Галина Кизилова
Конспект НОД в подготовительной группе «Это русская сторонка — Это Родина Моя»
Интеграция образовательных областей: «Коммуникация», «Познание», «Социализация», «Музыка»
Задачи:
Расширить и закрепить представление детей о Родине и о малой родине - Владивостоке.
Расширить представление о Москве – столице России.
Формировать монологическую и связную речь, культуру речи, обогащать словарный запас.
Развивать внимание, память.
Воспитывать интерес и желание больше узнать о родном крае, о Родине по имени Россия.
Воспитывать чувство патриотизма, любовь, гордость, уважение к родной стране.
Предварительная работа:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Это русская сторонка — Это Родина Моя“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Нравственно-патриотическое воспитание
- Патриотическое воспитание. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Родина, родной край. Конспекты занятий, НОД
- Темочки
Чтение «Родина» З. Александрова, «С чего начинается Родина?» М. Матусовский, «Отечество» К. Д. Ушинский.
Чтение пословиц о Родине и выборочное заучивание.
Прослушивание записей песен о Родине.
Рассматривание слайдов, иллюстраций о Владивостоке, Москве.
Беседа по теме «Где я был, что я видел».
Материал к занятию:
Русская народная песня «Во поле березка стояла», дерево «береза», фотография Ш. Г. Надибаидзе, фотографии городов России.
Ход ЗАНЯТИЯ
Под русскую народную мелодию «Во поле березка стояла» дети заходят в группу и садятся на стулья.
Воспитатель: Ребята, сядьте удобно и послушайте стихотворение, которое нам прочитает Ася.
«Родина» З. Александрова.
Воспитатель: Ребята, а как вы понимаете слово «Родина»?
Дети: Родной дом, любимая семья, родной край, большая страна, Россия, Держава, Отечество.
Воспитатель: Хорошо. Послушайте рассказ русского писателя К. Д. Ушинского «Наше Отечество».
«Наше Отечество, наша Родина – матушка-Россия. Отечеством мы зовем Россию потому, что в ней жили отцы и деды наши. Родиной мы зовем ее потому, что в ней мы родились, в ней говорят родным нам языком и все в ней для нас родное; матерью – потому, что она вскормила нас своим хлебом, вспоила своими водами, выучила своему языку; как мать защищает и бережет от всяких врагов… Много есть на свете, кроме России, всяких хороших государств и земель, но одна у человека родная мать – одна у него и Родина». Крепко любили свою Родину русские люди. Сложили о ней народные пословицы».
Воспитатель: А вы знаете пословицы о Родине?
Дети: «Родина любимая, что мать родная», «Человек без родины, что соловей без песни», «На чужой сторонушке и весна не красна», «Жить – Родине служить».
Воспитатель: Скажите, пожалуйста, с чего начинается Родина?
Дети:
- с картинки в моем букваре,
- с песенки мамы,
- с родного дома.
- с березки у дома,
-с того места, где родился человек.
Воспитатель:
- Сегодня мы будем составлять рассказы о Родине. Рассказывать нужно громко, четко проговаривать окончания слов, следить за темпом речи.
- Дети, Юля подготовила рассказ о своей маме.
Рассказ ребенка:
«Я родилась в городе Владивостоке. Живу с мамочкой. Ее зовут Анна Васильевна. Она – врач, лечит взрослых. Моя мамочка очень меня любит: читает интересные сказки, водит меня в танцевальную студию. Часто мы с мамой устраиваем дома концерты: читаем стихи, поем песенки.
Мы очень любим друг друга. Когда мамочка забирает меня из детского сада домой, я очень радуюсь, быстро собираюсь, потому, что знаю: дома ждет что-то интересное».
Воспитатель: Спасибо, Юля. А кто хочет рассказать о своей улице?
Рассказ Насти:
«Я живу в городе Владивостоке. Улица Надибаидзе 11 квартира 256. Моя улица очень длинная и чистая. Она находится на Детском парке. Раньше она называлась Кедровой, а 10 сентября 1964 года была переименована в улицу имени Надибаидзе.
Шалва Георгиевич Надибаидзе – видный организатор рыбной промышленности Дальнего Востока. Он 30 лет своей жизни посвятил этому важному делу. В годы Великой Отечественной войны он управлял большим Рыбокомбинатом «Тайфун». Вместе с рыбаками добывал круглосуточно рыбу у берегов Сахалина и Камчатки. Это было очень опасно в годы войны. Они поставляли на фронт соленую, сушеную рыбу, рыбные консервы, муку из крабовой икры. За хорошую работу Ш. Г. Надибаидзе был награжден Орденами и медалями. Он был депутатом Верховного Совета России. Он умер, когда ему было 58 лет, похоронен на Морском кладбище. В память о нем в городе названа улица, на которой я живу».
