Наталия Щербакова
Конспект НОД в старшей группе «Права ребенка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в старшей группе на тему «Права ребенка».
Цель:
- познакомить детей старшего дошкольного возраста с «Конвенцией о правах ребенка», довести до сознания, что каждый человек имеет право на имя.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Права ребенка“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Права ребенка. Конспекты занятий по правовому воспитанию
- Права ребенка. Правовое воспитание детей
- Старшая группа
- Темочки
- дать детям общее представление об их правах, развивать правовое мировоззрение.
Задачи:
Образовательные: познакомить детей с понятием «право» в доступной форме для их возраста форме, систематизировать знания детей о своих правах и обязанностях, рассмотреть права сказочных героев в сказках.
Развивающие: развивать правовое мировоззрение, умение рассуждать, анализировать, умение общаться в детском коллективе, расширять кругозор детей, обогащать словарный запас.
Воспитательные: воспитывать чувство самоуважения и уважение к другим людям, способствовать развитию вежливости, доброжелательности.
Методические приемы: игровая ситуация с домоправительницей мадмуазель Фрекен Бок (Ф. Б., беседа-диалог, рассматривание иллюстраций и беседа по ним, чтение стихов и пословиц, физкультминутка, анализ, подведение итогов.
Предварительная работа: беседа по теме «Права ребенка»; чтение художественной литературы, стихов и сказок; рассматривание иллюстраций к литературным произведениям; разучивание пословиц; сюжетно-ролевые игры «Семья», «Я помогаю маме», «Вызов врача» и другие; рассматривание семейных фотографий и фотоальбомов.
Демонстрационный материал: книга «Конвенция о правах ребенка»; картинки с изображением прав ребенка; иллюстрации к сказкам: «Красная шапочка», «Золушка», «Айболит», «Золотой ключик»; сюжетные картинки:
Маленький ребенок, семья, доктор, школьники, дом человека.
Ход НОД.
Воспитатель: - Ребята, сегодня мы познакомимся с одной замечательной книгой. Она называется «Конвенция о правах ребенка». Эта книга расскажет вам о правах детей. Все дети на Земле независимо от национальности, цвета кожи, мальчики или девочки – все-все дети должны иметь одинаковые права.
Воспитатель: - Право – это возможность что-то иметь или делать. Эта возможность обеспечивается и охраняется государством.
(Неожиданно появляется Ф. Б. и начинает пылесосить ковер.
Воспитатель выключает пылесос).
Фрекен Бок: - Что такое? В чем дело? (Продолжает пылесосить.)
Воспитатель: - Что вы здесь шумите, вы нам мешаете! И вообще кто вы?
Ф. Б. : - Матильда, ты слышала? Они не знают, кто я такая. Я - домомучительница. Ой, простите, домоправительница – мадмуазель Фрекен Бок, я занимаюсь тем, что воспитываю детей.
Воспитатель: - А детей-то вы любите?
Ф. Б. : - Что вы? Конечно, конечно! Я очень люблю детей, но если они воспитанные.
Воспитатель: - Наши дети очень воспитанные и мы сейчас знакомимся с книгой, которая расскажет нам о правах детей.
Ф. Б. : - Ой, как интересно. Неужели и у детей есть свои права? А можно у вас остаться? Мне бы очень хотелось многое узнать и многому у вас поучиться.
Воспитатель: - Ну, конечно же, Фрекен Бок, оставайся с нами. Мы вместе соберем свою книгу, чтобы хорошо знать права детей.
(Воспитатель читает стихотворение.)
- Лишь появится ребёнок,
И дышать начнёт едва,
Он имеет право жить,
Развиваться и дружить;
Иметь уютный, теплый дом,
Видеть тихий мирный сон.
Врачей помощь получать,
Обучаться, отдыхать,
Быть весёлым и здоровым,
Восхищаться чем-то новым,
И любить, и быть любим.
Он на свете не один!
Воспитатель: - Каждый ребенок при рождении имеет право на имя,
право жить в семье, право учиться, отдыхать, право на получение медицин-ской помощи и право на безопасные условия жизни.
Воспитатель: - Нужно хорошо запомнить свои права и правильно ими
пользоваться, а также соблюдать права других детей.
