Елена Омельченко
Конспект НОД «Экология в картинках»
План – конспект
Возрастная группа: подготовительная
Образовательная область: познавательное развитие
НОД: Ознакомление с окружающим миром (экология).
Тема: «Экология в картинках».
Задачи:
Публикация «Конспект НОД „Экология в картинках“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2020
Образовательные: дать детям представление об экологии как науке; продолжать учить различать живые и неживые объекты природы; закреплять знания о том, что человек является частью природы, и существование человека без природы немыслимо; объяснить, что экологи - это те дети, которые любят природу, беспокоятся о ней.
Развивающие: развивать чувство ответственности.
Воспитательные: воспитывать желание заботится о природе.
Материалы и оборудование: игрушка Эко-колобок, книга «Экология в картинках», модель «Сухого дерева», листочки из зеленой бумаги.
Ход занятия:
Вводная часть
В группу к детям прикатился Колобок.
Воспитатель: Дорогие дети, вот к нам
Прикатился милый друг.
Поздороваемся с ним,
А он улыбнется нам в ответ.
Вы, наверное, его узнали?
Дети: Это сказочный герой Колобок.
Воспитатель: Это не просто Колобок, это – Эко-колобок. Он принес книжку, которая называется «Экология в картинках» и предлагает нам ее просмотреть.
А что же такое экология? (размышления детей).
Воспитатель: Разные науки изучают природу. Ботаника изучает растения, зоология – наука о животных. А есть особенная наука, которая изучает каким способом растения и животные связанны между собой, и как они приспосабливаются к жизни в природе, и как они сами влияют на эту природу. Эта наука называется экология. Ее название происходит от древнегреческого слова «экос», что означает «дом». Природа – это: общий дом и для растений, и для животных, и для людей.
Эта наука не только помогает нам понять природу, но и учит, как ее сберечь.
Основная часть
Начинаем читать книгу «Экология в картинках».
Первая страница «Живая и неживая природа».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, что такое природа?
Дети: Природа - это все, что окружает нас, то, что может существовать независимо от человека.
Воспитатель: А что нельзя назвать природой?
Дети: Мы не можем назвать природой то, что человек сделал своими руками.
Воспитатель: Скажите, что относится к живой природе?
Дети: Птицы, насекомые, животные, рыбы.
Воспитатель: Почему они относятся к живой природе?
Дети: Потому, что они двигаются, растут, едят, рождаются.
Воспитатель: Да, но есть такие представители природы, которые не умеют двигаться и, всегда стоят на одном месте, но они тоже живые. Они рождаются с маленького зернышка, растут, зеленеют, сбрасывают листья и приносят людям огромную пользу. Вы догадались, о чем идет речь.
Дети: Речь идет о деревьях.
Воспитатель: Правильно, но не только деревья относятся к живой природе, а и все растения. Что относится к неживой природе?
Дети: Вода, снег, камни, песок и др.
Воспитатель: У вас на столах кусочки мела и два стакана – один с водой, а второй пустой. Возьмите мел и разломайте его пополам. Что с ним произошло? Перестал ли мел быть мелом? (ответы детей).
Воспитатель: Мел остался мелом. А теперь перелейте часть воды в другой стакан. Что стало с водой? Перестала ли вода быть водой? (ответы детей).
Воспитатель: А что случится с цветком, бабочкой, птичкой, если их поделить на части?
Дети: Они погибнут.
Воспитатель: Поэтому, живые объекты – это одно целое, единый организм. Я предлагаю вам рассмотреть картинки, на которых изображены объекты живой и неживой природы. Их следует разделить на две группы.
Дидактическая игра «Живое - неживое».
Дети выполняют задание.
Вторая страница «Человек и природа».
Воспитатель показывает картинку, на которой изображен человек.
Воспитатель: Как вы думаете, человек относится к живой природе или нет? Почему?
Дети: Человек живой, он рождается, растет, дышит, питается.
Воспитатель: Почему человека считают частью природы?
