Милованова Екатерина Семеновна
Конспект НОД в старшей группе «Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: сформировать у детей представления о жизни наших предков вызвать интерес к истории русского народа, его быте, обычаях Вызвать интерес к традиционной русской народной культуре. /музыке, играм, хороводам/.
Программные задачи образовательных областей:
Социально-коммуникативное развитие:
Развивать устойчивый интерес к русскому народному творчеству.
Привлечь внимание к живому русскому слову.
Формировать умение устанавливать взаимоотношения со взрослыми и сверстниками.
Познавательное развитие:
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Вспомним старые обычаи, вспомним нашу старину“» размещена в разделах
- Быт наших предков, предметы быта и утварь
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» февраль 2019
Расширять представления детей о быте русского народа в старину, вызвать интерес к старинным русским традициям.
Речевое развитие:
Развивать связную речь, память, мышление. Обогатить словарный запас слов: валенки, чугунок, ухват, самовар.
Виды деятельности: Игровая, двигательная, коммуникативная.
Материалы и оборудование:
Предметы русского быта для оформления «Русской горницы»/печь, прялка, чугунок, ухват, посуда и русские народные костюмы.
Дети под русскую народную мелодию входят в группу.
Воспитатель: Очень часто за событиями и сутолокой дней
Старины своей не помним, забываем мы о ней.
Вспомним русские обычаи,
Вспомним нашу старину!
«Ведь где обычаи чтут, там люди весело живут».
- Ребята, посмотрите, сколько гостей к нам сегодня пришло. Давайте поздороваемся по русскому старинному обычаю.
Дети: кланяются, прижав руку к сердцу.
- Здравствуйте.
Ребята а сейчас приготовьте свои ладошки, соедините их,вы почувствовали тепло? Прикоснитесь ладошками друг к другу и передайте его. Пусть сегодня на занятии вам будет также тепло и уютно.
Ребята я приглашаю вас в путешествие в далекое прошлое. Вы готовы? Дети: Да
Восп: поможет нам в этом волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним
(оказываемся возле горницы)
Я: Ребята смотрите вот мы с вами и очутились в русской избе.
Бабушка:
Здраствуйте Я, хозяйка этой избы.
Низкий поклон вам, гости дорогие Дорогих гостей встречаю
Пышным круглым караваем. !
Бабушка: По русскому обычаю гостеприимства встречают дорогих гостей хлебом-солью. Гость отламывает маленький кусочек хлеба, макает его в соль и кушает.
(воспитатель отламывает кусочек хлеба, макает в соль и ест.)
Бабушка: Проходите, присаживайтесь поближе к печи. Дорогих гостей всегда усаживали возле печи, а непрошенных возле порога. (дети и воспитатель садятся на скамейку)
Бабушка :Изба у меня небольшая, да красивая какая.
На убранство поглядите, а что вы знаете нам расскажите.
/Бабушка обращает внимание детей на печь/
-Что это?/ответы детей/.
- Как вы думаете для чего печь в избе нужна?/ответы детей/
Бабушка: Печь в избе занимала самое большое место. Она самая главная! Печь не даёт замёрзнуть, да и голодными не оставит. Печка – кормилица наша. На печи спали, сушили одежду.
/ Бабушка показывает на чугунок/
Бабушка: А это что?
Дети: Это чугунок.
Бабушка : Для чего нужен чугунок?
Дети: Щи, кашу варить.
Бабушка :А ставили в горячую печь чугунок ухватом. /показать, как держали ухватом чугунок/
Бабушка: Ну а это вы наверное знаете что. ?
Дети: Сковорода
Бабушка: А для чего нужна сковорода?
Дети: (ответы)
Бабушка: А еще ребята очень часто на Руси, на сковороде пекли русские блины. Чтобы не обжечь руки, сковороду брали сковородником с длинной ручкой и ставили на таган в печь. Блины получались из печи румяные, вкусные.
Бабушка (показывает на самовар) : Как вы думаете что это?
Дети: Самовар
Бабушка: А для чего он нужен? (ответы детей)
Бабушка: Правильно. Любили встречать гостей и почаёвничать т. е. чай из самовара пить, особенно после баньки. Пили чай из блюдечка и прикусывали кусочками сахара
Бабушка: Ребята посмотрите какая здесь посуда.
Из глины?
Дети: глиняная
Бабушка: А из дерева?
Дети: деревянная
Бабушка: Чудо-мастера посуду узорами и цветами расписывали.
Бабушка: Что это?
Дети: Валенки
Бабушка: Для чего нужны валенки?
Дети: Их обували на ноги.
Бабушка: Правильно. Валенки валяют из овечьей шерсти. Они очень теплые и ноги в них не мерзнут. А еще из шерсти прядут пряжу и для этого нужна прялка.
Бабушка:А вот моя прялка.
Золотая моя прялица!
Я пряду, а нитка тянется!
Мне работа моя нравится.
Бабушка:Сверху кладётся овечья шерсть. Крутится колесо и превращается шерсть в нитку. А из ниток вязали носки, варежки, шали. Бабушка:(указывает на люльку шепотом)Ребята а это у меня зыбка. В зыбке спали на Руси младенцы. Подвешивали её к потолку, чтобы её легко можно было качать.
