Мария Минина
Конспект НОД в старшей группе раннего возраста «Письмо карандаша»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
Познакомить детей с историей карандаша и его составом.
Задачи:
Образовательная область «Познание»
1. Познакомить детей с историей появления карандаша, его составом и необычном назначении; закрепить знания о необходимости этого предмета;
2. Развивать умение наблюдать, анализировать, обобщать и сравнивать; делать выводы.
3. Вызывать положительный эмоциональный настрой.
Образовательная область «Коммуникация»
1. Расширять представления детей о многообразии окружающего мира.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе раннего возраста „Письмо карандаша“» размещена в разделах
2. Активизировать речь детей; развивать внимание, память, воображение, логическое мышление.
Образовательная область «Социализация»
1. Формировать умение действовать по правилам.
2. Развивать умение согласовывать собственное поведение с поведением других детей.
3. Воспитывать чувство ответственности и умение доводить начатое дело до конца.
Образовательная область «Художественное творчество»
1. Учить детей нетрадиционной техники аппликации: из разноцветной, рисовой крупы.
2. Развивать тонкие тактильные ощущения, мелкую моторику.
3. Развивать творческие возможности в процесс интеграции разнообразных видов деятельности: словесной, художественной, музыкальной, игровой.
Образовательная область «Здоровье»
1. Укреплять психическое здоровье дошкольников через ритуалы начала и окончания НОД, осуществление индивидуального подхода к каждому ребёнку.
Словарная работа:
Обогащение словаря: графитовый стержень грифель.
Оборудование:
1) конверт с изображением карандаша, разрезанный на 9 частей; 2) «черный ящик»;3) деревянный кубик; 4)графитовый карандашный стержень; 5)презентация «Волшебник – карандаш»; 6) карточки для игр: «Дополни картинку», «Найди сходства и различия»; 7)простые карандаши; 8)графитовые стержни; 9)угольки;
10)новые коробки с карандашами для подарка детям, лежащие в коробке, оформленной под карандаш;
11) письмо от карандаша;
12) план-схема с разноцветными следами;
13) разноцветные следы;
14) чистые листы бумаги;
15) разноцветная рисовая крупа, клей ПВА, листы с изображением карандаша;
16)образец портрета карандаша.
Ход НОД
(воспитатель входит в группу с большим конвертом, в котором лежит изображение карандаша, разрезанное на 9 частей и письмо от карандаша)
Оргмомент:
- Здравствуйте, ребята. Меня зовут Мария Александровна.
- 1,2,3.4.5 – становитесь в круг играть!
- Я рада всех вас видеть. Давайте создадим хорошее настроение? Настал новый день. Я улыбнулась вам, а вы улыбнулись друг другу. Мы спокойны и добры, мы приветливы и ласковы, мы здоровы.
- Сделайте глубокий вдох через нос и вдохните в себя свежесть, доброту и красоту. А через рот выдохните обиду, злобу и огорчения!
- Давайте, пожелаем друг другу доброго утра, а поможет нам это сделать маленький мячик. Мы будем передавать мячик большим пальчиком и мизинцем, улыбнемся и скажем своему товарищу: «Доброе утро, Маша!» и передадим мячик следующему.
- Спасибо, молодцы. Теперь повернитесь и посмотрите, сколько к нам пришло гостей. Поздоровайтесь с ними, припевая: «Здравствуйте!», «Доброе утро!».
- Посмотрите, какие радостные лица стали у наших гостей, им очень понравилось наше приветствие!
- Я пришла к вам не только для знакомства. Я принесла вам интересное письмо. Интересное, потому, что адрес отправителя не известен, а адрес получателя указан.
- Вы ведь живете в Челябинской области, г. В-Уфалей, детский сад «Журавлик», старшая группа? Значит, это вам. Как вы думаете, кто нам его прислал? Вскроем конверт? Может быть, там находится отгадка?
- Ой, смотрите: здесь части какой-то картинки. А что же с ними делать?
(ответы детей)
- Правильно, попробуем?
