Ирина Попова
Конспект НОД в подготовительной к школе группе «Цветы на подносе»
▼ Скачать + Заказать документы
Программное содержание: Познакомить детей с изделиями подмосковных мастеров, с Жостовской росписью, с технологией создания подносов. Учить детей внимательно рассматривать изделия, отмечать особенности элементов росписи, используемые цвета красок. Упражнять в рисовании кистью разными приемами (концом – привязка, травинки, орнамент, всей кистью – цветы, листья). Развивать чувства цвета, ритма, композиции, колорита данной росписи. Воспитывать любовь и интерес к народным промыслам, фольклору.
Словарная работа: жостовская роспись, замалевка, тенежка, прокладка, бликовка, чертежка, привязка, вальцовка, грунтовка, шлифовка.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной к школе группе „Цветы на подносе“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Посуда. Все о посуде для детей
- Цветы. Все о цветах
- Цветы. Конспекты занятий
- Темочки
Оборудование: Петрушка (игрушка, жостовские подносы (4-6 штук, образцы росписи (6 этапов, образцы подносов, тонированная бумага, гуашь, кисти, подставки для кисточек, баночки с водой, салфетки, презентация, карточки с цветами.
Предварительная работа:
Знакомство с историей Московского княжества, чтение художественной литературы. С историей родного села.
Проведение НОД (рисование, лепка, аппликация) на темы: «Гжель», «Загорские матрешки».
Русские народные игры.
Ход занятия:
Стук в дверь, входит Петрушка под русскую народную музыку.
Петрушка: Здравствуйте ребята! Я веселый Петрушка, пришел вас повеселить, позабавить, а еще приготовил для вас сюрприз. Хочу подарить вам цветы.
Воспитатель: Петрушка, сейчас зима, кругом снег лежит, где же ты взял цветы?
Петрушка: Да это не обычные цветы, они цветут круглый год и много, много лет!
Воспитатель: Они наверно волшебные, где же ты их нашел?
Петрушка: А цветут они в Подмосковной деревне Жостово. Вот посмотрите. (Показывает подносы).
Воспитатель: Что это у Петрушки, ребята? Что на них нарисовано? Да, действительно цветы, и какие красивые, просто загляденье, но Петрушка ты схитрил, ведь цветы не настоящие, а нарисованные. Их придумали Жостовские мастера. Я про этих подмосковных мастеров слышала.
Петрушка: А я был там и много узнал. Сейчас вам все расскажу. Поднос очень полезная вещь, он удобен, на нем можно поднести угощения на стол, поставить на него самовар, посуду, а можно просто украсить дом. С давних пор полюбили люди подносы за красоту и пользу. Но много труда нужно приложить, чтобы такая красота получилась.
Подносы делают из железа, но железо ржавеет, поэтому их обрабатывают: вальцуют – придают жесткость краям, грунтуют – покрывают глиной, шлифуют и три раза покрывают лаком. И только после этого художники начинают роспись подноса.
Роспись начинается: (все сопровождается показом образцов).
1 этап: замалевка – обозначение места, где будут цветы, рисование их силуэтов.
2 этап: тенежка – следующий слой красок – цветные тени.
3 этап: прокладка – уточнение и высветливание формы цветка, листьев.
4 этап: бликовка – оживление, рисование белой краской бликов.
5 этап: чертежка – рисование тонких прожилок, кружевных краев.
6 этап: привязка – связь букета в одно целое, соединить его, рисование тонких травинок, усиков. Уборка края подноса, его борта.
Воспитатель: Ох, сколько сил и умения надо приложить, чтобы такой красивый поднос радовал людей. Цветы на них оживают под кистью мастера и нам от его работы радостно.
Петрушка: Расписывает мастер поднос, держа его на коленях, поворачивая его, чтобы видеть роспись со всех сторон. Опытный мастер может за один день расписать от 5 до 10 подносов. Не один поднос ни похож на другой. (Показ нескольких подносов).
Воспитатель: Ребята, посмотрите, что у всех подносов общее? (цветы, узоры, черный фон) А почему цветы нарисованы на черном фоне?
Петрушка: Да, вы правильно заметили, черный цвет излюбленный у жостовских мастеров. На нем очень выразительно и нарядно смотрятся цветы. Цветы земли, ее плоды – вот из чего составляют свои букеты подмосковные умельцы. Они никогда не повторяют живые цветы, их не пишут с натуры – это фантазия художника.
А какие цветы вы знаете?
Русская народная игра «Садовник».
Считалочкой выбрать садовника, детям раздать карточки с изображением цветов.
Садовник: Я садовником родился, не на шутку рассердился, все цветы мне надоели, кроме – розы.
Роза: Ой!
Садовник: Что с тобой?
Роза: Влюблена.
Садовник: В кого?
Роза: В тюльпан. (Все повторяется, тот кто не отзовется, выходит из игры.)
Петрушка: Ребята, вы сейчас будете мастерами и попробуете расписать подносы. Вспомним с чего начинают мастера. (Повторяют этапы, выбирают рисунок.)
Воспитатель: Роза – королева цветов. И в букете она в центре. Сначала рисуем серединку, затем лепестки, мазки короткие, всей кистью, линии плавные. Поднос надо поворачивать, чтобы было удобно рисовать. Не забудьте контуры, травинки рисуем кончиком кисти тонко, аккуратно. (Самостоятельная работа детей под музыку)
Петрушка, какие работы лучшие и почему?
Петрушка: Предлагаю поплясать после работы. (Звучит русская народная плясовая музыка.)
Воспитатель: Спасибо тебе Петрушка, порадовал ты нас и много нового ребята узнали.
Петрушка: Пожалуйста, но мне пора прощаться. До свидания!