Спиридонова Елена
Конспект НОД в разновозрастной группе «Загадки комнатных растений» (сравнительное наблюдение с элементами труда)
▼ Скачать + Заказать документы
«Загадки комнатных растений»
Цель:
- Обобщить и дополнить знания детей о комнатных растениях.
- Развивать познавательную активность детей.
- Воспитывать любовь и заботливое отношение к комнатным растениям.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в разновозрастной группе „Загадки комнатных растений“ (сравнительное наблюдение с элементами труда)» размещена в разделах
- Комнатные растения. Все о растениях для детей
- Комнатные растения. Конспекты занятий
- Комнатные растения. Наблюдение и уход
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Трудовое воспитание. Конспекты занятий
- Трудовое воспитание. Трудовая деятельность детей
- Темочки
Образовательные:
- дать понятие, что такое комнатные растения;
- закреплять знания детей о посадке и выращивании комнатных растений;
- отметить значение, роль комнатные растения для жизни и деятельности человека.
Развивающие:
- развивать познавательную активность, память, связную речь, мелкую моторику пальцев рук;
- развивать воображение, мышление в процессе наблюдения, исследования природных объектов.
Воспитательные:
- воспитывать бережное отношение к комнатным растениям, умение заботиться о них;
-воспитывать коммуникативные навыки, самостоятельность, трудолюбие, наблюдательность и любознательность ко всему живому.
Предварительная работа:
-Серия наблюдений за комнатными растениями и труд в уголке природы;
-Экскурсии в экологическую комнату и беседы о комнатных растениях;
-Экскурсия в школу, библиотеку;
-Посадка комнатных растений;
-Дидактические игры «Какого растения не стало?», «Четвёртый лишний», «Найди по описанию»;
-Составление рассказа на тему «Комнатные растения»;
-Чтение детской энциклопедии.
Ход мероприятия:
Дети старшей группы входят в зал под музыку вальса цветов.
Дети танцуют «Вальс»
Воспитатель: Ребята, сегодня мы с вами поговорим о комнатных растениях. Послушайте, стихотворение.
В нашей группе, на окне,
Во зеленой во стране,
В расписных горшочках,
Подросли цветочки.
Вот и Роза, и Герань,
Вот и Кактусов семья.
Их польем мы спозаранку,
Я и все мои друзья.
Воспитатель: Ребята, а какие комнатные растения вы ещё знаете?
Ответы детей.
1. Игровой сюрпризный момент.
В гости к детям прилетает Карлсон.
Карлсон: Здравствуйте, друзья! Узнали вы меня? Правильно, я мужчина в самом рассвете сил. В меру упитанный и воспитанный. Друзья, я решил устроить у себя на крыше «Зимний сад», купил комнатные растения, некоторые подарили малыши, но никто не рассказал, как за ними ухаживать. Вот я и решил приземлиться у вас, потому что увидел в окне много красивых комнатных растений.
Воспитатель: Какие у тебя растения?
Карлсон показывает картинки или фотографии (кактус, герань, алоэ).
Дети: Как ты за ними ухаживаешь?
Карлсон: Поливаю каждый день, брызгаю, выставляю на яркое солнце, а они гибнут и гибнут, я так расстроился.
2. Путешествие на родину растений.
Воспитатель: Карлсон, мы с ребятами предлагаем тебе совершить путешествие на родину комнатных растений. И там мы тебе расскажем, как нужно за ними ухаживать. Ты согласен отправится с нами в путешествие?
Карлсон: Конечно, ведь я хочу узнать много нового и интересного о растениях.
Воспитатель: Тогда повторяй за нами слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно глазки закрывать.
Головкой покачаем, и глазки открываем.
Слайд 1.
Воспитатель: Как вы думаете, куда мы попали? (В Южную Америку). Южная Америка – родина кактусов, они предпочитают тропические леса с постоянными дождями.
Слайд 2.
Воспитатель: Растут кактусы по - разному : одни образуют целые кактусовые леса, пройти через которые невозможно, другие, наоборот, растут по одному экземпляру на несколько квадратных метров.
Слайд 3.
Большинство кактусов здесь с тоненькими листочками, например, зигокактус.
Но некоторые виды кактусов растут только в засушливых районах, например, в пустынях Африки.
Слайд 4.
Какой климат (погода) в пустыне?
Ответы детей: Сильная жара, засуха, ветра знойные, мало дождей.
Слайд 5.
