Елена Бородулина
Конспект НОД в старшей группе детского сада «Зимующие и перелётные птицы»
▼ Скачать + Заказать документы
Автор Бородулина Е. А.
Задачи:
Образовательные:
Уточнить представления детей об осеннем отлёте птиц, учить узнавать птиц на картинках, дать понятия «зимующие» и «перелётные» птицы, «оседлые» птицы.
Уточнить, чем птицы питаются.
Развивающие:
Развивать логическое мышление.
Развивать чувство юмора.
Познакомить с графической моделью птицы.
Поддерживать у детей желание больше узнавать о птицах, наблюдать за ними.
Публикация «Конспект НОД в старшей группе детского сада „Зимующие и перелётные птицы“» размещена в разделах
- Зима. Конспекты зимних занятий, НОД
- Зимующие птицы
- Зимующие птицы. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Перелетные птицы
- Перелетные птицы. Конспекты занятий, НОД
- Птицы зимующие. Конспекты занятий
- Птицы. Конспекты занятий
- Старшая группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» октябрь 2014
Воспитательные:
Прививать детям любовь к природе, воспитывать бережное отношение к птицам, желание подкармливать зимующих птиц.
Предварительная работа:
Рассматривание иллюстраций с изображением птиц и мест их обитания; чтение книг, отгадывание загадок; знакомство с народными приметами, связанными с птицами.
Наблюдение за птицами на участке; просмотр небольших роликов о птицах. (трясогузках).
Изготовление кормушек (вместе с родителями).
Материалы к занятию:
Картинки с изображением птиц, карточки к дидактической игре «Кто чем питается?»
Ход непосредственно образовательной деятельности:
Вводная часть:
Дети сидят на стульчиках или на ковре полукругом. Воспитатель предлагает отгадать загадку:
Угадайте, что за птица.
Света яркого боится,
Клюв крючком, глаза пятачком
Ушастая голова. Кто это? (Сова).
Найдите её среди картинок, расположенных на коврографе.
Все птицы выглядят по- разному, но у них и много общего. Что есть у всех птиц? (ответы детей). Посмотрите на эту схему.
Нарисована голова птицы с клювом.
2 крыла. 2 ноги. Питание :
нарисованы зёрнышки. Чем покрыта? Рисунок-
перо. Как размножаются?
Рисунок -
яйцо.
Давайте проверим на примере совы. Оказывается, питаются только зёрнышками не все птицы.
Рассматривание картинок с изображением птиц. Дети называют известных им птиц. Беседа с детьми.
-В какое время года птиц в наших краях бывает больше? Почему?
-Как называют птиц, которые улетают в тёплые края? (перелётные)
-А тех, которые остаются на зиму с нами, никуда не улетают? (зимующие, осёдлые).
-Почему всё-таки многие птицы улетают? (выявить зависимость от корма).
Давайте поиграем. (Дети свободно передвигаются по группе.)
Дидактическая игра «Кто чем питается?». ( на столе или ковролине расположить в произвольном порядке картинки: цапля – лягушка, чайка – рыба, воробей – зерно,
снегирь – рябина, сова – мышь, дятел – жук). Дети соотносят пары.
Вывод: птицы улетают, т. к. осенью исчезает корм.
Скворец, ласточка, стриж, кукушка, иволга, соловей, трясогузка – все они едят насекомых, червячков. Могут ли они остаться у нас зимовать? (НЕ могут). Посмотрите, у всех птиц, которые питаются насекомыми, удлиннённый заострённый клюв. Таким клювом неудобно клевать другой корм.
Помните, мы с вами недавно смотрели фильм про трясогузку. Расскажите о ней.
-Почему её называют спутником человека?
-Удобно ли ей ловить насекомых?
-Можно ли назвать трясогузку перелётной птицей? (Да).
Трясогузка считается одной из самых полезных птиц. Эти маленькие птички склёвывают с растений и земли вредных насекомых, приносят огромную пользу на огороде, в саду. Они ловко уничтожает мух и комаров прямо на ходу. Благодаря своей подвижности трясогузка может легко догнать свою добычу как на земле, так и в воздухе. Внешне эта птица отличается от других необычайно элегантным телосложением. Стройными ножками, длинным хвостом и пёстрым оперением. Особенностью её движений является то, что она кивает при каждом шаге, за что её прозвали самой вежливой птицей.
Не все птицы улетают в одно время. Как вы думаете, какие птицы улетают раньше других? (ответы детей)
1. Сначала улетают в тёплые края те птицы, которые питаются насекомыми. Какие это птицы? (Дети называют).
2. Потом улетают те, что клюют зёрнышки – овсянка, чиж, зяблик (показать).
3. А позже всех улетают утки и гуси. Почему? (Они собираются в путь, когда замерзают водоёмы, т. к. они водоплавающие птицы.
Они летят ночью. Так безопаснее. Журавли летят клином, курлыкают:
«Кур!»-самец,
«Лы!» самка. Дуэтное пение.
Весной эти крики вызывают радость, осенью – грусть. Покажите руками клин, как летят журавли.
Цапли летят шеренгой, крыло к крылу (показать) Утки выстраиваются в прямую линию или образовывают дугу.
Скворцы, дрозды и другая «мелюзга» порядка не любят, летят как попало.
А крупные хищные птицы (ястребы, орлы) компаний не признают, летят в одиночку.
Сейчас мы с вами поиграем, превратимся в птиц.
В одном конце группы размещена картинка «Пальма» (тёплые края, а в другом «Сосна»- (северные места).
Игра «Кто за кем летит?» Раздать детям картинки с изображением разных птиц, дети смотрят и решают, перелётная птица или нет, и когда она улетает.
1. Питаются насекомыми. (улетают не все.)
2. Питаются зёрнышками (Оседлые останутся)
3. Водоплавающие.
(Воробей, дятел, курица и др.) Курица – домашняя птица. И как она сюда попала?
Воспитатель: Птицы, которые вьют гнёзда в нашей стране, разлетаются по разным землям, тёплым странам. Но, оказывается, бывают и у нас «зимние гости». Кто? Найдите их на картинках (Снегири, свиристели, клесты). Что они любят? (Ягоды, семена).
Птицы - наши друзья. Какую пользу они приносят? (Ответы детей).
Какие приметы связаны с птицами? (ответы детей).
А как мы можем помочь птицам? (возле дома и на участке повесим кормушки, будем подкармливать птиц зёрнышками, крупой, несолёным салом. Чем ещё)
Заключительная часть.
Похвалить всех детей. Спросить, что нового они узнали. Нацелить на наблюдение за птицами, заботу о них.
Свободный обмен впечатлениями.
Использованная литература:
1 Книга «Как знакомить дошкольников с природой» под редакцией
П. Г. Саморуковой.
2. Книга «Птицы России». Составитель Л. Л. Семаго. М. Советская Россия, 1992.
3. Рахманов А. И. «Птицы – наши друзья», М. Росагропромиздат, 1989 .
4. Голованова Э. Н. «Птицы над полями». Ленинград. Гидрометеоиздат, 1987.
5 Пукинский Ю. Б. «Птицы» из серии «Природа Ленинградской области», Лениздат, 1988.
6. Гуральчук Л. «Удивительные странички». Журнал «Дошкольное воспитание»
№ 8 1995, с 28 -30.