(дети складывают из частей портрет карандаша)
- Теперь вы догадались, кто нам прислал этот конверт? (ответы детей)
- Верно! Труженик карандаш. Сколько интересных историй и заданий вы выполнили вместе с ним. А что же он нам пишет?
ПИСЬМО КАРАНДАША :
«Здравствуйте, ребята! Я очень люблю рисовать, но еще больше люблю играть. Я спрятался в вашей группе. Попробуйте найти меня. А, чтобы вам было легче найти меня, я вам прислал план-схему. Пройдя по ней и, выполнив все задания, вы найдете меня».
- Ну что? Отправитесь искать карандаш? А меня с собой возьмете? Посмотрим, куда же нам надо пойти? (смотрят и определяют по схеме направление к 1 станции)
1 станция: познавательная
(на столе – черный ящик и ноутбук, воспитатель берет в руки черный ящик, вертит его)
- Ого, а это что такое? Как вы думаете, что там внутри? (трясет его, дает потрясти каждому ребенку)
(ответы детей)
- Почему же карандаш положил сюда кубик? (ответы детей)
- Что это за тонкие палочки? (ответы детей)
- Может, мы догадаемся, если посмотрим презентацию? Присаживайтесь, пожалуйста, на стульчики.
(показ презентации «Волшебный карандаш)
- Теперь вы поняли, почему карандаш положил в черный ящик кубик? (ответы детей)
- Из чего же состоит карандаш? (ответы детей)
- Как по-другому можно назвать грифель карандаша? (ответы детей)
-Катя, повтори, пожалуйста, как называется грифель карандаша. Сева, повтори… Катя, повтори…
- Из чего делают графитовый стержень? (ответы детей)
- Да, карандаш – не простая деревянная палочка. Внутри деревянной рубашки карандаша тонкий стерженек – смесь растолченного графита, липкой глины и жира. Он и оставляет на бумаге хорошо заметный след. Поэтому мы с вами можем рисовать карандашом. Не боясь испачкать наши руки.
- Спасибо, молодцы! Возьмите с собой карандаши (они пригодятся нам на следующей станции). Отправляемся дальше? По каким следам мы пойдем теперь? Посмотрите на план-схему.
2 станция: «Дорисуй фигуру»
- Как вы думаете, что мы должны сделать на этой станции? (ответы детей)
- Присаживайтесь, пожалуйста, за столы.
- Прежде, чем выполнять задание карандаша, я вам предлагаю с ним поиграть.
Массаж карандашом
«Карандаш в руках катаю,
Между пальчиков верчу.
Непременно каждый пальчик
Быть послушным научу!»
- А сейчас посмотрите на свои картинки. Эти фигурки заколдовали. Попробуйте догадаться: кого же спрятали в этой картинке и дорисуйте так, чтобы все догадались: кто же был заколдован?
( после рисования: «Скажи Машенька, кто был спрятан в твоей картинке?», «А кого расколдовал Сережа?», ….)
- Да вы – настоящие волшебники. Как здоровы вы нарисовали, тех, кто был заколдован. Молодцы!
- Карандаши можете оставить здесь. Больше они нам не пригодятся.
- А мы продолжаем искать наш карандаш? Посмотрим на план-схему. По каким следам пойдем?
- 3 станция – физминутка (на столе – схематическое изображение детей, делающих зарядку)
- Как вы думаете, что хочет от нас карандаш? (ответы детей)
- Правильно, карандаш просит нас немножко отдохнуть. Сделаем небольшую разминку.
физминутка
Раз, два, три, четыре, пять,
Начинаем отдыхать! (потянуться)
Спинку бодро разогнули,
Ручки кверху потянули!
Раз и два, присесть и встать,
Чтобы отдохнуть опять.
Раз и два вперед нагнуться,
Раз и два назад прогнуться (движения стишка).
Вот и стали мы сильней, (показать «силу»)
Здоровей и веселей! (улыбнуться друг другу)
(делаем 2 раза)
- Где еще мы с вами не были? Посмотрим по схеме? (ответы детей).
- Пойдем?
- 4 станция – интеллектуальная
- Думаю, и здесь вы сможете догадаться, что же нужно сделать?
