Татьяна Сапрыкина
Конспект НОД в в старшей группе «Узорное оформление аппликациями калфака»
▼ Скачать +Заказ
Возрастная группа : старшая группа
Образовательная область:«Познавательное развитие», «Социально-коммуникативное». «Художественно-эстетическое развитие»
Тема НОД: «Узорное оформление аппликациями калфака»
Публикация «Конспект НОД в в старшей группе „Узорное оформление аппликациями калфака“» размещена в разделах
- Аппликации. Конспекты занятий, НОД
- Аппликация из бумаги. Все виды аппликации
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Орнамент, узоры. Аппликации
- Оформление групп
- Старшая группа
- Темочки
Программное содержание НОД: Продолжать знакомить детей с многонациональностью Поволжья; воспитывать чувство дружбы к разным народам, живущих в Поволжье; научить понимать и оценивать красоту национальной одежды разных народов. Закрепить знания детей о содержании татарского растительного орнамента; учить детей выполнять узорную композицию на плоскости силуэта национального головного убора татарской девушки – калфака; закрепить умения детей в подборе цветовых сочетаний элементов с фоном; формировать интерес к созданию аппликаций по мотивам татарского орнамента; развивать композиционные умения, самостоятельность в работе с кистью и клеем. Прививать осознанное отношение к красоте народного татарского орнамента.
Виды деятельности: продуктивная, игровая, коммуникативная.
Формы организации деятельности детей: беседа, рассказ воспитателя, показ, рассматривание национальных головных уборов, подвижная игра, сюрпризный момент.
Формы реализации детских видов деятельности: групповая, подгрупповая.
Материал и оборудование:
-Мультимедиа; аудиозапись;
-Национальные головные уборы татар, русских, украинцев;
-Образцы оформления татарского женского головного убора – калфака;
-Силуэты калфака на каждого ребёнка, готовые заготовки татарского орнамента (тюльпан, гвоздика, роза, колокольчик, листья, веточки);
-Кисти, клеёнки, клей, салфетки на каждого ребёнка;
- Тюбетейка для подвижной игры;
- Посылка.
-раскраски на каждого ребёнка.
Предшествующая работа
- Знакомство детей с историей, культурой и традициями народов Поволжья;
-Рассматривание национальных костюмов народов Поволжья (Русский, украинский, татарский);
-Дидактические игры «Одень кукол в национальный костюм», «Сложи узор», «Чей головной убор», «Четвёртый лишний»;
-Разучивание подвижных игр разных народов.
- Рассматривание образцов татарского растительного орнамента.
Словарная работа: Кокошник, калфак, орнамент.
Ход НОД:
Дети под музыкальное сопровождение входят в зал
Воспитатель: Дети, посмотрите, к нам в гости сегодня пришло много гостей. Давайте с ними поздороваемся. (Дети здороваются и встают в круг)
Воспитатель:
Круг широкий вижу я
Встали все мои друзья
Мы сейчас пойдём направо,
А теперь пойдём налево.
В центр круга соберёмся
И на место все вернёмся
Все друг другу улыбнёмся.
Воспитатель: Вот мы с вами и зарядились отличным настроением можно теперь начинать наше занятие. Проходите, пожалуйста, и садитесь на стульчики.
Слайд 1 Фото города Саратова
Воспитатель: Дети, скажите мне, пожалуйста, в каком городе мы с вами живём? (ответ детей – мы живём в городе Саратов) Воспитатель: Правильно, мы живём с вами в городе Саратове. А чем является наш город? (ответ детей – наш город является столицей Поволжья). Молодцы. Как вы уже знаете, наш город – многонационален. Кто мне скажет, люди каких национальностей проживают в нашем городе? (ответ детей – русские, украинцы, татары, чуваши, мордва, казахи, армяне, грузины и т д.) Слайд 2 фото людей разных национальностей в народных костюмах.
