Елена Плешко
«Осень в лесу». Конспект НОД в старшей группе
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе по тем: «Осень в лесу»
Цель: систематизировать и обобщать знания детей об осени и осенних явлениях природы.
Задачи:
формировать экологическое воспитание у детей старшего дошкольного возраста;
упражнять в образовании новых слов из двух предложенных;
воспитывать доброжелательное отношение друг к другу, умение слушать, не перебивать говорящего;
закрепить знания детей об осени как времени года, ее признаках;
отвечать на поставленные вопросы полными ответами;
воспитывать желание наблюдать за красотой осенней природы.
Материалы: музыкальная колонка, слайды иллюстраций и картины с изображением осенних пейзажей.
Предварительная работа: Чтение и заучивание стихотворений об осени; наблюдение за осенней погодой; составление рассказов об осени по мемотаблицам.
(Воспитатель на фоне тихой мелодии читает стихотворение)
Тихо в осеннем притихшем лесу,
Листья кружатся, смотри на лету,
Будто о жизни прошедшей грустят,
Дереву словно: «Прощай» говорят.
Воздух прозрачен, чист и душист,
Разноцветным ковром ложится лист.
Поздний осенний цветок веселит,
Прозрачный ручей мирно журчит,
Певчие птицы к отлету готовы,
Труженик — дятел деревья долбит,
Желуди дуб роняет, шуршит,
Дерево клен цветом красным горит.
И хочется видеть всё то без конца –
Картину, достойную кисти творца.
Пышные ивы склонились к воде,
Желтые косы полощут в воде.
Воспитатель: Какое время года изображено в стихотворении?
Дети: Осень
Воспитатель: По каким признакам это можно определить?
Дети: Падают листья. Они лежат под деревьями разноцветным ковром. Певчие птицы улетают. Падают желуди. Листья клена покраснели. Ивы склонили желтые ветви к воде.
Воспитатель: Молодцы, все правильно. Ребята, вы слышите кто-то в дверь стучит?
Давайте откроем дверь и посмотрим кто же к нам пришел.
(открывают дверь и входит Осень)
Осень: Я Осень золотая
Я красоту повсюду навожу,
Уж золотом покрыт наш лес,
Скользнул луч солнца золотой с небес,
И на земле ковер весь золотой,
Вы только осенью увидите такой.
Воспитатель: Здравствуй, Осень золотая. Мы очень рады тебя видеть. Для теббя ребята приготовили стихотворения.
(дети читают стихи)
1 ребенок. Вот и осень наступила
Вслед за летом точно в срок
И в садах позолотила
Каждый маленький листок.
2 ребенок. Посмотрите – у рябины,
Покраснели щечки,
На дорожку полетели,
Желтые листочки!
3 ребенок. Спят березы в октябре,
Ярче зелень сосен.
Потому что на дворе,
Золотая осень!
Осень: Какие дары приносит вам осень?
Дети: Осадки, фрукты, ягоды.
Осень: Правильно, я для вас приготовила загадки о дарах осени, готовы их отгадывать?
1. И зеле и густ на грядке вырос куст
Покопай немножко: под кустом растет (картошка)
2. Сам алый, сахарный
Кафтан зеленый, бархатный (арбуз)
3. Красна, да не девица,
С хвостом, да не мышь,
Сидит в темнице
А хвост на улице (морковь)
4. Плод на лампочку похож,
Но его ты не зажжешь.
Желтый, сочный он, медовый,
Растет на дереве садовом (груша)
5. Голова на ножке, в голове горошки (горох)
6. Сидит дед в шубу одет, кто его раздевает, тот слезы проливает (лук)
7. Как на нашей грядке
Выросли загадки.
Сочные да крупные
Вот такие круглые,
Летом зеленеют, к осени краснеют (помидор)
Осень: молодцы ребята, вы очень внимательные и правильно все загадки разгадали.
Воспитатель: А теперь мы отдохнем.
Физминутка:
Деревья качаются (руки поднимают вверх и качают)
Капает дождь (бегают и прячутся от дождя)
Листья летят (кружатся)
Солнышко печет (берут шляпы и одевают на голову)
(игра продолжается 2-3 раза)
Воспитатель: Ребята, скажите, какие деревья растут в лесу?
