Светлана Можанова
Конспект НОД в старшей группе на тему: «Традиции и быт Кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Подготовила: Можанова Светлана Петровна, воспитатель МБДОО № 6 «Аленка».
Описание материала: Предлагаю вам методическую разработку непосредственно-образовательной деятельности в старшей группе по теме: «Традиции и быт Кубанского казачества». Этот конспект познавательного занятия, направленный на воспитание интереса к традициям, образу жизни Кубанского казачества. Интеграция образовательных областей: «Познание». «Коммуникация». «Социализация». «Художественное творчество».
Публикация «Конспект НОД в старшей группе на тему: „Традиции и быт Кубанского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Старшая группа
- Темочки
Цель: Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с жизнью, бытом и культурой, народными промыслами Кубанского казачества; развивать познавательный интерес к истории своего народа.
Задачи: Образовательные: Сформировать представление о жизни Кубанского казачества, их обычаях, традициях, предметах обихода. Развивающие: Развивать память, внимание, наблюдательность, логическое мышление. Речевые: Развивать связную речь, обогатить словарь детей: глэчик, макитра, рубель, скрыня, коромысло. Воспитательные: Воспитывать интерес к истории Кубанского казачества, любознательность. Демонстрационный материал: папаха, слайды с изображением казаков, их куреней, рубель, макитра, глэчик, скрыня, коромысло, вышивки, полотенце, салфетки, украшенные кружевом. Раздаточный материал: трафареты макитры, трафареты листьев калины, краски, кисти, салфетки, ватные палочки, ватные тампоны, стаканы с водой. Методические приемы: игровая ситуация, беседа-диалог, показ слайд-шоу, физкультминутка «Конь», рассматривание предметов быта казаков (музейные экспонаты, продуктивная деятельность детей, отгадывание пословиц, анализ, подведение итогов. Словарная работа: глэчик, макитра, рубель, скрыня.
Ход занятия.
(Дети и воспитатель, одетые в казачьи народные костюмы под музыку входят в зал).
В группе организована выставка предметов обихода: глиняная посуда, прялка, лавка, образа, рогач, гребень, рубель, чугуны и т. д.
Воспитатель: Ребята, поздоровайтесь с гостями (дети приветствуют взрослых). Сегодня у нас необычное занятие. К нам пришли гости, чтобы вместе с нами совершить увлекательное путешествие в прошлое.
Ребята у всех вас есть мамы, папы, бабушки и дедушки. Они для вас самые родные, самые близкие люди, самые дорогие. Скажите! А как можно назвать близких вам людей, одним словом? – (Родственники, родычи, предки).
Правильно. Близкие предки - это ваши папы, мамы, бабушки и дедушки. А дальние предки - это те ваши родственники, которые жили до них. И вот сегодня у нас с вами есть возможность увидеть некоторые из предметов быта, которыми пользовались наши дальние предки.
Наденем на голову папаху, повернемся вокруг себя три раза и скажем: «Время, время остановись! К нашим предкам повернись!». (Дети надевают папахи, кружатся и повторяют слова).
Проходят дальше в группу, где расположены предметы быта казаков, модели хаты и казачьей заставы. (Показ слайд-шоу).
В казачьих семьях глава семьи - казак.
Казаки – народ лихой, главное мастеровой, Коль живет он у реки, все они здесь – рыбаки, Возле церкви, у реки кузнец кует подковы, Шьет сапожник сапоги, справят печку печники.
Его жена, казачка -
Нет цены казачкам нашим.
В делах домашних хороши:
Прядут и вяжут от души,
И сеют хлеб умело.
И сказку ребятне расскажут.
А сидя на коне верхом,
Вмиг защитят семью и дом.
Подходят к экспонату. А белье казачки гладили вот этим предметом, называется он – рубель. Он ребристый. На каталку наматывают мятое полотенце и с силой проводят по нему рубелем несколько раз. Белье получается гладким, и пахучим (дать детям попробовать погладить, таким образом, белье). Повторите, как называется такой утюг?
Казаки очень любят украшать свою одежду и дом вышивкой и кружевом. Посмотрите, что вы видите украшенное вышивкой? Кружевом? (скатерть, полотенце, салфетки).
Молоко казаки хранили в глиняной посуде, которая называется – глэчик. Молоко в нем долго не прокисает. Тесто казачки замешивали в макитре - большом, глиняном горшке. Ну а чай пили, конечно же, из самовара.
Запомнили название посуды? (повторите - глэчик, рубель, макитра).
Из покон веков на Кубани любили петь. И не только на свадьбах или проводах в Армию, а и в поле, и за прялкой, и у люльки малыша. Давайте послушаем казачьи песни.
Физкультурная минутка (включить диск с записью кубанских казачьих песен) Конь меня в дорогу ждет.
Бьет копытом у ворот.
На ветру качает гривой:
Пышной, сказочной, красивой
Быстро на коня вскочу,
И поеду, поскачу.
Там за дальней за рекой,
Помашу тебе рукой.
А теперь ребята я предлагаю вам превратиться в казачьих умельцев и расписать макитру узором. Для этого надо сказать волшебные слова:
Ай, люли, ай люли,
Наши руки мы сплели. (качают сплетенными руками)
Влево - вправо повернемся
Мастерами обернемся.
Помните, что казачки замешивали в макитре? (тесто).
На Кубани очень распространено такое растение как калина. Вот я и предлагаю расписать нашу посуду «ветками калины».
Листики мы изобразим с помощью трафаретов, а ягодки нарисуем ватными палочками. (Роспись посуды под музыку КАЗАЧЬЕГО ХОРА).
Итог занятия:
Воспитатель: Вы сегодня потрудились на славу, как настоящие мастера. Поэтому ваши макитры получились такими красивыми. Давайте положим свои макитры на стол сушиться. Чья макитра вам понравился больше? Почему? (Ответы детей) Чтобы превратиться нам обратно в детей, надо сказать волшебные слова:
Ай, люли, ай люли,
Наши руки мы сплели. (качают сплетенными руками)
Влево - вправо повернемся.
И детьми мы обернемся.
Про трудолюбие наш народ сложил много пословиц и поговорок. Давайте их вспомним (Гостям заранее раздаются карточки с началом пословиц, которые они зачитывают, а дети заканчивают прочитанную взрослым пословицу).
Д/и «Закончи пословицу».
«Терпение и труд…» (всё перетрут)
«Землю красит солнце…» (а человека труд)
«Делу время…» (а потехе час)
«Кто не работает…» (тот не ест)
«Без труда…» (не вынешь рыбку из пруда)
«Больше дела…» (меньше слов)
«Хочешь есть калачи…» (не сиди на печи)
Воспитатель: Вот и закончилось наше путешествие в прошлое, вам понравилось оно? (ответы детей)