Воспитатель: Настенька, ты такая умница. Кто тебе рассказал о Ш. Г. Надибаидзе?
Настя: Моя бабушка, Елена Викторовна, она знает очень много интересного о нашем городе, часто рассказывает мне.
Воспитатель: Ребята, посмотрите, пожалуйста, на портрет Ш. Г. Надибаидзе (показываю фотографию).
- 100 лет назад родился этот замечательный гражданин России. В память о нем, в честь этой знаменательной даты, вот на этом доме (показываю иллюстрацию) будет установлена мемориальная доска.
- Егор З. хочет рассказать о городе Владивостоке.
«Над синевой Золотого Рога,
Как пирамида, встал Владивосток.
Здесь дальняя кончается дорога
Здесь первым начинается восход».
…Я живу в городе Владивостоке, на улице Калинина 253 квартира 48. Я люблю свой морской город. Моему любимому городу уже 158 лет. Владивосток – город порт, город – пограничник. В городе много воинов – тихоокеанцев, которые охраняются границы России на востоке. Владивосток – это значит «Владей Востоком».
Воспитатель: Спасибо, Егорка. Замечательный рассказ подготовил Егорка о нашем родном Владивостоке.
Воспитатель:
- Дети, мы живем в большом, красивом городе, у самого Тихого океана. Владивосток – один из красивых городов России. Много городов, сел, рек, лесов, полей в России.
Много людей живет в России, они любят свою Родину, свою Россию, любят петь, слагать, водить хороводы в часы веселья и отдыха. Я вас тоже приглашаю на хоровод «Во поле березка стояла» (физкультминутка, после дети садятся на свои места).
Воспитатель: Ребята, наша Родина – это не только семья, улица, на которой живем, Родной город – но и большая страна по имени – (пауза) – «Россия!»
-Сережа П. часто летом путешествует с бабушкой и дедушкой.
- Сережа, ты хочешь, рассказать, где ты был. Что видел?
Рассказ Сережи:
«…Я каждое лето на самолете с бабушкой и дедушкой летаю в Москву.
Москва – столица России.
Это – огромный город, где много театров, музеев, выставок, магазинов, там есть самый главный цирк на Цветном бульваре.
Есть Метро – длинная подземная дорога.
В Москве много красивых скверов, площадей, парков, памятников: А. С. Пушкину, М. И. Кутузову, Ю. А. Гагарину.
Я был у вечного огня – видел Почетный Караул Героям Великой Отечественной Войны.
Мне нравится Красная площадь, Кремль, там, в Кремле работает наш президент – В. В. Путин».
Воспитатель: Ребята, понравился рассказ Сережи? Что узнал нового о Москве Максим? (ответы 2 -3 детей).
Воспитатель: Дети, а вы хотите, узнать. Где бывала Полина?
- Полина, расскажи нам о своей поездке.
Рассказ Полины:
«Летом я ездила на поезде к бабушке. Моя бабушка живет в Сибири, в городе Омске.
Сибирь – это тоже Россия. В Сибири очень жаркое лето и холодная зима.
В Сибири очень красивые леса, в них растет много хвойных деревьев: сосны, ели, кедры.
Озеро Байкал – самое глубокое озеро. Вода в нем очень чистая и холодная. Мы с папой ловили рыбу и загорали».
Воспитатель: Милые дети, вы сегодня меня очень порадовали. Ваши рассказы были интересными и познавательными. Я поняла, что вы любите свою Родину, так старались интересно о ней рассказать. А еще я знаю, вы очень любите песню «Моя Россия» давайте ее подарим нашим гостям.
Исполняется песня «Моя Россия»
У моей России – длинные косички
У моей России – светлые реснички
У моей России – голубые очи,
На меня Россия ты похоже очень.
Солнце светит,
Ветры дуют,
Ливни льются над Россией
В небе радуга цветная
Нет страны красивее…
Воспитатель: Мы с вами и дальше будем знакомиться с нашей великой Родиной – Россией, и нашей малой родиной – Владивостоком.
«Берегите Россию-
Без нее нам не жить.
Берегите её,
Чтобы вечно ей быть».