Екатерина Елисеева
Конспект НОД в средней группе «Комнатные растения. Фиалка»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в средней группе : «Комнатные растения. Фиалка»
Цель: Закрепить знания дошкольников о комнатных растениях. Задачи: - Формировать представления детей о комнатных растениях. - Познакомить детей с растениями, которые растут в группе детского сада. - В процессе создания композиции «Фиалка», учить передавать в рисунке характерные особенности строения фиалки, соблюдать пропорции деталей. - Воспитывать интерес к исследовательской и художественной деятельности. - Поощрять желание ухаживать за комнатными растениями. Материалы и оборудование: комнатные растения, тряпочки, лейки, палочки для рыхления, письмо от Королевы фиалок, альбомный лист ФА-4, кисти белка, акварельные краски, простой карандаш, салфетка для кисти, баночка с водой; иллюстрации с изображением комнатных растений : Алоэ, каланхоэ, хлорофитум, герань, бегония, фиалка, кактус и др.
Публикация «Конспект НОД в средней группе „Комнатные растения, Фиалка“» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Средняя группа
- Фиалка, комнатное растение
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» ноябрь 2017
Организация развивающей среды : пополнить уголок изо - деятельности картинами с изображением комнатных растений, раскрасками. Пополнить уголок природы альбомом «Комнатные растения». Пополнить книжный уголок стихами и загадками о комнатных растениях.
Ход занятия.
- Ребята, у нас необычное занятие. Сегодня мы с вами познакомимся с комнатными растениями, которые находятся в нашей группе, и нарисуем в конце занятия красивое растение - фиалку.
Беседа. Комнатные растения являются украшением помещения, создают уют, очищают воздух, обогащают его кислородом, увлажняют воздух, положительно влияют на настроение людей. Да, трудно представить нашу жизнь без цветов. Было бы не красиво и скучно. Мы с вами даже представить себе не можем жизнь без цветов.
Ценили их и наши предки. Многие народы издавна проводили праздники в честь цветов. Так древние греки и римляне отмечали праздник гиацинтов и лилий, англичане – незабудок и анютиных глазок, голландцы – тюльпанов. Мы сегодня поговорим о комнатных растениях, почему же их называют комнатными? (ответы детей)
- А у вас дома есть комнатные растения? Кто за ними ухаживает? Какие комнатные цветы вы знаете? (Ответы детей)
- У нас в детском саду тоже много комнатных цветов. Есть цветы и в нашей группе (показывает комнатные растения и называет их). Воспитатель указывает на растения и напоминает детям, где находится в растениях корень, стебель, листья, цветы. Обращает внимание на характерные особенности растений и предлагает их сравнить.
- Дети, чтобы комнатные растения приносили нам столько пользы, были красивыми и хорошо цвели, за ними необходимо ухаживать. Кто знает, как же нужно ухаживать за комнатными растениями? (ответы детей).
- Правильно, их нужно поливать, рыхлить, опрыскивать, протирать листочки от пыли, мыть, обрывать сухие листья.
- Давайте немного подвигаемся, поиграем в игру «Живое – неживое».
Игра «Живое и неживое». Дети встают в круг, воспитатель стоит в середине, кидает каждому мячик, произнося существительное. Дети ловят мяч и отвечают: живое это или не живое – и кидают мяч обратно воспитателю. Например: плита (неживое, фиалка (живое, диван (неживое, цветок (живое, алоэ (живое, лейка (не живое).
- Живые ли комнатные растения? (ответы детей). Да потому, что они дышат всеми органами: листьями, стеблями, корнями, пьют, растут. Поэтому за растениями надо ухаживать. Всем растениям для роста нужен свет, вода, воздух, тепло. Ребята, а какой водой нужно поливать растения? (ответы детей).
- Растения чувствуют добро, ласку. К доброму человеку растения тянутся, они его не боятся. Цветы замирают, когда к ним подходит бездушный человек, который не любит ухаживать за комнатными растениями. У таких людей растения плохо растут, цветут, даже погибают. Растения любят добрые руки, ласковые слова.
- Кто должен ухаживать за комнатными растениями нашей группы? (Ответы детей). Необходимо рыхлить землю в горшке, чтобы воздух проникал к корням. Если на листьях пыль, их следует протереть влажной тряпочкой. –
- Ребята, сегодня рано утром почтальон принес для вас конверт от королевы Фиалок с загадками, откроем его вместе и отгадаем их.
1. На окне зимой и летом вечно зелен и красив.
