Татьяна Бокунова
Конспект НОД в средней группе «В Русской горнице»
▼ Скачать + Заказать документы
В Русской горнице
Цель: формирование эмоционально-положительного отношения к предметам крестьянского быта. Повысить интерес к русским народным играм.
Задачи:
Формировать представления о предметах быта, об их назначении; развивать социально-коммуникативные умения с помощью народных игр
Продолжать учить лепить знакомые предметы, передавая форму, величину. Учить детей сдавливать комок пластилина в лепешку, закреплять умение лепить «колбаку» и скручивать ее в крендель. Продолжать формировать умение работать аккуратно. Воспитывать стремление делать что-то для других.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „В Русской горнице“» размещена в разделах
Воспитывать уважение и интерес к культуре своего народа, бережное отношение к предметам быта.
Материалы и оборудование:
Русская изба, предметы крестьянского быта, запись русских народных песен, дощечки, фартуки, соленое тесто, стеки.
ХОД:
Звучит русская народная мелодия.
Хозяюшка (воспитатель) : Здравствуйте гости дорогие! Милости прошу в мою избу! Проходите хорошо всё обглядите. Я приглашаю вас в наш музей. А вы знаете, что такое музей? (Ответы детей) Хозяюшка: Музей – это место, где собираются, хранятся и выставляются напоказ старинные предметы: картины, книги, посуда, игрушки и многое другое. Музей создают люди: они собирают разные предметы, изучают их и устраивают выставки. Это нужно для того, чтобы сохранить старые предметы.
Ребята, а вы знаете, где вы сейчас находитесь? Это изба.
Это дом, построенный из дерева. В стародавние времена, да и в наше время у каждого человека был дом. И в старину люди делали себе жилище, где можно было спрятаться от холода и непогоды, от диких зверей, погреться у огня. Мы приходим домой отдохнуть и набраться сил, то же было и у наших предков.
Комнату в избе называют «горницей». Посмотрите, как светло и просторно в моей горнице.
Обратите внимание посреди горницы стоит печь.
Наша толстая Федора
Наедается не скоро
А зато, когда сыта
От Федоры теплота (печь).
Да, в деревенской избе самая главная была печь. Печь- это сердце дома. О ней говорили: «Без печи, и изба не изба».
Давайте подумаем, почему печь в избе самая главная?
Где в горнице пищу приготовить? Конечно же, в печи!
Чем избу обогреть? Сейчас на улице холодно, а у нас дома и в детском саду тепло. Что нас греет? Ответы детей. А в старину батарей не было. Что тогда грело? (Печь) Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова, поленья).
Да, печь и накормит и обогреет.
А случалось и так: нагуляются дети, на горках накатаются, в снежки наиграются, придут с улицы мокрые, замерзшие, где сушить одежду и валенки?
Оказывается, печь ещё и сушит.
Еще, дети, печь лечит. Если дети.
Уложат простуженного на печку, она его прогреет - простуда и пройдет. Вот почему говорят: «Печь всему голова». Она кормит, сушит, греет, лечит. Что нужно, чтобы печь грела? (Дрова, поленья).
Физминутка «За дровами мы идём»
За дровами мы идём
И пилу с собой несём. Ходьба.
Вместе пилим мы бревно,
Очень толстое оно.
Чтобы печку протопить,
Много надо напилить. Дети делают движения, повторяющие движения пильщиков.
Чтоб дрова полезли в печку,
Их разрубим на дощечки. Дети делают движения, словно колят дрова.
А теперь их соберём
И в сарайчик отнесём. Наклоны.
После тяжкого труда
Надо посидеть всегда. Дети садятся на корточки, встают
Хозяюшка: Раньше в старину людям приходилось много трудиться, почти все делали своими руками. Женщины и девушки пряли пряжу вот на таких прялках. Клали кудель (шерсть, лен) и пряли с помощью веретена. Здесь же стояли гребни для чесания волокон шерсти. Женщины пряли пряжу да приговаривали:
Ты помощница моя,
Прялочка родная,
Напряди ты пряжи мне,
Что не видно края.