(Качает и поет колыбельную)
Воспитатель: Ребята а давайте покажем бабушке как мы умеем. Встанем все со своих стульчиков в полукруг.
Физминутка: Вот мы руки развели.
Словно удивились
И друг другу до земли
В пояс поклонились
Ниже, дети не ленитесь
Мы ладонь к глазам приставим
Поворачиваясь в право
Оглядимся величаво
И на лево надо тоже
Поглядеть из под ладошек
И на право и ещё через левое лечо!
(Под русскую народную музыку приходят гости)
Воспитатель обращает внимание на детей: одетых в русские народные костюмы.
-Посмотрите у нас гости!
Дети одетые в р. н. к. : «Здравствуйте люди добрые! Низкий вам поклон!
Воспитатель :Давайте тоже поприветствуем гостей по старинному обычаю.
/ Дети здороваются с гостями: «Низкий вам поклон. /
Воспитатель :Какие интересные гости к нам пожаловали!. Как вы думаете, почему они так одеты?
/ответы детей/
Воспитатель :-Ребята, наши гости одеты в старинные русские костюмы. Вам они нравятся? Когда-то наша страна называлась Русь. И одевались на Руси как и наши гости: в красное. Красное – значит красивое.
Давайте познакомимся с нашими гостями и обратимся к ним так, как обращались на Руси: к девочкам – красна- девица; к мальчикам- добрый молодецКак звать тебя, красна – девица /добрый молодец/ ?
/обращение детей/.
Дети : Как звать тебя красна-девица?
Гости-дети: меня зовут Настенька!
А тебя как зовут добрый молодец
Меня зовут Илья!
Воспитатель: Вот мы и познакомились.
В старые добрые времена, собирались вместе красны девицы да добры молодцы, коротать долгие зимние вечера. Время проводили за любимым занятием: кто за прялкой, кто вышивает, кто вяжет, кто из глины посуду лепит.
Исполнять частушки на посиделках это тоже была традиция, частушка отражала быт и интересы людей разного возраста.
(Дети подготовительной группы исполняют частушки с музыкальным сопровождением).
Петушок, петушок,
Запевай частушки.
Ты горланишь хорошо,
Подпоют несушки.
Как по саду-огороду
Любит козочка гулять.
После этого похода
Урожая не собрать!
Я сидела на печи,
Сторожила калачи.
А за печкой мышки
Сторожили пышки.
Гости-дети: 1).В гостях побывали себя показали.
2)Из больших гостей домой хлебать щей.
Нам пора до свиданья люди добрые!
Дети: До свиданья
(гости уходят)
Воспитатель :Ребята а сейчас садитесь все на скамейку
На Руси издавна не только сочиняли частушки и песни, но и еще любили играть на русских народных инструментах. Давайте вспомним названия этих инструментов. ( ответы детей: балалайка, гармонь, дудочка, ложки, бубен, трещётки)
Послушайте оркестр народных инструментов и постарайтесь узнать какие русские народные инструменты звучат в этом оркестре
«Русская быстрая кадриль»
Какие инструменты вы услышали? (ответы детей).
Воспитатель: Ребята, а на каком из названных вами инструментах, вам бы хотелось поиграть? Тебе Лена на каком бы хотелось поиграть? И т. д.
А давайте сейчас встанем,и представим что это мы с вами играем на русских народных инструментах (имитация детей)
Включается это же самая «Русская быстрая кадриль»
Воспитатель : Молодцы ребята у вас хорошо получается.
Очень любили не только малые детки, но и взрослые поиграть в игры.
- Какие народные игры вы знаете? ( ответы детей: «Жмурки», «Горелки», «Колокольцы», «Ремешок»).
Предлагаю поиграть в игру «с лентой».
Воспитатель : : Давайте сейчас встанем все в хоровод и выберем водящего
а для это посчитаем считалочку
Юля Д. Как то зоренька заря….
Вышел Захар погулять
Стал подружку выбирать
Стал подружку выбирать
Кому ленточку отдать
Поклонись, поклонись
Да за ленточку держись.
Захар: Дарю тебе ленточку потому что ты самая добрая сильный
красивая ловкий
добрый
(3 раза игра повторяется) Вос. -ль : Молодцы ребята и бабушку мы порадовали
А сейчас пора возвращаться назад – в детский сад. Давайте попрощаемся с бабушкой.
Бабушка: Ребята спасибо вам, я очень рада что вы ко не зашли и я хочу вас угостить своими пирожками с пылу жару в дорожку.
Воспитатель и дети: Спасибо бабушка до свидания!
Бабушка: До свидания!
Воспитатель: А поможет нам вернуться обратно волшебный клубочек. Скажем волшебные слова:
Ты катись, катись, клубок,
С овражка на мосток.
Только сильно не спеши,
Путь-дорожку укажи.
Клубочек катиться – а дети идут следом за ним. Попадают в детский сад
Воспитатель : Вот мы и оказались в детском саду. Вам понравилось наше путешествие? Дети: Да
Мы любим свою Родину, и мы должны знать традиции обычаи своего народа. Поэтому пословица гласит так: «На Руси обычай есть, кто их чтит, тому и честь».