Дети: клен, береза, сосна, ель, осина и т. д.
Воспитатель: Давайте с вами поиграем в игру, которая называется «Какой лист?»
- на березе, какие листья? – березовые
- на рябине? – рябиновые
-на дубе? – дубовые
- на клене? – кленовые
- на осине? – осиновые
- на липе? – липовые
Воспитатель: А что еще растет в лесу? (Зачем люди ходят в лес)
Дети: Ягоды, грибы собирать.
Воспитатель: А еще для чего люди ходят в лес?
Дети: Наслаждаться красотой леса, и дышать свежим, чистым, лесным воздухом.
Воспитатель: Правильно. Как можно определить воздух? Можем ли мы его увидеть?
Дети: Нет, воздух мы не можем увидеть, воздух как невидимка. Он прозрачен.
Воспитатель: Давайте вместе сделаем эксперимент, который называется «Поймай воздух в пакет».
Воспитатель: Возьмите пакет. Что в нем?
Дети: Пакет пустой
Воспитатель: Сложите его несколько раз. Смотрите, какой он тоненький. Теперь мы надуваем его и закручиваем, он полон воздуха, пакет похож на подушку. Воздух занял все место в пакете. Мы его видели?
Дети: Нет
Воспитатель: Делаем вывод, значит какой воздух?
Дети: Невидимый, прозрачный.
Воспитатель: А какого цвета воздух?
Дети: Он не имеет цвета
Воспитатель: Теперь пакет раскрутим и выпустим с него воздух. Пакет опять стал тоненьким. Почему?
Дети: Потому что в нем нет воздуха.
Воспитатель: Правильно. Золотая осень удивляет нас всех изобилием красок, красивыми нарядами. Давайте скажем нашей Осени много красивых слов. Осень какая?
Дети: Золотая, разноцветная, яркая, дождливая, холодная, теплая, грибная, ласковая, ранняя, поздняя, урожайная, интересная, листопадная
Воспитатель: Сейчас поиграем с вами в игру, я начну предложение, а вы заканчиваете.
- Листья осенью (что делают)
Дети: Желтеют, опадают, кружатся в воздухе.
- Дождь осенью (что делает)
- Идет, морозит
- Урожай осенью (что делают)
- Собирают
- Деревья осень (что делают)
- Роняют листву
- Звери осенью (что делают)
- Готовятся к зиме
- Птицы осенью (что делают)
- Улетают в теплые края.
Воспитатель: Как называется явление, когда опадают листья?
Дети: Листопад
Воспитатель: Молодцы, Послушайте внимательно стихотворение.
Начался листопад:
Листья пестреют,
Лопочут, летят,
Что-печальное нам говорят.
Осень гуляет не только в лесу,
В парках, садах
Красит листву.
Ели зеленые строго стоят,
Внимательно смотрят,
Молчанье хранят.
Воспитатель: Что происходит с листьями осенью?
Дети: Они пестреют, летят, печальные
Воспитатель: Молодцы. Ребята, посмотрите, как интересно получается: два слова «листья – падают» они соединились и превратились в одно прекрасное слово «листопад».
Воспитатель: А как вы думаете, какое новое слово получится, если соединить вместе слова?
Игра на словообразование
- Вода падает – водопад
- Камни падают – камнепад
- Снег падает - снегопад
Воспитатель: Хорошо, правильно вы ответили.
Осень: Мне понравилось у вас ребята, и вы очень много интересного знаете об осени. А сейчас мне пора возвращаться в свой осенний лес.
Весело у вас ребята,
Я не просто так пришла,
Урожай сняла богатый;
Много яблок принесла,
И поэтому сейчас
Угощу, друзья, я вас!
Воспитатель: спасибо вам ребята. Вы сегодня были очень внимательные, старательные. Что вам больше всего понравилось сегодня на занятии?
(индивидуальные ответы детей)
Воспитатель: Мы с вами выйдем на прогулку превратимся в осень и устроим веселый листопад на нашем участке.