Кристина Зверева
Конспект НОД по образовательной области «Познание» в старшей группе «Лаборатория Капельки»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель НОД: познакомить детей с основными свойствами воды.
Программные задачи:
• Образовательные:
o познакомить детей со свойствами воды: отсутствие собственной формы; прозрачность; вода – это жидкость, безвкусная, не имеет запаха.
o уточнить знания детей о назначении воды в нашей жизни.
o закрепить умение работать с незнакомыми растворами и прозрачной посудой: стаканчиками, палочками;
o развивать умственные операции: сравнение, обобщение, способность анализировать;
o активизировать и обогащать словарь детей существительными, прилагательными и глаголами по теме НОД;
• Развивающие:
Публикация «Конспект НОД по образовательной области „Познание“ в старшей группе „Лаборатория Капельки“» размещена в разделах
- Вода. Все материалы по теме воды
- Вода. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Опытно - экспериментальная деятельность
- Опыты и эксперименты. Конспекты занятий, НОД
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» май 2014
o развивать познавательную активность детей в процессе экспериментирования, связную речь, умение рассуждать, делать выводы;
• Воспитательные:
o формировать бережное отношение к воде;
o воспитывать умение работать в группе, договариваться, учитывать мнение партнёра;
Оборудование: карточки в виде капелек воды с загадками, фотографии, на тему «Вода»; прозрачные пластиковые стаканы, прозрачные сосуды разной формы и разного сечения (более узкие и более широкие, соломинки для коктейля, различные соки, стакан с молоком; аудиозапись физминутки «Тучка», музыкальный фон для подвижной игры «Испаряющиеся капельки»; рулон обоев, старые зубные щётки, акварель голубая.
ХОД НОД:
Часть I. Введение в игровую ситуацию
Воспитатель обращает внимание детей на то, что сегодня дети станут настоящими исследователями. Но для того, чтобы попасть в волшебную лабораторию, нужно всем вместе крепко взяться за руки, улыбнуться друг другу и произнести волшебные слова:
Сила знаний проявись,
Дверь в науку отварись!
Дети берутся за руки, улыбаются друг другу и все вместе произносят волшебные слова. Открывается дверь в сенсорную комнату, на пороге детей встречает Капелька.
Капелька: Здравствуйте, дорогие ребята! Я очень рада, что вы пришли в мою научную лабораторию. Но прежде чем мы начнём наши исследования, я хочу загадать вам загадки. Сумеете отгадать?
Ответы детей:
Капелька: (загадывает загадки)
Крупно, дробно зачастил
И всю землю намочил. (Дождь)
Мы плывём по небосводу,
Перевозим в себе воду.
Видно нас издалека.
Назови нас. (Облака).
Синяя сестрица, быстрая водица
Вдоль дружков, бережков в океан стремится. (Речка)
Воспитатель, после того, как дети разгадали загадку, прикрепляет на магнитную доску фотографии или иллюстрации (ответы на загадки).
Воспитатель: Что объединяет наши отгадки? О чём Капелька сегодня будет с вами говорить?
Ответы детей: О воде!
Капелька: Ребята, как вы думаете, а где можно встретить воду в природе?
Ответы детей.
Воспитатель: В морях и океанах – вода солёная (воспитатель привлекает детей к речевой работе: вода в море – как называют её по-другому? Морская. Вода в океане – океаническая и т. п., в реках, озёрах, родниках, болотах, (речная, озёрная, родниковая, болотная вода). Какая это вода (в отличие от солёной, морской? Пресная.
Капелька: Как вы думаете, для чего нужна вода людям, животным, растениям, рыбам?
Ответы детей.
Часть II. Практическое экспериментирование
Воспитатель: Вода – одно из самых удивительных и загадочных веществ на планете. Ребята, мы уже знаем много о воде, а сегодня познакомимся с её некоторыми свойствами. Для этого превратимся в лаборантов и будем проводить опыты.
Капелька: Но прежде чем мы с вами пройдём в лабораторию, необходимо надеть специальную форму – вот эти фартуки и нарукавники. Тогда мы с вами действительно станем настоящими исследователями.
Дети одевают фартуки и нарукавники.
Первое свойство: вода не имеет ни вкуса, ни запаха; вода - это жидкость.
Опыт 1. У воспитателя в руках два стаканчика, один с водой, другой – пустой. Педагог переливает воду воду из одного стаканчика в другой. Льётся вода? Почему? Потому, что она жидкая. Если бы она не была жидкой, она не смогла бы течь в реках и ручейках, не текла бы из крана.