Воспитатель: Сегодня к нам в детский сад почтальон принёс посылку. Вот она. Вам интересно, что в ней? (ответ детей – Да)
Воспитатель: Давайте откроем её и посмотрим, что там. Вставайте со своих мест и подходите все ко мне. ( Дети достают из коробки женские головные уборы: кокошники, венки, калфаки)
Воспитатель: Дети, как вы думаете, что это? (ответ детей – это женские головные уборы) Правильно. Давайте мы с вами их рассмотрим и расскажем о них. Занимайте свои места на стульчиках.
(Дети садятся на свои места, на стульчики лицом к экрану)
Слайд 3 фото головного убора украинской девушки- венок.
Воспитатель показывает головной убор украинской девушки.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чей это национальный головной убор? (ответ детей – это головной убор украинской девушки) Правильно. А как он называется? (ответ детей – он называется – венок) А из чего он сделан? (ответ детей – он сплетён из ярких, крупных цветов, а в разноцветные ленточки вплетены косы, эти ленточки являются оберегом)
Воспитатель: Правильно, это девичий венок. Кроме венков у украинок существуют ещё и другие головные уборы. (кисея-подобие платка, чепец, кибалка и т д) Посмотрите, какие они красивые. Слайд 4
Воспитатель показывает головной убор русской девушки.
Слайд 5 фото головного убора русской девушки- кокошник.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чей это национальный головной убор? (ответ детей – это головной убор русской девушки) Правильно. А как он называется? (ответ детей – он называется – кокошник) А на что он похож? (ответ детей – этот головной убор похож на корону) Да он похож на корону. А каким орнаментом он расписан? (ответ детей – он расписан растительным узором – цветами, листьями)
Воспитатель: Все кокошники изготавливались в ручную и обшивались жемчугом, парчой, стеклярусом, бархатом, кружевом, золотыми и серебряными нитями. Давайте посмотрим, какие головные уборы ещё носили русские девушки. (платок, венец, кика, шишок, повязка, коруна). Слайд 6
Воспитатель показывает головной убор татарской девушки.
Слайд 7 фото головного убора татарской девушки- калфак.
Воспитатель: Дети, как вы думаете, чей это национальный головной убор? (ответ детей – это головной убор татарской девушки) Правильно. А как он называется? (ответ детей – он называется – калфак) А на что он похож? (ответ детей – этот головной убор похож на колпак) Да он похож на колпак. А каким орнаментом он расписан? (ответ детей – он расписан растительным узором – цветами - тюльпан, гвоздика, роза, колокольчик, листьями, веточками)
Воспитатель: Калфак является символом татарской самобытности и национальной гордости татарской девушки. Давайте посмотрим на разнообразие калфаков. Слайд 6 Калфаки изготавливались из атласа, бархата. Украшались вышивкой, драгоценными камнями. Расшивались золотыми и серебряными нитями, бисером.
Воспитатель: А теперь давайте с вами поиграем в татарскую народную игру «Тимербай»
Воспитатель: А теперь проходите и занимайте места за столами. Мы с вами сейчас превратимся в татарских умельцев и попробуем сами украсить татарский головной убор – калфак.
Воспитатель на доске показывает образцы готовых работ. Воспитатель обращает внимание детей на разнообразие узоров на калфаках. Предлагает детям у себя на столе на силуэтах выложить узор из готовых элементов, а затем аккуратно наклеить его. В ходе выполнения работы, воспитатель проверяет, как дети размещают элементы узора на силуэте. В конце работы, готовые изделия вывешиваются на доску. Воспитатель стремится вызвать у детей чувство радости и удовлетворения от результата своей работы. Поощряет самостоятельность и творчество в процессе выполнения работ каждым ребёнком.
Итог НОД
Воспитатель: А теперь подойдите все ко мне. Вам понравилось сегодня наше занятие? Что нового вы узнали? Что больше всего понравилось? Что мы с вами сегодня делали? Ребята, все вы потрудились на славу: были активны, показали хорошие знания. А я хочу подарить вам на память о нашем занятии вот эти раскраски «Куклы в национальных костюмах». Наше занятие подошло к концу. Давайте попрощаемся с гостями и скажем им. А сейчас мы пойдём в группу.