспитателем)
Воспитатель читает стихотворение (встают в круг, держась за руки) :
Давайте будем
Дружить друг с другом,
Как птицы – с небом,
Как рыба – с морем,
Трава с дождями,
Как дружит солнце
Со всеми нами!
В конце воспитатель вручает детям (детям -жюри) горшочки с саженцами, просит позаботиться о них и когда они немного окрепнут, высадить их на участке детского сада вместе с воспитателем.
Литература:
1. Кондратьева Л. Н. «Мы». Программа экологического образования детей. СПб: «Детство-пресс», 2001.
2. Николаева С. Н. Юный эколог. «Мозаика-синтез», 1999.
3. Грехова Л. И. В союзе с природой. М. :Илекса, 2000.