Раз вода может течь, раз она жидкая, её называют жидкостью. Какие ещё жидкости вы встречаете в повседневной жизни?
Опыт 2. Предложить детям попробовать через соломинку воду. Если у неё вкус? Дать детям для сравнения попробовать 2 - 3 вида соков. Вывод: у воды вкуса нет, она безвкусная.
Опыт 3. Дети нюхают воду. Чем она пахнет? Совсем не пахнет.
Капелька: Скажите, а как называется явление природы, когда вода капает на нас с неба?
Ответы детей: Дождь.
Капелька: А откуда капает вода?
Ответы детей: Из тучки.
Воспитатель: Капелька, мы с ребятами знаем очень интересную игру про тучку. Хочешь, мы тебя научим в неё играть?
Капелька: Конечно хочу.
Физминутка «Тучка».
Второе свойство: вода прозрачна не имеет собственной формы; вода прозрачная
Опыт 4.
Воспитатель: На столе стоят два стакана, один с водой, другой с молоком (можно использовать сильно подкрашенную воду). Предлагаю опустить одну чайную ложечку в стакан с водой, другую – в стакан с молоком.
– Что заметили?
Дети высказывают своё мнение: ложечку видно только в стакане с водой. В стакане с молоком её не видно. Педагог помогает детям сформулировать ещё одно из свойств воды: чистая вода прозрачна, через неё видно все предметы.
Опыт 5.
Капелька: А теперь предлагаю воспользоваться ёмкостями, которые стоят на другом столе. Идите все сюда. Обратите внимание на их форму.
Дети отмечают, что форма у всех ёмкостей разная: прямоугольная, круглая, грушевидная, в виде ёлочки и т. д.
Воспитатель: Давайте нальём воду в одну ёмкость, а потом перельём её в другую. Посмотрите, что происходит с формой воды?
Ответы детей.
Педагог помогает детям сформулировать следующее свойство воды: вода не имеет собственной формы, она приобретает форму того сосуда, в который её наливают. Это отличает воду от твёрдых тел.
После каждого опыта дети вместе с воспитателем фиксируют ответы в таблице с условными обозначениями
Часть III. Физминутка «Испаряющиеся капельки»
На полу разложены тучки, вырезанные из цветного картона (на одну меньше, чем детей). Все дети – это капельки. Пока звучит музыка, дети свободно перемещаются по группе. Как только музыка остановилась, каждая «капелька» должна занять любую «тучку». «Капелька», которой не хватило «Тучки», испарилась. Игра проводится 2-3 раза.
Часть IV
Капелька: Молодцы, ребята! Вы такие дружные! У меня тоже когда-то было очень много подружек. Это было тогда, когда я жила в море а не в этой лаборатории. Я иногда очень скучаю по своим подружкам.
Воспитатель: Ребята, а давайте все вместе поможем нашей Капельке и нарисуем для неё море. Она будет смотреть на море и не будет грустить.
Капелька: Это, конечно, здорово! Но море – оно ведь такое большое, а листочки у меня в лаборатории – маленькие. Как же мы на маленьких листочках нарисуем огромное море?
Воспитатель: А мы не будем рисовать на маленьких листочках, у нас есть вот такой замечательный рулон обоев. И море будет огромным, и места для рисования всем хватит, даже тебе, Капелька.
Капелька: Ой как здорово! А как это – рисовать на обоях?
Воспитатель: А мы тебя сейчас научим, правда, ребята?
Ответы детей:
Воспитатель: И рисовать мы сегодня будем не так как всегда. Мы будем рисовать не кисточками, а зубными щётками.
Воспитатель: Пока наши волны высыхают, вспомним с вами всё, о чём мы сегодня говорили, с какими свойства воды познакомились, а для этого пройдём к нашим зарисовкам.
Ответы детей:
Капелька: Дорогие ребята, вы сегодня показали себя настоящими исследователями и столько нового узнали о воде. А ещё вы подарили мне замечательное море, и теперь мне не будет грустно и одиноко. Поэтому я тоже хочу сделать вам подарок и вручить вот такую капельку (передаёт воспитателю коробку в форме капельки (или круглую). Когда вы вернётесь в группу – обязательно откройте её и посмотрите, что внутри. А сейчас нам пора прощаться. До свидания, ребята.
Дети прощаются с капелькой и возвращаются в группу.