Светлана Рябко
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект занятия в подготовительной группе «Традиции и быт кубанского казачества»
Цель занятие : Воспитывать любовь к малой Родине; знакомить детей с культурой Кубанского казачества (песни, пословицы, язык коренных жителей Кубани); развивать познавательный интерес к истории и быту своего народа. Знакомство с традиционной кухней казаков. Разучивание Кубанской игры.
Публикация «Конспект занятия в подготовительной группе „Традиции и быт кубанского казачества“» размещена в разделах
- Казаки. Культура и традиции кубанских и донских казаков
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Кубань
- Подготовительная группа
- Темочки
Предварительная работа : Рассматривание старых фотографий, альбомов, беседы с детьми.
Методы и приемы:
Художественное слов, вопросы к детям, рассказ воспитателя, слушание народных песен, посещение музея.
Материальное обеспечение:
Мультимедийная установка, презентация «Природа Кубани», слайды о жизни и быте казаков. Продукты для приготовления вареников. Предметы быта казаков (коромысло, макитра, черпак, рушник, чугунок, ухват).
Современные педагогические образовательные технологии:
Информационно-коммуникативные (использование мультимедио-проектора и экрана для показа презентаций)
Ход занятия:
- Под звуки кубанской народной музыки дети проходят в зал, садятся на стулья перед мультимедийным экраном
- На экране отображены слайды о природе Кубани
Воспитатель.
- Ребята, скажите, как называется наша страна?
(Ответы детей)
- А кто знает, как называется край, в котором мы живем?
(Ответы детей)
- Как зовется наша малая Родина?
(Ответы детей)
Кубань родная, нежно воспеваю
Великую красу твоей земли!
Земли святой от края и до края!
Моря, леса, поля, мой край родной. !
- А кто из Вас может сказать, почему наш край называется Кубанью? (это название произошло от главной реки – Кубань.)
- Река Кубань, протекает по всему нашему краю и питает своими водами все поля и луга. Наша река Кирпили берет начало из реки Кубань.
( Слайды: карты Краснодарского края и хутора Беднягина).
- Мы живем в благодатном и красивом крае. Наша Кубань богата традициями, обычаями, обрядами и промыслами, которые сохраняются и бережно передаются из поколения в поколение.
-Ребята, я думаю, вам будет интересно узнать о том, откуда казаки пришли в эти края.
( Слайд :Памятник Екатерины 2 в городе Краснодаре).
А начиналось все с Указа царицы Екатерины 2. Она даровала казакам кубанские земли в благодарность за их добросовестную службу. И потянулись обозы по пыльным степным дорогам. И стали стекаться на необжитые земли переселенцы с Запорожской сечи - казаки - запорожцы. Так появились наши предки – казаки на Кубани.
Казаки начали обживать кубанские земли.
Селились казаки вдоль рек.
Каждая семья имела надел земли. (Надел – это участок земли)
Давали надел по количеству казаков (мальчиков) в семье.
Чем больше мальчиков в семье - тем больше земли получала семья.
Раньше все казачьи семьи были многодетны, поэтому многие семьи имели целые поля под огороды и сады. А ещё наделялись наделы – сенокосы, для заготовки сена для лошадей и коров.
Казаки народ трудолюбивый, весь год они трудились на своей земле. Детей с раннего детства приучали к труду. У каждого ребенка было своё дело.
Девочки помогали по хозяйству мамам, а мальчики помогали отцам в поле, пасли коров и лошадей.
(На экране слайд Кубанских казаков на лошадях).
-Конь для казака гораздо больше, чем просто домашнее животное, он был подлинным товарищем от которого зависели успех и сама жизнь казака на войне. В мирное время лошадь была незаменимой помошницей. На лошадях пахали землю, перевозили урожай.
Трехлетние дети уже свободно ездили на лошади по двору, а к пяти годам скакали по степи.
Звучит кубанская народная песня «Распрягайте хлопцы, конэй» в исполнение Кубанского казачьего хора.
-Что можно сказать об этой песни? Какая мелодия?
(Ответы детей)
Ребята, а вы поняли о чем поётся в этой песни?
(Ответы детей)
Да ребята, слова для вас многие не понятны, потому что эта песня поётся на родном кубанском языке – балачке.
Раньше так говорили наши предки. А кто такие предки?
(Ответы детей)
Правильно, дети. Близкие предки – это ваши мамы и папы, бабушки и дедушки. А дальние предки – это те ваши родственники, которые жили до них.
Значит так говорили наши прабабушки и прадедушки. Язык этот ближе к украинскому языку, но много и русских слов. В народе этот говор (ДЕАЛЕКТ) называется - балачка.
Потому что на кубанском деалекте слово балакать – значит разговаривать.
Сейчас так не балакают. В детском саду и школе сейчас нас учат правильному русскому языку, но мы должны знать значение этих слов, чтобы понимать песни и поговорки наших предков.
Я являюсь носителем балачки, так как я коренная жительница Кубани.
И сегодня я познакомлю с некоторыми словами.
Многие из вас слышали такие пословицы:
ТЕРПЫ КАЗАК- АТАМАНОМ БУДЫШЬ.