– Посмотрите, какое чудо – среди такой жары зеленый великан стоит. Ребята отгадайте загадку :
На моем окошке, поселился ежик.
Все глядит в окошко, а ходить не может?
Где ж у него лапки, где ж у него рожица?
Может, он без шапки от мороза съежился?
(Кактус)
Молодцы ребятки, отгадали загадку. Посмотрите, какой у кактуса толстый стебель. Как вы думаете, почему? В стебле кактус запасает воду, чтобы не погибнуть во время жары.
Воспитатель: Показывает кактус комнатное растение. (Рассматривают).А теперь, ребята, расскажите Карлсону, как за кактусом нужно ухаживать, что ему необходимо для роста и развития (свет, тепло, мало воды, не любит, чтоб его опрыскивали).
Карлсон: Я теперь понял свою ошибку.
Воспитатель: А наше путешествие продолжается.
Воспитатель: Посмотрите, ребята, как цветут кактусы.
Слайд 6.
Воспитатель: Чтобы зацвести кактус должен находится в состоянии роста. Никогда не зацветет кактус истощенный, по нескольку лет непересаживаемый в свежую землю и не получающий достаточного полива. Кактус должен получать много свежего воздуха, света, всегда находится в тепле, нужно его удобрять питательными веществами, и только при соблюдении этих правил кактус зацветет.
Воспитатель: А сейчас ребята, мы с вами превратимся в цветочки.
Массаж пальцев «Цветы».
Как у нас на нашей грядке Сжимают и разжимают кулачки.
Сколько цветиков растет : Поочередно массируют пальцы,
Розы, маки, ноготки, начиная с большого.
Астры – пестрые цветки,
Георгины и левкой.
Выбираешь ты какой? Протягивают ладошки вперед.
Воспитатель: Для того, чтобы попасть на родину следующего растения, я предлагаю вам сесть на стульчики, и повторить за мной слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно глазки закрывать.
Головкой покачаем, и глазки открываем.
Слайд 7.
Воспитатель: Посмотрите, мы с вами попали в Южную Африку. Что Вы видите?
Ответы детей.
Воспитатель: Да, здесь обильная растительность, много деревьев, животных. Скажите, что необходимо для роста и развития растений?
Дети: Влага, тепло, свет.
Воспитатель: Да, здесь достаточно влаги, потому что часто выпадают дожди, и это благоприятно сказывается на росте растений. Посмотрите ребятки, что это за цветок?
Дети: Герань.
Воспитатель: Правильно. Южная Африка – родина герани (пеларгонии). Пеларгония – многолетнее травянистое растение. Герань неприхотлива, легко размножается, долго цветет красивыми цветками. У герани пахнут листья, а не цветы, оказывается волоски на листьях имеют пузырьки с содержащимся в них эфирным маслом, если потереть листочек пальчиком то мы почувствуем его аромат.
Воспитатель: Ребята, я предлагаю вам поиграть в игру. Для этого нужно поделиться на две команды. Карлсон, мы приглашаем и тебя поиграть с нами.
Проводится д/ игра: «Подбери цветок к растению».
Карлсон: Молодцы ребята, справились с таким сложным заданием.
Воспитатель: Наши детки ещё знают пословицы о цветах?
Карлсон: Да? А мы сейчас и проверим.
1ребенок:
Хорош цветок, да остер шипок.
2 ребенок: На хороший цветок летит и мотылек.
3 ребенок:
Поговорка – цветочек, пословица – ягодка.
4 ребенок: Дочь – цветок в семье.
5 ребенок: Есть цветы – радуйся цветам, нет цветов – радуйся бутонам.
6 ребенок: Нет цветов, нет уюта.
7 ребенок: Кто любит цветы, тот не может быть злым.
8 ребенок: Зеленый наряд, радует взгляд.
Воспитатель: Была бы водица, а зелень родится.
Воспитатель: Карлсон, скажи пожалуйста, а ты знаешь пословицы.
Карлсон: Да, знаю.
У каждого цветка свой аромат.
Воспитатель: Какие все молодцы, столько пословиц и поговорок мы знаем.
Слайд 8.
Воспитатель: Ребята, посмотрите на это растение. Как оно называется?
Дети: Алоэ.
Воспитатель: Подумайте, откуда к нам прибыло это растение?
Дети: Из Южной Африки.
