Ольга Морозова
Конспект НОД «Водные ресурсы Земли» (старшая группа)
Тема: «Водные ресурсы Земли».
Цель: Расширять представления о разнообразии водных ресурсов : родники, озера, реки, моря и т. д., о том, как человек может пользоваться водой в своей жизни; о том, как нужно экономично относиться к водным ресурсам. Расширять представления о свойствах воды. Закреплять знания о водных ресурсах родного края; о пользе воды в жизни человека, животных и растений.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД „Водные ресурсы Земли“ (старшая группа)» размещена в разделах
- День воды, 22 марта
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Морские и речные обитатели, подводный мир
- Старшая группа
- Экология, экологическое воспитание, природа
- Темочки
Просмотр мультфильма «Беги, ручеек!». Беседы о водных ресурсах. Рассматривание иллюстраций с изображением водных обитателей. Разучивание народной игры «Ручеёк», подвижной игры «Море волнуется раз!». Чтение стихотворения К. Бальмонта «Ручеёк»
Материал и оборудование:
Мультимедийное оборудование, презентация «Водные ресурсы Земли», глобус
Ход деятельности
Воспитатель. Сегодня мы с вами отправимся в удивительное путешествие в мир воды и узнаем много интересного.
(Показываю глобус)Вы знаете, что это такое? (Глобус. Модель Земли)Посмотрите на него.
Как изображена вода на глобусе? (Ответы детей)Тоненькие линии – это реки, небольшие синие пятна – озёра, большие – моря и океаны. Из космоса наша планета видится голубой (Показ картинки). Почему? Жизнь есть только там, где есть вода! Вот как велико значение воды.
Путешествие нам поможет совершить волшебный экран. Занимайте, пожалуйста, места. Наше путешествие начинается!
Отгадайте загадку:
Бегу я, как по лесенке,
По камушкам звеня,
Издалека по песенке
Узнаете меня. (Ручеёк (слайд 2)
Воспитатель.
Откуда же берет начало ручей? (Ответы детей) Правильно, из родника. Вы знаете, откуда берёт своё начало родник? Он бьёт из-под земли. В роднике вода чистая, прозрачная её можно пить. (слайд №3)
И вот бежит, торопится ручеёк. Чем же хорош ручей в лесу? (Как же хорошо в жаркий летний день посидеть у ручья. Животные и птицы удаляют жажду). (слайд №4)
Когда ручьи сливаются в единое целое, получается река. (слайд №5)
А какая река протекает в нашей местности? (Ответы детей)Посмотрите внимательно, вы узнали место? Да, это наша красавица река Протока. (слайд №6)
А вот так она разливается весной. Кто-нибудь ходил с родителями на прогулку, смотреть разлив? (Ответы детей). Давайте вместе посмотрим.
(слайды №6 - 10)
Реки играют большую роль в жизни человека и животных. Какую? (Питание, перевозят грузы по реке, строят гидроэлектростанции) (Слайд №11)
Кругом вода,
А с питьём беда! (Море)
Физкультминутка
Воспитатель. Давайте, покажем какое море:
Море очень широко (Дети широко разводят руки в сторону.)
Море очень глубоко. (Приседают, коснувшись руками пола.)
Рыбки там живут, друзья (Выполняют движение «Рыбка».)
А вот воду пить - нельзя. (Разводят руки в сторону, приподняв плечи.)
Воспитатель. Чем море отличается от реки? Кто из вас был на море? Что делали и чем занимались? Какие моря есть в нашем Краснодарском крае (слайд № 12 - 13) Какие еще названия морей вы знаете? (Ответы детей)
Морской воздух очень полезен, поэтому на берегах морей построено много здравниц, санаториев, домов отдыха.
Море всегда привлекало людей своей красотой, таинственностью и непостоянностью. Море бывает разное, у него есть свое настроение, оно меняется как у человека. Наверное, поэтому оно обладает каким-то удивительным магическим свойством. (слайд №14 - 15)
Дидактическая игра
В подводном мире кипит своя жизнь. Назовите характерные отличия обитателей рек и земноводных животных. (Жабры, плавники, чешуя)Морские обитатели хотят проверить, узнаете ли вы их, готовы отвечать на загадки?
Настоящий он циркач —
Носом отбивает мяч.
Знают и француз, и финн:
Любит поиграть. (Дельфин (слайд №16)
Вдруг со дна гора всплыла,
Вверх корабль подняла.
Это в море так шалит,
Великан веселый… (кит) (слайд №17)
Как торпеда с плавниками.
С очень страшными клыками!
Острым нюхом жертву чует,
Днём и ночью всё кочует.
(Акула (слайд №18)
Плавает прозрачный зонтик.
«Обожгу! — грозит. — Не троньте!»
Лапки у нее и пузо.
Как зовут ее? (Медуза) (слайд №19)
Он клешнями щиплет больно
И кричит: «С меня довольно!
Я устал. Я вам не раб».
Распугал соседей. (Краб) (слайд №20)
На лошадку так похоже,
А живет-то в море тоже.
Вот так рыбка! Скок да скок —
Прыгает морской. (Конёк) (слайд №21)
И на суше, и в воде —
Носит дом с собой везде.
Путешествует без страха
В этом доме… (черепаха) (слайд №22)
Груша с длинными ногами
Поселилась в океане.
Целых восемь рук и ног!
Это чудо (Осьминог) (слайд №23)
Голова в нём есть и хвост,
Удлиняет шею рост.
Клешни острые для драк –
Приготовил в речке (Рак) (слайд №24)
Воспитатель. Какие вы молодцы, всё отгадали.
Скажите, какие же свойства воды мы знаем? (Прозрачная, бесцветная, растворимая, изменяет при нагревании и охлаждении свою структуру)
Как человек использует воду? (Ответы детей)Вода используется для мытья и питья. Водой орошают поля, сады. Любое производство без воды невозможно. Поэтому воду нужно беречь. (слайд №25)
А знаете ли вы, что 22 марта - "Всемирный день водных ресурсов". Существует специальная организация охраны природных водоемов, которая охраняет водные ресурсы нашей Земли. И мы с вами тоже следим, чтобы у нас в нашей группе были закрыты краны, не капала зря вода.
Рефлексия
Воспитатель. Наше путешествие подошло к концу. Вам понравилось? Что вам понравилось? (Ответы детей) Я предлагаю пойти на прогулку и поиграть в игры «Ручеёк» и «Море волнуется раз».