ЯК ЧЕЛОВИК ИСТЬ- ТАК ВИН И РОБЭ.
СТАРИХ ПОЧИТАЙ –МОЛОДЫХ ПОУЧАЙ.
У ХОРОШЕГО ХОЗЯИНА И СВИНКА ГОСПОДЫНКА.
КРАСНА ДИВКА КОСАМЫ,А ХАТА ПЫРОГАМЫ.
(На экране появляются слайды «Кубанская хата»).
-Сейчас,ребята, я познакомлю вас с бытом казаков. Как жили наши предки.
-Как называется дом казака?
(ответы детей)
Казаки народ дружный и трудолюбивый. На строительство хаты собирались всем хутором-гуртом (все вместе).
Хаты строили из самана. Саман –это строительный материал, который делали из глины, соломы, воды. Месили саман лошади. При помощи деревянной формы из самана лепили кирпичи, а за тем давали им хорошенько
просохнуть. Из саманных кирпичей складывали хату.
-Каким материалом казаки крыли крыши своих хат?
(Ответы детей)
-Правильно, крыши крыли камышом и соломой.
Хата внутри и снаружи обязательно белилась. Белый цвет – это символ чистоты и опрятности.
Чаще всего хата делилась на две комнаты: передняя и светлыца.
В передней хате стояла большая печь,потому что казаки говорили
БЕЗ ПЕЧИ, ХАТА- НЕ ХАТА.
-А как вы думаете, для чего нужна такая большая печь в хате?
(Ответы детей)
-Правильно, печь нужна не только для обогрева в холодные времена. На печи сушили промокшую одежду, обувь, грибы, ягоды, мелкую рыбу. А ещё на печи можно было спать. Для этого делалась лежанка.
(На экране слайды «Русская печь»)
-Самое главное печь нужна для приготовления пищи, печь хлеб и пироги.
Н а середине хаты стоял большой стол. На этом столе казачки готовили еду, а после собиралась вся большая семья кушать (исты).
-Ребята, все вы знаете, что у нас в детском саду есть мини –музей «Кубанская хата», где представлена посуда и предметы, которыми пользовались наши предки.
(Дети проходят в музей. Около порога весит коромысло).
-Кто мне подскажет что это такое?
(Ответы детей).
-Раньше водопровода не было и воду приходилось носить из речки, из крыныци, из колодца, а помогало казачкам вот это коромысло. (Показать как пользоваться коромыслом).
На входе стоит макитра с водой,а на стене висит черпак.
-Из макитры черпаком хозяйки набирали воду и поливали на руки казаку и казачатам. А вытирались они вот таким рушником. РУШНИКИ были вышиты красивым кубанским орнаментом (причудливое дерево, букет цветов, жар – птицы).
-Вот мы подошли к печке.
ПЕЧЬ ВСЕМУ ДОМУ КОРМИЛИЦА.
Весь день печка пыхтит, старается. А какую пищу можно приготовить?
( ответы детей :борщ, узвар, испечь хлеб и пампушки).
-Скажите пожалуйста,а в чём всё это можно приготовить? (чугунке)
-Правильно, раньше все готовили в чугунках. А назвали его так,потому что сделан он из чугуна. Посмотрите какой он тяжелый.
Обратите внимание,что у чугунка нет ручек,его надо ставить в печь и доставать из печи горячим. Как же быть? (Ответы детей)
-Правильно, для этого есть рогач или ухват.
Рогат, да не бык
Хватает,да не ест.
Людям отдаёт,
А сам на отдых идёт.
(Показать как пользоваться ухватом).
-Вот познакомились с бытом казаков. Посмотрели как жили наши предки.
-А теперь я хочу научить вас готовить ещё одно любимое кубанское блюдо
Называется оно ВАРЕНЫЧКИ.
(Под песню «Варенычки» в исполнении Кубанского хора, дети проходят в группу и садятся за длинный стол).
-Ребята, а ваши мамы и бабушки готовят дома вареники?
-Да
-А какие бывают вареники?
-С творогом, клубникой,вишней, капустой.
-Это очень хорошо, ребята, что в вашей семье сохранилась традиция лепить вареники.
-Сейчас мы все гуртом (вместе) будем лепить варенычки с картошкой.
-Кто скажет, что нам нужно для приготовления?
-Тесто и начинка.
(Вместе с детьми лепим вареники. Готовые вареники сложить на дощечки.).
-Яки гарни варенычки у вас получились.
-Слово гарно на Кубанском языке (деалекте) означает красиво.
-А пока наши вареники будут вариться,мы разучим Кубанскую игру
«ВАРЕНЫЧКИ».
Ход игры :
Дети делятся на две команды: Девчата и Хлопцы.
Каждая команда получает по деревянной ложке и миску с «варенычками» (шарики для тенесса).
Ребята по команде,под музыку переносят «вареники» в чугунок.
Побеждает команда,которая быстрее перенесёт все «вареники».
Дети приглашаются к столу покуштувать (попробовать) свои вареники.
Итог :Очём сегодня говорили? Что узнали нового? Какие новые слова запомнили? Чем занимались? Чему научились?