Воспитатель: Да, ребята. Родиной этого растения является Южная Африка. Цветет алоэ в комнатных условиях очень редко, отсюда в простонародье у алоэ появилось еще одно название – столетник, цветущий раз в сто лет. Алоэ – это растение, имеющее узкие, длинные, сочные, мясистые листья с шипчиками по краям. Алоэ быстро растет в природных условиях и вырастает до 3 метров.
Воспитатель (обращается к Карлсону) : место где растет алоэ, должно быть светлым. В зимнее время алоэ содержат в прохладном и светлом помещении. В летнее время лучше всего выносить на свежий воздух.
Карлсон: А как его нужно поливать?
Воспитатель: Поливать алоэ следует умеренно, особенно в зимний период. Опрыскивать его нужно с большой осторожностью, следите за тем, чтобы вода не попадала в пазухи листьев, иначе это скопление воды может вызвать загнивание.
Воспитатель: Посмотрите, на столе выставлены растения.
Какие? Назовите их.
Дети называют: герань, фикус, роза, кактус.
Воспитатель: Ребята, а сейчас мы поиграем в игру «Какого растения не стало?» Вы закроете глазки, я уберу одно растение, и потом вы скажете мне, что я убрала. Согласны?
Дети: Да!
Проводится игра на внимание.
Карлсон: Я так хотел бы, чтобы у меня на крыше было цветов ещё больше, но они так дорого стоят!
Воспитатель: Карлсон, ты же можешь их у себя вырастить сам.
Карлсон: А как это?
Воспитатель: Взять и посадить растение, которое тебе понравилось. Но прежде чем посадить ты должен знать, как они размножаются.
Карлсон: А я этого как раз и не знаю.
Воспитатель: Мы с ребятами тебе в этом поможем. Правда, ребята?
Слайд 9 размножение растений.
Воспитатель: Карлсон, а ещё наши ребятки знают стихи про цветы, хочешь их послушать?
Карлсон: Конечно, хочу.
Дети читают стих о цветах.
Цветовод
Цветочный горшок я использую классно,
Теперь это всем окружающим ясно.
А раньше казалось - горшок и горшок–
Насыпал земли, посадил корешок.
Сиди, дожидайся: взойдет- не взойдет…
Нет! Был у меня свой особый подход,
Не ждал день-деньской, рано утром вставал,
Водой из кувшина росток поливал,
Держал на свету его, землю рыхлил,
Заботился так, словно друга растил.
А самое главное было потом:
Вверх стебель метнулся и вырос бутон,
И с гордостью можно поведать друзьям:
«Для мамы цветок я выращивал сам!»
Карлсон: Спасибо вам ребятки за стихи.
Воспитатель: Ребята, нам пора возвращаться в детский сад, повторяйте за мной слова:
Раз, два, три, четыре, пять,
Нужно глазки закрывать.
Головкой покачаем, и глазки открываем.
Воспитатель: Вот мы и опять очутились в детском саду.
Карлсон: Спасибо, ребята! Я сегодня узнал много нового и интересного. Теперь я с вашей помощью выращу у себя на крыше замечательный сад. Сейчас я должен улететь, но обещаю скоро вернуться.
Воспитатель: Странно, он улетел, ничего не объяснив, но обещал вернуться. Ну, а пока мы ждём возвращения Карлсона, мы поиграем с вами в игру.
Игра «Кому что нужно».
Задание. Подберите схемы-карточки к каждому растению (влага, свет, тепло).
Воспитатель: Ребята, а скажите пожалуйста для чего нужны комнатные растения?
Дети: Комнатные растения :
- создают уютную атмосферу;
- обогащают воздух кислородом;
- очищают воздух;
- обеззараживают воздух.
Воспитатель: Многие комнатные растения являются лекарственными.
Появляется Карлсон.
Карлсон: Вот, я хочу преподнести вам в знак благодарности этот скромный подарок. Мне пора возвращаться на крышу. Спасибо вам. До свидания.
Дети прощаются.
Список использованной литературы:
1. Любимые стихи. Загадки. Скороговорки /сост. Т. Нилова/М. : АСТ-пресс, 1997.
2. Комплексные занятия по программе «От рождения до школы» под редакцией Н. Е. Вераксы, Т. С. Комаровой, М. А. Васильевой. Старшая группа / авт. -сост. Н. В. Лободина. – Волгоград: Учитель, 2015. -399с.
3. Атлас-определитель «От земли до неба» А. А. Плешков
4. Серия «Детская энциклопедия РОСМЕН» Л. А. Аксенова
5. Оздоровительные занятия с детьми 6-7 лет, М. Ю. Картушина.