Шитова Оксана
Конспект НОД в подготовительной группе «Секреты бабушкиного сундучка. Тряпичная кукла»
▼ Скачать + Заказать документы
МКДОУ детский сад №7 «Алёнушка г. Белая Холуница Кировская область
Конспект НОД в подготовительной группе
«Секреты бабушкиного сундучка»
Разработала: воспитатель
Шитова Оксана Анатольевна
г. Белая Холуница
Октябрь 2020г.
Цель: Познакомить с разнообразием народной тряпичной куклы и её назначением.
Задачи:
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Секреты бабушкиного сундучка, Тряпичная кукла“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Обучающие: обогащать знания детей о русских народных промыслах и традициях на Руси через игрушки.
Развивающие: развивать коммуникативные навыки при общении с взрослыми и детьми;
развивать мелкую моторику, творческие навыки; формировать у детей положительную самооценку своей деятельности.
Воспитательные: воспитывать самостоятельность, терпеливость, усидчивость.
Оборудование: сундучок, куклы : Зайчик, Утешница, Пеленашка, Стригушка, Крупеничка, Кубышка-травница, Колокольчик, кусочки ткани, нитки, мешочек
(солома, береста, ткань, шерстяные нитки, ветка дерева, мочало)
Словарная работа: Утешница, Пеленашка, Стригушка, Крупеничка, Кубышка-травница,
Интеграция образовательных областей: социально-коммуникативное развитие, речевое развитие, физическое развитие, познавательное развитие, художественно-эстетическое развитие
Ход:
Вводная часть:
(Воспитатель приносит в группу сундучок)
В. : Ребята, у меня в эти выходные была большая радость, ко мне приехала моя бабуля из деревни, и привезла мне удивительный подарок, вот этот волшебный сундучок, хотите посмотреть, что в нем?
В. : Но его так просто не открыть. Нужно ласково его попросить.
«Сундучок, мой сундучок.
Приоткрой нам свой бочек»
В. : Ребята, Вы садитесь поудобней
Вам поведаю рассказ,
С чем играли наши предки
Без утайки, без прикрас.
Основная часть:
В. : На Руси было большое многообразие куколок.
Я расскажу о некоторых. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в ларчик, хранили в сундучках, как у меня
В. : Посмотрите, перед вами игрушки – самоделки. Как вы думаете, почему они так называются? (ответы детей)
В. : Ребята как вам кажется, моя бабушка их купила этих кукол или сама сделала (ответы детей).
В. : Действительно, их смастерила моя бабуля, и рассказала мне о каждой куколке и даже научила их мастерить.
В. : А хотите, я и вам расскажу секреты этих необычных кукол.
Присаживайтесь поудобнее!
- Давным- давно на Руси была такая присказка:
В каждом доме, в каждой хате,
на крылечке, на полатях
кукла сидит во все стороны глядит.
И действительно раньше в семьях таких самодельных кукол было много, их не покупали, а родители сами мастерили такие игрушки для своих детей, а с пяти лет девочки уже сами могли сделать свою первую куклу. Изготавливали игрушки из подручного материала.
Как вы понимаете слово подручный? (ответы детей)
В. : Подручный, это значит материал, который всегда под рукой
Вот бабушка дала мне мешочек, и сказала, что любила делать кукол из тех материалов, что лежат в нем. Хотите узнать, из каких? А чтобы нам было интересней предлагаю, не глядя на ощупь угадать что там?
Д/и «Чудесный мешочек»
(солома, береста, ткань, шерстяные нитки, ветка дерева, мочало) (спросить, что это за материалы, откуда их люди брали)
В. : Посмотрите, на этих кукол, скажите, из чего они сделаны? (ответы)
Что у них общего? Чем отличаются от современных кукол?
В. : Правильно, эти куклы отличаются от наших. У современных кукол есть лицо, а у тряпичных и соломенных кукол лица нет. Интересно, почему кто как думает? (ответы детей)
В. : Раньше лицо не рисовали никогда, так как по народным поверьям через глаза в нее мог вселиться злой дух и навредить ребёнку. Игрушки никогда не оставляли на улице, не разбрасывали по избе, а берегли в корзинах, коробах, запирали в сундучки. Кукол любили, берегли, передавали по наследству. Куколка всегда была подруженька, помощница.
В. : Куклы были не только для игры, в основном делали куклы-обереги
В. : кто знает, почему их так называли? Правильно, от слова «оберегать», такую куклу так и называли «берегиня». Она была защитницей от всех бед и несчастий.
В. : Посмотрите какая удивительная кукла, что в ней не обычного? Это многорукая кукла "Десятиручка" ее дарили на свадьбу, затем помещали на видное место в доме там, где женщина проводит время в работе. Эта кукла помогала девушкам и женщинам в разных домашних делах и в рукоделии, чтобы она все успевала. А вот какие у девушки могли быть дела, мы сейчас вспомним, а для этого предлагаю вам поиграть.
