елена теплоухова
Конспект НОД «Этот удивительный мир — горы»
▼ Скачать + Заказать документы
Тема : «Этот удивительный мир - горы».
Подготовила воспитатель Теплоухова Е. А. Тюмень.
Цель: формирование у детей первоначального представления об образовании гор и их внутреннем содержании.
Задачи:
-познакомить детей с образованием гор (движением земной коры и вулканическим происхождением), с существованием разных ландшафтов – равнин и гор.
-развивать у детей любознательность, интерес к природным ресурсам.
-расширять и обогащать кругозор и словарный запас.
- воспитывать у детей бережное отношение к Земле, ее богатствам.
Ход занятия :
Воспитатель:
Публикация «Конспект НОД „Этот удивительный мир — горы“» размещена в разделах
Я люблю, когда при встрече
Мы знакомым и родным.
С добрым утром говорим.
Поприветствуйте, ребята, всех кто пришел к нам сегодня в гости.
И отгадайте загадку.
На ноге стоит одной,
Крутит, вертит головой,
Нам показывает страны,
Горы, реки, океаны.
Что это? (Глобус).
- Почему глобус окрашен разными цветами? Что они обозначают?
(синий – моря и реки, зеленый - это леса, поля, желтый - это пустыни коричневый – это горы). Чем выше горы, тем темнее оттенок краски.
- Кто нам покажет горы на глобусе? (Ребенок показывает на глобусе горы).
-Ребята, а что такое горы? (Ответы детей)
Воспитатель:
Горы – это участки земной поверхности сильно возвышающиеся над окружающей местностью. Горы редко стоят поодиночке, чаще они идут в ряд одна за другой, образуя хребты. Между ними лежат горные долины, где и поселяются люди. На земном шаре горы занимают около 40% суши.
Дети садятся за столы. Показ презентации.
Воспитатель:
-Ребята мы с вами живем в очень большой стране, как она называется?
Дети: Россия.
Воспитатель: Давайте посмотрим на карту России и узнаем какие горы есть в нашей стране. (подходят к карте)
Кавказские, Алтайские, Саяны, Гималаи Уральские.
- Многие из вас бывали в городе Екатеринбург! Это совсем рядом с Тюменью, вот там и начинаются Уральские горы! Если посмотреть на карту, то они как бы делят нашу страну на две части. Давайте найдем их на карте.
Горы, выстроившись в ряд,
Как богатыри, стоят.
На них шлемы ледяные,
Горы мощные, седые.
Воспитатель: - Ребята, посмотрите, какой красивый сверток я нашла сегодня у входа в группу. Что же там интересно лежит?
Воспитатель: - Давайте посмотрим. /Разворачиваем, находим ткань. /
Воспитатель: - Что-то мне эта ткань напоминает. А давайте представим, что перед нами участок земли. Можно назвать такое место ровным?
Дети: - Да.
Воспитатель: - Оно так и называется – равнина.
Ребята, а вы знаете, как образуются горы? (Предположения детей)
(Включить музыкальное сопровождение)
-Давайте приведем в движение «земную поверхность». (Дети выполняют движения с тканью).
-Вы видите, как наша «земля» морщится, горбится, на ней появляются глубокие складки.
- Земная поверхность ни минуты не находится в покое. Она, то опускается, то поднимается, то вздрагивает, то собирается в складки. В результате появляются горы, долины холмы и возвышенности. На это уходит очень много времени! Теперь, ребята, поставьте под ткань призмы. Рассмотрим вновь наш макет. Ровная ли у него поверхность?
Дети: - Нет.
Воспитатель: - На нем появились горы. Давайте дополним наш макет, снежные вершины,реки, озера.
А как еще могут образовываться горы?
Если затрудняются ответить загадать загадку:
Ото сна гора проснулась,
Забурлила, закипела.
И из шапки вверх взметнулось
Много дыма, сажи, пепла.
Лаву льёт, как мёд, густую.
Как назвать гору такую?
Дети: Вулкан.
Воспитатель: У нас в лаборатории есть макет настоящего вулкана (обращает внимание детей на стол, где стоит макет, давайте его рассмотрим).