Ярко-красным цветом нежно он горит. (Бальзамин)
2. Накрыт бокал с водицей Ежовой рукавицей. (Кактус)
3. У садовницы – первой модницы Платье то ли полиняло,
То ли краску поменяло: все было лиловое, стало васильковое. (Гортензия)
4. Плоский, длинный, а не брус, Полосат, но не арбуз. (Сансевьера)
5. Чтобы солнце сквозь стекло к нам в окошко не пекло,
Я повешу шторочку на белую распорочку,
Не крючком плетеную – живую и зеленую. (Традесканция)
6. С молоком, а не коза, С корой, а не лоза. (Фикус)
7. Вверх по стенке крутой, По бетонке литой
Многоножка ползет, с собой листья везет. (Плющ)
9. Лист с горбочком, желобочком, Шипы имеет, а ранить не умеет, За то
лечит нас в любой час. (Алоэ) - Молодцы, внимательно осмотрите комнатные растения у нас в группе. Какой уход требуется для них сейчас? (дети осматривают растения и отмечают на вопрос). Воспитатель предлагает детям лейки с водой, влажные тряпочки, палочки для рыхления земли. По окончании работы по уходу за растениями детьми, воспитатель продолжает:
- Знаете ли вы, что есть растения лекари, их называют домашним доктором. Это растение алоэ, и каланхоэ. Они лечат простуду, больное горлышко и насморк. Понюхав цветы герани, перестанет болеть голова.
Беседа о Фиалках.
- Посмотрите, ребята, какой красивый цветок у нас стоит, на нас любуется. Это самая непривередливая из всех растений - фиалка. Какие у нее мягкие листики и красивые цветочки. Фиалка — цветок, который полюбился многим народам. Цветы фиалки начали выращивать 2400 лет назад древние греки и римляне. Привезли это растение в нашу страну из теплых стран. Поэтому этот цветок не может жить на улице: погибнет от холода. Поливать этот цветок нужно осторожно, чтобы вода не попала на листики. Есть много легенд о происхождении фиалки. Согласно славянской легенде о фиалках (анютиных глазках) — в трёхцветных лепестках цветка отражаются доверчивые, голубые глаза девушки Анюты с очень добрым сердцем, от которой уехал ее любимый, а она долго смотрела на дорогу, медленно угасая от тоски.
Физминутка «На лугу растут цветы». На лугу растут цветы
Небывалой красоты. (Потягивания - руки в стороны)
К солнцу тянутся цветы.
С ними потянись и ты. (Потягивания - руки вверх)
Ветер дует иногда,
Только это не беда. (Махи руками)
Наклоняются цветочки,
Опускают лепесточки. (Наклоны)
А потом опять встают и по-прежнему цветут.
- А теперь поиграем в другую игру, проверим, насколько вы внимательно запоминаете изображения комнатных растений на картинках.
Игра «Отгадай, какого цветка не хватает».
Воспитатель выставляет картинки с изображением комнатных растений, называет их. Потом предлагает детям отвернуться, одну картинку с цветком убирает и предлагает отгадать, какого растения не стало.
- Посмотрите, ребята, какие бывают разные фиалки (воспитатель показывает несколько разных по цвету фиалок в горшочках). Обратите внимание на внешний вид растения : низкий кустик из плотных круглых и овальных листьев, соцветие напоминает зонтик с прилегающими друг к другу цветами. Существует множество разновидностей фиалок. Самые красивые из них, фиалки с махровыми листьями (махрово – бахромчатая, волнисто-кружевная).
- Ну а теперь мы сделаем себе подарки, нарисуем прекрасный цветок - фиалку в горшке. Я предлагаю нарисовать фиалку, используя в качестве материала акварельные краски и специальные листы для акварели, как у настоящих художников.
Итог занятия:
- Какие комнатные цветы вы знаете? Какие цветы называют домашним доктором? (Ответы детей)
Какой цветок мы сегодня нарисовали? (ответы детей).
- Ребята, я хочу закончить наше сегодняшнее занятие стихами о Фиалке, послушайте.
На солнечной опушке
Фиалка расцвела,
Лиловенькие ушки
Тихонько подняла.
В траве она хоронится,
Не любит лезть вперёд.
Но кто-то ей поклонится
И бережно возьмёт.
- У вас замечательные получились фиалки. Потрудились вы сегодня “на отлично”, Молодцы!
А сейчас мы с вами организуем выставку ваших работ, пусть родители и сотрудники детского сада тоже полюбуются, глядя на наши красивые фиалки и настроение у них будет замечательное!