Гологудина Ольга Васильевна
Конспект НОД в старшей группе «Как развеселить царевну Несмеяну?» Звуки [н]-[н’]. Буква н»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель:
формирование умения правильно произносить и различать звуки [н, н'].
Задачи;
• Уточнить произношение звуков н, н'.;
• учить выделять звуки из состава слова, дифференцировать звуки по признаку твердости-мягкости;
• закрепить знания детей о букве «Н»;
• уметь соотносить букву со звуками «Н», «Нь»;
• формировать навыки звукового анализа;
• упражнять в подборе слов-антонимов;
• закрепить правильное употребление предлогов НА, НАД;
Публикация «Конспект НОД в старшей группе „Как развеселить царевну Несмеяну?“ Звуки [н]-[н’], Буква н“» размещена в разделах
- Буква Н и звуки [Н], [Н’]. Конспекты занятий
- Буквы. Знакомимся с буквами и звуками
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Обучение грамоте. Звуки, буквы, слоги
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2014
• Учить понимать учебную задачу и выполнять ее самостоятельно
• Формировать навык самоконтроля и самооценки.
Ход занятия
1. Организационный момент
Игра «Угадай по вкусу».
(Дети закрывают глаза, педагог каждому ребенку кладет в рот по кусочку лимона)
- Что это? (лимон)
- Какой лимон по вкусу? (кислый)
- Что еще бывает кислым? (клюква, яблоко, щавель)
- А бывает кислым небо, улица? (рассуждения детей)
2. Введение в тему.
В этом мы сейчас разберемся, а еще повторим звуки н - нь
— Жила — была царевна. Она была такая рева, такая крикунья. Ни разу в жизни не улыбнулась, никогда не смеялась. Так ее и прозвали Царевна.? (Несмеяна.)
Сидит Несмеяна на троне и ноет : то [н]-[н]-[н], то [нь]-[нь]-[нь].
Покажите, как ныла Несмеяна.
Произношение звуков :
[н] Губы разомкнуты. Зубы видны, сближены, но не сомкнуты. Передняя часть спинки языка прижата к верхним зубам- Воздушная струя слабая, идет через нос. Голос работает.
[нь] Кончик языка опущен, упирается в нижние зубы. Язык более напряжен.
Артикуляционная и звуковая характеристика звуков.
Дети наблюдают за артикуляцией звука в зеркале и характеризуют его: звук [н] — согласный, твердый, звонкий; [нь] — согласный, мягкий, звонкий.
В нашу группу пришло письмо от Царевны-Несмеяны.
Послушайте:
Встало солнце кислое,
Смотрит – небо кислое,
В кислом небе кислое
Облако повисло…
И спешат несчастные
Кислые прохожие
И едят ужасно
Кислое мороженое.
Даже сахар кислый!
Скисло все варенье!
Потому что кислое
Было …настроение. (Э. Мошковская)
- Скажите, что значит «кислое» настроение? (рассуждения детей)
- Вы правы. Человек не весел, грустит, печалится, у него что-то не получается.
Вот и Царевна-Несмеяна не может выполнить задания, которые получила в Царской школе.
- Что надо сделать, чтобы Царевна-Несмеяна не грустила? (рассуждения детей)
3. Дифференциация звуков [н]-[нь].
— Послушайте слово. Определите, какой звук в слове : [н] или [нь].
«Зажги» фонарики на эти звуки.
Царевна деньги
крикунья конец
улыбнуться Несмеяна
принц нянька
невеста ноет
4. «Укачивание».
— Пришли к Несмеяне няньки и давай ее укачивать:
Поукачиваем ее и мы.
Дети произносят слоги с постепенным повышением и понижением голоса.
НО НЫ НЭ
НА НУ НИ
5. Пока царевна Несмеяна спит, мы с вами будем отгадывать загадки.
Выделение (в отгадках) звуков [н], [нь] из состава слова.
Работа со «Звуковыми домиками».
Утром — как кресло,
Ночью — как кровать.
Можно и спать,
И гостей принимать. (Диван)
Всю жизнь ходят в обгонку,
А обогнать друг друга не могут. (Ноги)
Может влезь иголке в ушко
Тонкая ее подружка.
Вместе шов проложат прытко.
Как зовут подружку? (Нитка)
6. Упражнение «Скажи наоборот» (подобрать слово «наоборот», начинающееся на звук [н], или [нь].
высоко —. спрятать — … вылить —.
снять —. земля —. день —.
конец — … налево — … верхний —.
вперед —. аккуратный —. старый —
7. «Поможем Несмеяне вставить пропущенное слово и определить количество слов в предложении».
Напомнить детям, что предлоги НА, НАД - это тоже слова.
Кот спит … окне.
Самолет летит …. лесом.
Солнышко светит … домом.
Мальчик сидит …. стуле.
8. Динамическая пауза
«Ножки»
Хлопаем в ладошки,
Пусть попляшут ножки,
Пусть попляшут ножки
По ровненькой дорожке.
Ножки накрест — опускайся
И команды дожидайся.
А когда скажу: «Вставай» —
Им рукой не помогай.
9. Звуковой анализ слов :
НАСОСЫ СТАКАН ОСИНА КАНАТЫ
10. Чтение слогов со звуками [н], [нь].
Давайте попробуем вместе с Несмеяной произнести их весело и радостно.
Давайте сочиним стишки с этими слогами:
Ни, ни, ни — грусть-тоску… (гони!
На, на, на — светит нам… (луна).
Но, но, но- я иду в … (кино).
Ны, ны, ны — смех и радость нам… (нужны).
12. Итог занятия.
Молодцы, ребята, помогли выполнить Царевне-Несмеяне все задания.
- Какое у нее стало настроение? (ответы детей)