Воспитатель: - Дети имеют право на имя, которое дается им при рож-дении. У каждого человека есть имя.
(Воспитатель прикрепляет картинку «Маленький ребенок».)
Воспитатель: - Как вы думаете, зачем человеку имя? (Размышления детей.)
Воспитатель: - Имя нужно, чтобы вас не перепутали, чтобы легче было общаться. В «Конвенции о правах ребенка» записано, что все дети при рождении имеют право на имя. Никто никогда не может забрать у вас имя.
Воспитатель: - Человека можно назвать и ласковым именем. Давайте мы с вами поиграем в игру. Как вас зовут ласково?
Дидактическая игра «Назови ласково».
( Дети по очереди называют себя ласковыми именами:
Сашенька, Ромочка, Назарик, Ангелиночка, Василисочка)
Ф. Б. : - Вот здорово-то, теперь и я знаю, как можно называть детишек ласково. Когда я была маленькой девочкой, мои родители тоже называли меня ласково. У нас была большая и дружная семья. Мы всегда собирались за большим круглым столом, и пили чай с ватрушками. Ах, как это было давно…
Воспитатель: - Да, уважаемая, вы совершенно правы. У каждого ре-бенка должна быть своя семья. Дети имеют право на воспитание в семье.
(Воспитатель прикрепляет картинку «Семья».)
Воспитатель: - В Конвенции записано: «Каждый ребенок имеет право жить и воспитываться в семье».
(Фрекен Бок читает стихотворение.)
- Семья – это счастье, любовь и удача.
Семья – это летом поездки на дачу.
Семья – это праздник, семейные даты,
Подарки, покупки, приятные траты.
Семья – это труд, друг о друге забота,
Семья – это много домашней работы,
Семья – это важно, семья – это сложно,
Но счастливо жить одному невозможно!
Воспитатель: - Семья – это самое дорогое, что есть у человека. Рус-ская пословица гласит: «В дружной семье и в холод тепло». Ребята, а какие пословицы и поговорки вы знаете о семье? (Дети перечисляют пословицы о семье.)
- Дерево держится корнями, а человек семьей.
- На что и клад, когда в семье лад.
- Отца с матерью почитать – горя не знать.
- При солнышке тепло, при матери добро.
- Семьей дорожить – счастливым быть.
Ф. Б. : - Ребята, вы должны ценить и уважать своих родителей, дедушек, бабушек и всех взрослых, которые о вас заботятся. В семье самое главное – это любовь и уважение друг к другу.
Воспитатель: - Но помимо прав у каждого ребенка должны быть и обязанности в семье. А какие у вас обязанности? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Вы должны помогать своим родителям, а еще обязаны слушаться своих родителей.
Ф. Б. : - Это все верно. Я вот не всегда слушалась своих родителей и иногда попадала в беду, то коленку разобью, то нос оцарапаю или заболею. Но у меня был замечательный доктор, который меня лечил.
(Воспитатель прикрепляет следующую картинку «Доктор».)
Воспитатель: - Ребята, если человек заболел, то он имеет право обра-титься за помощью к врачу. Врач назначит правильное лечение, чтобы больной быстрее выздоравливал. А ваша обязанность бережно относиться к своему здоровью, есть побольше овощей и фруктов, заниматься спортом, тепло одеваться в холодное время года.
Воспитатель: - Все дети имеют право на медицинскую помощь. Также все дети имеют право на отдых. Детство невозможно без отдыха, прогулок, посещения музеев, участия в конкурсах, занятия любимым делом.
(Воспитатель прикрепляет картинку играющих детей.)
Ф. Б. : - А как вы отдыхаете в семье? Чем занимаетесь в свободное время? (Ответы детей.)
Воспитатель: - А теперь пришла пора, отдохнуть нам детвора.
Физкультминутка «Семейная зарядка».
(Фрекен Бок и дети выполняют движения
по тексту за воспитателем.)
- Осенью, весною, летом и зимой.
Мы во двор выходим
Дружною семьёй.
Встанем в круг, и по порядку
Каждый делает зарядку.
Мама руки поднимает.
Папа бодро приседает.