Д/и «Что я делаю сейчас?»
( показ действий: стираю, подметаю пол, глажу белье, вышиваю, варю суп, качаю малыша)
В. : Каждую куклу - оберег делали к определенному событию и в определенный день года. Выполнялась такая кукла из лоскутков старой одежды и ниток. При ее изготовлении нельзя было пользоваться ни иглой, ни ножницами. Кукол "крутили", «мотали» пребывая в хорошем расположении духа, надевали на себя нарядную одежду, чисто убирали в доме. В каждую куклу старались вложить частичку своей души.
В. : Но Были на Руси не только обереговые куклы, а куклы которые использовались в проведение народных праздников и называли таких кукол обрядовые куклы.
Кукла «Купавка»- это обрядовая кукла одного дня. "Купавка" олицетворяла собой начало купаний. Её сплавляли по воде, и тесёмки, привязанные к её рукам, забирали с собой людские болезни и невзгоды – такое значение придавалось очистительной силе воды. Эту куклу изготавливали на летний праздник Ивана Купала.
Кукла – «Вербница» символизирует куст вербы; пробуждение природы весной; женщину, которая идет в церковь в день Вербного воскресенья освящать вербочку. Делалась перед Вербным Воскресеньем. Ее цвета должны быть приближены к цветам вербы. В ручках кукла держит три веточки вербы. На личике можно выплести тоненький крестик.
В. : Ну конечно же были и игровые куклы.
Это кукла – «Хороводница», их делали две. Хоровод же скучно одной водить. Девочки крутили эти куклы и развивали ручки чтобы, когда сесть за прялку, одной рукой будет веретено крутить, а другой пряжу скручивать.
Вот «Зайчик на пальчик». Эту игрушку давали родители детям, когда ребенок оставался один дома.
В. : а давайте мы с вами поиграем с этими зайчиками.
Игра «Вышли зайки на лужок».
(Участники стоят в кругу, в середине находится водящий-волк. (После объяснения игры включается музыка)
Вышли зайки на лужок, встали в маленький кружок (все выставляют вперед руку с зайчиком).
Пляшут, скачут, веселятся, злого волка не бояться! (покачивают рукой, заставляя зайчиков «танцевать»)
Берегись, лесной народ! На охоту волк идёт.
После этих слов волк-водящий старается поймать, осалить руку с зайчиком.
А все игроки стараются спрятать руки с зайками за спину.
В. : Ну, что отдохнули? (ответы детей).
Первая тряпичная кукла-оберег появлялась в доме с рождением малыша.
Как вы думаете про которую из этих кукол я говорю? (Ответы)
В. : Она называется «Пеленашка». Это кукла была не только оберегом, но и первой игровой куклой ребенка. А вы, догадались почему она так называется? Конечно, она похожа на ребенка завернутого в пеленку.
В. : Ребята, посмотрите, в сундучке что-то еще лежит, давайте посмотрим, что в нем находится? (открывают сундук, в котором лежат лоскутки и нитки) Как вы думаете, что можно сделать из этих лоскутков (ответы детей).
В. : А меня бабуля как раз научила делать эту куклу. Хотите я вас научу?
Тогда давайте пройдем за столы и я научу вас делать куклу «Пеленашка».
В. : Предлагаю рассмотреть, потрогать лоскутки ткани и выбрать понравившиеся для следующей совместной деятельности. (Педагог объясняет последовательность работы).
Берём лоскут белой ткани. Какой он формы? (прямоугольной). Скручиваем вот так, трубочкой. Потом берём нитку и перевязываем лоскуток - получается головка.
А теперь перевязываем «Пеленашке» талию. Покажите, где у вас талия?
Что у нас получилось? (голова и туловище куклы).
Берём цветной лоскуток. Какой он формы? (треугольной)
Это будет платок нашей куколки. Надеваем платочек на голову, подогнув кончики треугольного лоскутка. Концы платочка заворачиваем назад, на спину кукле, чтобы кукле было тепло.
Берем еще один цветной лоскут. Какой формы этот лоскут? (прямоугольной)
Кладём куклу на одеяло и заворачиваем вот так: сначала с боков, потом ноги.
Что можно сделать, чтобы одеяло не развернулось? (завязать красивой ленточкой)
У нас есть вот такая ленточка, которой я завязываю одеяло кукле. Вы можете завязать, как вам нравится: перекрещивая, бантом, узелком и помочь друг другу.
Когда вы будете делать куклу «Пеленашку», придумайте ей имя, подумайте, как вы будете с ней играть. А еще вы можете подарить её какому- нибудь малышу как оберег.
Заключительная часть:
В. : А сейчас давайте вспомним с какими куклами мы познакомились?
На какие группы делили кукол?
Чем отличаются современные куклы от народных?
А какую куклу вы изготовили самостоятельно?
В. : Благодарствую вас, за работу, да игры веселые. А на память о нашем занятии у вас останется кукла «Пеленашка», которую вы сделали сами.