Хозяюшка: А для чего пряжа нужна была?
Дети: Чтобы вязать носки, одежду.
Хозяюшка: Женщины и девушки ткали половики, шили и вышивали одежду. Даже игрушки делали сами. Люди в старину много работали, но любили и повеселиться, поводить хороводы, попеть песни. А вы хотите поиграть? Русская народная игра «Клубочек».
Дети выстраиваются в круг и берутся за руки. Впереди всех становится ведущий. Ребята поют попевку, и двигаются по кругу за водящим, который постепенно уводит всех в центр круга, остальные цепочкой, словно нитка вокруг клубка, обвиваются вокруг водящего.
Когда все дети собрались в «клубок», попевка повторяется еще раз и дети двигаются в обратном направлении, за ведущим, который шел в самом конце. После слов «тонка нить оборвалась» -
резко опускают руки, «разорвав нитку».
Текст:
Я по горенке шла, клубок ниток нашла,
Клубок маленький, нитки аленькие.
Клубок катится, нитка тянется.
Клубок доле, доле, доле,
Нитка Боле, боле, боле.
Я за ниточку бралась,
Тонка нить оборвалась!
Ребята, в нашем музее можно потрогать любые экспонаты и даже поиграть с ними. Отгадайте загадки, какие предметы здесь есть:.
Ножек четыре, шляпок одна,
Нужен, коль станет обедать семья. (Стол)
Книзу узок, верх широк
Не кастрюля – а (чугунок).
Не бык, а с рогами,
Не ест, а еду хватает,
А что схватит - отдает? (ухват).
Хозяюшка: Возле печки лопата, веник, да ухват дружно рядышком стоят. На лопате хлеб в печь «сажали», а ухватом чугунки из печи доставали. Кто попробовать желает? (Дети по желанию вынимают из печки чугунок) Хозяюшка: У меня для вас есть еще загадка:
Деревянная подружка,
Без нее мы как без рук,
На досуге - веселушка,
И накормит всех вокруг.
Кашу носит прямо в рот
И обжечься не дает.
Дети: ложка.
Хозяюшка: А вот и ложки расписные. Посмотрите, какие они все разные и по форме и по раскраске. Из какого материала они сделаны? (ответы детей) Хозяюшка: А это чашки, миски. Из чего они сделаны? Чем они отличались от современной посуды? Хозяюшка: Да, раньше посуду делали из дерева или из глины. А эта загадка про самый главный на столе предмет,который обьединял всю семью за столом.
«Выпускает жаркий пар
Древний чайник…» (самовар).
За самоваром собиралась вся большая крестьянская семья, пили горячий чай с медом, с пирогами и блинами. Самовар стал символом добра, домашнего уюта и семейного покоя. А к чаю всегда на столе было угощение.
А с чем чай пьют?
А в старину пили чай с сушками, ватрушками, калачами, кренднлями.
Ну что ж, печь мы затопили…
Ну что ж, печь мы затопили
А тесто- еще не замесили,
С тестом разберемся
Да за угощение возьмемся.
Игра «Испеки нам пироги милая бабуся»
А теперь предлагаю вам ребята, самостоятельно приготовить русское угощенье вот из этого теста. Посмотрите, какие у меня есть угощения – сушки, крендельки, хлеб.
Надеваем фартуки
Засучим рукава
Усаживаемся за столы
Показ изготовления вариантов угощения и изготовление вместе с детьми. Рефлексия:
В каком музее мы сегодня побывали?
Из какого материала строили русские избы?
Что являлось главным в русской избе?
Какими основным орудием труда пользовались русские женщины?
Из чего изготавливали посуду люди?
Давайте сложим наши угощения на тарелочку.
Посмотрите, какие разные получились у нас работы.