(игра «Найди отличия»)
- Видите, какие красивые картинки нарисовал для вас карандаш. На первый взгляд, они одинаковые, но это не так. Карандаш хочет, чтобы мы нашли все отличия 1-ой картинки от 2-ой. Кто увидит их первым?
- Возьмите указку, покажите и, обязательно, проговорите ответ полным предложением.
- Замечательный ответ был у Тани. Миша верно подметил и проговорил одно из отличий. Машенька самая первая нашла одно из отличий на этих двух картинках.
- Спасибо, ребята! Вы разыскали все отличия, которые нарисовал для вас карандаш на этих двух картинках.
- Посмотрим на план-схему. По каким следам мы отправимся теперь?
- 5 станция – «Портрет карандаша» (на столах клей, портреты карандаша на каждого ребенка; тарелочки с цветным рисом, образец)
- Чем будем заниматься на этой станции? (ответы детей)
- Присаживайтесь, пожалуйста!
- Посмотрите на этот портрет. Из чего он сделан? (ответы детей)
- Как называется крупа, из которой изготовлен этот портрет? (ответы детей)
-Маша, а что еще люди делают из крупы? Какая каша получится, если сварить гречневую крупу?
- Стас, а если сварить рис, какая получится каша? Полным ответом, пожалуйста.
- Может быть, кто-нибудь из вас расскажет мне, что нужно сделать, чтобы закончить портрет? (ответы детей)
- Видите, часть работы карандаш за нас уже выполнил. Есть рамочка из гречневой крупы, да и часть самого карандаша уже раскрашена гречневой крупой.
- Начинать работу нужно с нанесения клея на рубашку карандаша. Наносить клей необходимо быстро, толстым слоем и сразу же засыпать крупой, не выходя за нарисованные рамки.
- Затем сверху ладошкой слегка прижать гречу. Если вам не хватило крупы, взять ее можно из баночек.
- И перейти к графитовому стержню. Какого цвета графитовый стержень будет у Маши? А Коли?.
- Графитовый стержень должен быть того же цвета, что и рубашка вашего карандаша.
- Снова быстро и густо намазываем графитовый стерженек клеем и сразу же засыпаем рисом.
- Не забудьте поставить грязные кисточки в стаканчик ворсом вверх, закрыть коробочку с рисом.
- Аккуратно поднимаем портрет карандаша, и стряхиваем лишний рис в одноразовую тарелку. Вот какой замечательный потрет у нас с вами получился.
До чего же хороши
У детей карандаши!
Не мешайте им, прошу:
Нарисуют - покажу.
На лугу зеленый клён,
Черный грач сидит на нём.
Речки синий поясок,
Жёлтый рядышком песок.
Белый парус, как плакат,
Солнца красного закат
И коричневые тропки
По овражку, где ручей.
Это все нарисовали
Семь цветных карандашей.
(после стихотворения воспитателю на телефон приходит смс)
- Подождите, ребята, кто-то прислал мне смс. Да это загадка от карандаша!
(загадка о месте нахождения карандаша с подарком для детей, дети находят карандаш, воспитатель раздает им подарки и приглашает встать в круг)
- 1, 2, 3, 4, 5, становитесь в круг опять! Мы друг другу улыбнемся и тихонько рассмеемся. Возьмите в руки колокольчики, позвоните потихоньку: «Динь-дон, динь-дон!»
- Спасибо вам, ребята, за работу. Вы были очень внимательными и много трудились. Каждый из вас старался выполнить все задания, чтобы быстрее найти карандаш.
Кому понравилось наше путешествие протяните руки в круг, а кому не понравилось – спрячьте за спину. Хотелось бы вам еще раз отправиться в такое же путешествие?
Рефлексия: А что нового узнали вы на сегодняшней игре? Что вам понравилось? Что не понравилось? Что получилось? Что не получилось? Какие были затруднения?
- Я уверена, что если вы пойдете или поедете в настоящее путешествие, вы никогда не заблудитесь, потому что умеете ориентироваться по план-схеме и логически мыслить, а еще вы дружные и очень сообразительные.