Вспомним правила поведения в лаборатории (внимательно слушать воспитателя, выполнять предложенные действия, ничего не брать в рот)
Воспитатель и дети подходят к макету вулкана, организуется обсуждение:
1. Какой формы вулкан?
2. На что он похож?
3. На что похожа его верхняя часть?
Дети: вулкан имеет форму конуса, похож на пирамиду, а верхняя часть напоминает яму, воронку.
Воспитатель: Правильно, вулкан - это большая гора с крутыми склонами. На самой вершине находится кратер - огромная яма, а внутри находится жерло дыра, уходящая глубоко в землю, внутри которого находится лава.
Пока лава живет в своем домике, вулкан считается спящим, а как только вулкан просыпается, то он начинает извергаться и лава вытекает на поверхность, а клубы дыма попадают в воздух.
Натрудившись, наработавшись, вулканы уходят на каникулы, лишь изредка выдыхают в небо легкий дымок. Над вершиной спящего вулкана вьется маленький дымок, будто кто – то печку топит.
Постепенно лава застывает и образует холм, который с каждым новым извержением растет и увеличивается.
Воспитатель: а вы хотите, чтобы и наш с вами вулкан ожил?
Дети: да, хотим!
Воспитатель: в нашей лаборатории уже все готово для проведения этого опыта. Дети рассматривают схему проведения опыта.
Дети и воспитатель проводят опыт "Извержение вулкана"
Дети засыпают внутрь соду добавляют жидкость для мытья посуды, красную гуашь, уксус добавляет воспитатель т. к. опасен. (Включить звуковое сопровождение)
Воспитатель: что вы наблюдаете?
Дети: как извергается вулкан, и лава вытекает на поверхность.
Воспитатель: Остывшая лава и пепел вулкана превращаются в камень который можно встретить у многих из вас в ванной комнате, это пемза (показать камень, рассмотреть).
В нашей стране извержение вулкана можно увидеть на Камчатке и Курильских островах (Показать на карте.)
(Садимся на ковер)
Рассматриваем иллюстрации каменного века.
Первым жилищем людей были пещеры, первые орудия труда, орудия для охоты, человек делал из камня, даже название дали в истории этому времени «Каменный век».
Показать спички и два камня (кремний) .
- Как вы думаете,ребята, что может быть общего у этих предметов?
(Рассмотреть иллюстрации)
-Давайте мы с вами как первобытные люди попробуем получить огонь с помощью камня!
(мальчики, пробуют)
-Даже огонь, люди добывали с помощью камней.
Воспитатель:
Ребята, горы еще называют «Кладовой мира» как вы думаете, почему?
Да, потому что в их недрах находятся несметные богатства.
Под землей тоже существует целый мир! Да еще какой!
У каждого народа есть свой мир сказочных героев – хранителей недр. У жителей Японии –это чудовищный паук, живущий глубоко под землей. В Монголии верят, что в недрах земли хозяйничают дикие свиньи, в Индии подземными сокровищами распоряжался крот-великан, в европейских странах гномы и тролли. Но самая красивая хранительница подземного царства живет в русских преданиях. Сказочник Павел Бажов рассказал нам о Хозяйке Медной горы, живущей в Уральских горах – самом сердце России. Мы с вами о ней недавно читали! Не каждому доводилось повстречать зеленоглазую красавицу, одетую в роскошное малахитовое платье, в кокошнике с драгоценными камнями. Зеленый цвет малахита в особом почете у Хозяйки Медной горы. Говорят, тот, кому удалось найти малахит, пришелся ей по нраву. Значит, добр, честен и чист душой человек. А злых, жадных да нечестных Хозяйка жестоко наказывала. Могла в горы заманить, а назад дороги не указать. Могла и в пещере завалить камнями.
Но в нашем детском саду и дети, и взрослые добрые, отзывчивые и работящие. Поэтому и сама Хозяйка Медной горы уже не один день гостит в нашем музее. А заодно и представляет коллекцию самоцветов. Давайте ее рассмотрим и полюбуемся богатствами наших Уральских гор!
Воспитатель: Ребята, а хотите узнать почему камни разноцветные?
Исследование «Почему камни бывают разноцветными».
Дети садятся за столы.
