Татьяна Гордеева (Онофрийчук)
Конспект НОД по знакомству детей старшей группы с традиционными русскими народными праздниками «Весна пришла»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: Знакомство детей с традиционными русскими народными праздниками,
Задачи :
Образовательные:
дать детям представления об обычаях и традициях русского народа, пополнить знания о великих христианских праздниках, закрепить представления детей о произведениях русского народного творчества
Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по знакомству детей старшей группы с традиционными русскими народными праздниками „Весна пришла“» размещена в разделах
- Весна. Все материалы на весеннюю тему
- Весна. Конспекты занятий, НОД на весеннюю тему
- Весна. Сценарии весенних развлечений и праздников
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Народная культура, фольклор
- Народные, фольклорные праздники. Сценарии, развлечения
- Русские народные традиции и обычаи
- Старшая группа
- Сценарии праздников. Развлечения, досуги, утренники
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» декабрь 2013
Обогащать духовный мир ребёнка, прививать любовь к истокам русской народной культуры. Формировать образную речь; употреблять в разговорной речи пословицы, поговорки, «заклички», загадки, считалки. Обогащать и развивать речь детей. Развивать познавательный интерес к истории.
Воспитательные:
воспитывать уважение и интерес к многовековой культуре русского народа, воспитание чувств любви к своей малой Родине.
Виды детской деятельности: познавательно-исследовательская коммуникативная. Двигательная.
Интеграция областей: «Познание» : «Коммуникация» «Физическая культура» «Социализация»
Предварительная работа Просмотр презентаций по истории и проведению праздников, участие в музыкальных мероприятиях, посвященных народным праздникам, работа с родителями — приготовление родителями совместно с детьми угощения к празднику : блинов, крашеных яиц, выпечки из теста. (птицы)
Материалы и оборудование: слайды с изображением христианских праздников, костюмы для ряженья, атрибуты для народных игр.
Ход НОД
Организационный момент: звучит народная мелодия, дети в русских костюмах входят в зал, их встречает воспитатель в сарафане и нарядном головном уборе.
Воспитатель: Здравствуйте, гости дорогие! Добры молодцы да красные девицы. Много гостей много и новостей. А новость главная :весна к нам идёт, с солнышком, с теплом, с первым дождём, с милостью и с радостью. И мы сегодня с вами собрались на весенние посиделки. Раньше, на Руси люди также собирались в большой избе: они пели, играли, говорили прибаутки, потешки, пословицы, загадывали загадки, рассказывали сказки, но и занимались работой.
Сегодня у нас будет три русские избы (группа разделена на три зоны стилизованные под русские избы).
-деление на микрогруппы. Расчитываются на 1,2,3.
Воспитатель:Скажите сколько месяцев у весны?Как можно назвать ваши команды (весенними месяцами).
(Детям предлагается разойтись по избам)
Воспитатель: Предлагаю вспомнить, как назывались в старину весенние месяцы и почему?
(дети совещаются в командах и показывают знак готовности. Ответы детей).
Воспитатель: У меня в руках волшебные лукошки, в них что-то лежит. Отправьте с каждой команды по гонцу, я дам им лукошки.
(Дети с помощью считалки выбирают гонца)
Рассмотрите то, что там лежит и скажите с какими русскими народными праздниками они связаны. Назовите эти праздники и расскажите о них.
Первой команде достаётся лукошко с блинами, второй –с крашенными яйцами, третьей- испечённые из теста птицы.
Дети рассматривают содержимое своих лукошек,совещаются и выбирают от команды одного отвечающего. Ответы детей (Масленица, Пасха, Встреча Весны).
Воспитатель:Все праздники на Руси подразделялись на великие,средние и малые. Великие это Масленница,Пасха, средние-Встреча Весны,малые –Благовещенье, Вербное Воскресенье, День тёплого Алексея. Обычно все праздничные дни начинались с торжественной службы в церкви, люди одевали самые лучшие праздничные одежды и повсюду был слышен праздничный колокольный звон.
(Звучит колокольный перезвон)
Воспитатель: Обычно в этот день стояла солнечная, ясная погода. Народ пел песни, плясал, и затевал народные игры. А какие народные игры вы знаете (ответы детей)
Мы с вами сейчас поиграем в одну из самых любимых игр русского народа,становитесь в круг, считалкой выбираем водящего, строимся парами друг за другом.
«Гори, гори ясно, чтобы не погасло,
Глянь на небо – птички летят,
Колокольчики звенят.
Жаворонки, жаворонушки,
В небо летите, радость несите.
Раз, два, не воронь, а беги как огонь».
(Дети играют в русскую народную игру «Горелки»)
(Под музыку появляется ребёнок в костюме Сороки).
Воспитатель: К нам в гости Сорока- Белобока прилетела из далёка. Не сказала где была,но зато она, ребята,интересные загадки к нам на хвосте принесла.
(сорока загадывает загадки о русских народных инструментах)
Воспитатель: по народным представлениям Весна сама не приходит, её надо пригласить. Вот и мы с вами будем весну закликать, да солнышку радоваться. Предлагаю вспомнить заклички о Весне. (команды по очереди закликают весну)
Воспитатель: Издавна русские люди славились своим гостеприимством и трудолюбием и слагали об этом пословицы. Пойду-ка я в первую избу за пословицами о труде, во вторую-о русском гостеприимстве, а в третью о весне. Но не просто я к вам приду, а с игрой, называется она «Цапки».
(с каждой командой проводится игра, дети вспоминают пословицы).
Воспитатель: У меня есть ещё интересное задание для вас, отправьте ко мне посыльных.
( посыльным раздаются наборы картинок: 1-предметы земледелия; 2-предметы старинного домашнего быта; 3- русская праздничная одежда. (команды отвечают)
Воспитатель: Посмотрите, что у меня в руках, как вы думаете откуда это?Да, это Весна принесла нам свой венок. Давайте поиграем с ним. Встанем в круг и будем передавать венок из рук в руки, называя Весну красивыми и ласковыми словами.
(дети становятся в круг и играют)
Воспитатель: Пока мы играли, появилось волшебное лукошко- посмотрим,что в нём (в лукошке испечённые из теста птички, воспитатель угощает ими детей)
Воспитатель: Теперь Весна обязательно придёт!