Дети: Человек не может существовать без природы. Природа его кормит, согревает, учит.
Воспитатель: Как вы думаете, человек только учится у природы, наблюдает за ней? Что человек берет у нее?
Дети: Человек берет у природы все, что нужно ему для жизни.
Воспитатель: Человек всегда наблюдал за природой и использовал ее. Подумайте, что изобрел человек, наблюдая за полетом птиц?
Дети: Человек изобрел самолет.
Воспитатель: А что, изобрели, наблюдая за рыбами?
Дети: Лодки, катера, подводные лодки.
Воспитатель: Как вы думаете, кто сильнее человек или природа?
(рассуждения детей).
Воспитатель: Истинная сила человека в том, что он умное существо. Человек сначала должен подумать, а потом что-то делать. Как вы думаете, что будет, если человек вырубит весь лес, построит много домов, изготовит мебель?
Дети: Все деревья исчезнут, а за ними исчезнут те, кто живет на деревьях, и те, которые питаются листьями деревьев. То есть у природы нарушится равновесие.
Воспитатель: Люди внедряются в природу все больше и больше. И это внедрение не проходит для природы не замечено. Исчезают животные, насекомые, птицы. Уничтожаются леса, появляется болото, где ничего не растет.
Рыбы, птицы, звери в душу людям смотрят
И как будто просят: пожалейте нас!
Ведь море без рыб - не море,
Ведь небо без птиц – не небо,
Земля без зверей – не земля,
А нам без земли нельзя!
Человека часто называют царем природы. Как вы думаете, почему? (ответы детей)
Физкультминутка
Пойдем мы садом, полем или лугом -(дети шагают на месте).
Будем мы природе верным другом!
Если лесом будем мы идти, (ходьба на носках)
Везде посеем зерна доброты. (дети приседают, имитируют посадку зерен)
Эти зерна будут прорастать (дети медленно поднимаются)
Песню петь душе моей (прижимают руки к груди,
Природу будем охранять,
И никогда не обижать! (опускают руки)
Третья страница «Панорама добрых дел».
Воспитатель: Чтобы быть верным другом природы, следует постоянно заботиться о ней, охранять и защищать ее.
Воспитатель демонстрирует модель «Сухого дерева».
Воспитатель: Можно ли этому дереву помочь (ответы детей).
Воспитатель: У меня есть волшебные листочки. Каждый из вас возьмет листочек в руки и придумает доброе дело, которое может помочь этому дереву.
Дети: Полить, окопать, обрезать сухие ветки, побелить и т. д. (дети называют добрые дела и прикрепляют листочки к дереву).
Воспитатель: Посмотрите, наше дерево зазеленело, на нем «выросли» добрые пожелания детей. Дерево стало «счастливым» от доброты и заботы детей.
Вот так и в природе вокруг нас: цветы, деревья, жители нашего уголка природы будут хорошо чувствовать себя, если они будут ощущать нашу доброту и заботу. Тогда они порадуют нас красотой и здоровьем.
Четвертая страница «Чудо – дерево».
Наш Эко-колобок что-то заскучал, он хочет отправиться в волшебный лес, и мы должны ему помочь. Для этого каждому из вас нужно нарисовать чудо - дерево, а потом из этих деревьев получится волшебный лес, и Эко-колобок отправится домой. (Дети рисуют чудо – дерево)
Заключительная часть (рефлексия)
Воспитатель: Молодцы, у всех получились очень красивые и необычные деревья. Мы все рисунки повесили на доску и получился волшебный лес. Эко-колобок попрощался и отправился домой.
Воспитатель: Каждый из вас, может сделать очень много добрых дел в природе. Вы станете настоящими друзьями природы и юными экологами.
Понравилось ли вам читать книгу «Экология в картинках»?
Что вам понравилось на нашем занятии?
Предполагаемый результат
Дети получили представление об экологии как науке; продолжали учиться различать живые и неживые объекты природы; закрепляли знания о том, что человек является частью природы, и существование человека без природы немыслимо.