Давайте мы с вами будем в роли самой матушки-природы, создающей удивительный мир камней-самоцветов. (Включить муз. сопровождение)
Возьмите 2-3 кусочка пластилина разного цвета, скатайте их в шарики и поставьте их друг на друга в виде снеговика. Затем нужно надавить ладошкой на верхний шарик. Движения сопровождаются комментарием: «Проходило время. Миллионы лет. Каменные пласты давили друг на друга, становились плоскими, слипались, превращались в один.» (можно скатать в колбаску, а затем снова в шарик, сворачивать по спирали, а затем снова комочком).
А теперь, стекой разрежьте пластилин пополам! Что получилось? (полюбоваться на полосатые срезы). У всех получилось по разному!
Вот так по-разному бывает и в природе. Где-то подземные процессы идут сильнее, а где-то – слабее. Отложите свои образцы.
Физ. минутка:
По дорожке мы пошли, много камешков нашли.
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот направо мы пошли, серых камешков нашли,
Присели, собрали, дальше пошли.
Вот мы влево пошли, пестрых камешков нашли,
А под горку пошли — белых камешков нашли,
С собой все их принесли.
Воспитатель: -В природе есть камни более твердые, а есть – более мягкие. Возьмите зернышки риса, попробуйте их сжать или сломать, а пластилин?
-Представим себе, что в подземных глубинах как раз и встретились такие разные виды камней и. «заварилась» вот такая «каша» : смешайте кусочки пластилина с крупой. Что получилось?
-Давайте найдем в музее камни, образовавшиеся первым способом. Назвать их.
Предлагаю детям найти в музее камни с отчетливо видными вкраплениями.
Прочитали название –Гранит.
-Да, ребята это гранит – горная порода. Если внимательно его рассмотреть, можно увидеть, что камень словно состоит из зерен. Они разные по цвету и разного вида.
Воспитатель: Ребята, а кто знает, как называют профессию людей, которые ищут и изучают полезные ископаемые, камни?
Дети: Геологи
Ископаемые – потому что извлекаются из недр Земли, человеком из её каменной оболочки.
Полезные – потому что служат человеку, то есть, по его воле превращаются в разнообразные необходимые вещи, которые создают уют, обеспечивают безопасность, обогревают, кормят, перевозят. Одним словом, полезные ископаемые необходимы всегда и везде, оказывают огромное влияние на всю нашу жизнь
- А теперь ребята,подумайте и скажите,где вы видели или встречали как человек использует камни?
Что вы видите на этой иллюстрации? Узнали это место?
Дети : Набережная Тюмени.
Воспитатель : А на этой иллюстрации?
Дети : Красная площадь.
Воспитатель: Правильно, это главная площадь нашей страны. И в ее убранстве тоже использованы камень - гранит.
В городе Санкт –Петербург вход в Зимний дворец украшают 10 фигур атлантов работы скульптора А. И. Теребенёва из серого гранита, стоящие на постаментах.
Вот сколько интересного мы узнали сегодня про горы и камни! Одни помогают нам в строительстве зданий, мостов, другие используются при изготовлении памятников, для украшения станций метро, входов в здания, украшения постаментов памятников, третьи отапливают помещения, помогают вырабатывать электричество. Еще есть драгоценные камни. Издавна из них изготавливали украшения. В нашем музее они тоже есть.
Итог: Ребята, сегодня мы только на чуточку приоткрыли «кладовую земли».Что вам запомнилось и понравилось больше?
- Как образуются горы?
-Первое каменное жилище человека (Пещера)
-Как называлось время, когда люди жили в пещерах? (Каменный век)
-Кто ищет и изучает залежи камней в природе? (Геолог)
-Из какого камня сделана набережная в Тюмени?
-Как звали хранительницу горных богатств на Урале?
-Из какого камня была сделана известная шкатулка в уральских сказах П. П. Бажова? (Малахит)
Да, на нашей планете Земля есть и горы и вулканы, они являются ровесниками нашей планеты, им столько же миллионов лет как ей! Земля щедро наградила человека всеми несметными богатствами и мы должны научиться благодарить ее, беречь и разумно пользоваться кладовой Земли.