Повороты вправо-влево
Делает мой братик Сева.
А я сам бегу трусцой
И качаю головой.
Ф. Б. : - Как много вы ребята уже знаете и многое умеете
Воспитатель: - Все дети имеют право на бесплатное образова-ние. Скоро вы пойдете в школу. У вас у всех есть право на бесплатное обра-зование. А основной вашей обязанностью будет посещение уроков и выполнение домашнего задания.
(Воспитатель прикрепляет следующую картинку «Ученики».)
Ф. Б. : - Для чего всем надо учиться? (Ответы детей.)
Воспитатель: - Каждому человеку нужны знания, чтобы разобраться во всем многообразии окружающего мира. Есть такая пословица «Знание – сила». Знания помогли человеку научиться перемещаться на огромные рас-стояния, переплывать океаны, летать в космос, лечить многие болезни. Каждый человек выбирает сам, кем он хочет стать. Учиться надо, чтобы получить профессию, чтобы быть умными и образованными.
Воспитатель: - Ребята, а в чем заключается ваша обязанность? (Ста-раться хорошо учиться.)
Воспитатель: - Предлагаю поиграть в игру «Продолжи пословицу».
Игра «Продолжи пословицу».
Воспитатель: - Я начну, а вы продолжите.
- Век живи – … век учись.
- Ученье – свет, … а не ученье – тьма.
- Учиться всегда … пригодиться.
- Тяжело в ученье – … легко в бою.
- Учиться никогда … не поздно.
Воспитатель: - Молодцы. А теперь, давайте мы с вами попробуем
определить права детей в сказках. (Воспитатель, называя сказки, показывая иллюстрации к ним.)
Воспитатель: - Какие права нарушил волк, в сказке Ш. Перро, когда съел Красную Шапочку? (Право на жизнь.)
Воспитатель: - Какое право нарушено в сказке Ш. Перро «Золушка»? (Право на отдых.)
Воспитатель: - В сказке К. И. Чуковского «Айболит» какое право нарушается? (Право на медицинское обслуживание.)
Воспитатель: - Вспомните сказку А. К. Толстого «Золотой ключик, или Приключения Буратино». Какое право Буратино нарушается? (Право на образование.)
Воспитатель: - Дети имеют право на безопасные условия жизни. Пра-во на безопасные условия жизни означает, что никто не может без разреше-ния входить в чужой дом. Также нельзя брать без разрешения чужие игрушки и вещи. Это право на имущество.
(Воспитатель прикрепляет картинку «Дом».)
Ф. Б. : - Какие вы умные и воспитанные ребята. А вот меня никто не любит, у меня даже нет своего дома.
Воспитатель: - Ребята, мне, почему то стало жалко Фрекен Бок. Может она потому бывает сердитая, что ее никто не любит, никто о ней не заботится. А вот все дети имеют право на любовь и заботу. Я предлагаю Фрекен Бок подарить цветы (дети дарят цветы).
Ф. Б. : - Прелестно, прелестно, просто замечательно. Мне у вас очень понравилось, но к сожалению у меня еще много дел. Надо убирать, навести порядок в комнате у Малыша. Я к вам в следующий раз обязательно приду, ребята. До свидания, до новых встреч мои маленькие друзья.
(Фрекен Бок уходит с пылесосом.)
(Звучит песня «Пусть всегда будет солнце»
(слова Л. Ошанина, музыка Ф. Островского).)
Воспитатель: - Вот мы и собрали свою замечательную книгу. Ребята, надо знать и помнить свои права. Такие же права есть у всех детей, нельзя нарушать права других детей.
Ребенок :
- Пусть дети живут, смеются звонко
Подрастают с каждым днем
Пусть у каждого ребенка
Будет светлый, теплый дом.
Детство только раз бывает
У ребят любой страны
Пусть никто из них не знает
Никакой беды!
Итог.
Воспитатель: - Дети, вам понравилось наше путешествие? О каких правах вы сегодня узнали? (Ответы детей.)
(Воспитатель показывает детям книгу с иллюстрациями.)
Воспитатель: - Мы еще раз встретимся с этой книгой, и она познако-мит нас с другими правами.