Ольга Позднякова
Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ по познавательному развитию «Четыре времени года»
Цель: Развитие познавательной активности детей, развитие творческого воображения.
Задачи:
Учить детей на основе восприятия объекта представлять возможные ощущения через разные органы чувств (обоняние, осязание, слух, зрение);
Активизировать способность детей находить положительные и отрицательные стороны в явлениях окружающего мира;
Систематизировать знания детей о временах года, месяцах, днях недели;
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе с элементами ТРИЗ по познавательному развитию „Четыре времени года“» размещена в разделах
- Времена года. Конспекты занятий
- Времена года. Материалы по теме сезонных изменений
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- ТРИЗ. Занятия и игры с использованием ТРИЗ-технологий
- Темочки
Развивать умение анализировать, сравнивать, сопоставлять, делать выводы;
Развивать творческую активность и воображение детей;
Поддерживать доброжелательные отношения между детьми.
Материалы и оборудование: картины с изображением четырех времен года : зима, весна, лето, осень; волшебная палочка; макет солнца, магниты,семь цветных карточек размером А5, с обратной стороны, пронумерованные от 1 до 7 (понедельник – фиолетовый, вторник – синий, среда – голубая, четверг – зеленый, пятница – желтая, суббота – оранжевая, воскресенье - красное).
Ход совместной образовательной деятельности:
Организационный момент
«Игра – Приветствие»
Здравствуйте ребята!
Встанем рядышком по кругу, (дети становятся по кругу)
Скажем «Здравствуйте!» - друг другу (берутся за руки)
Нам здороваться не лень: (делают руками качели)
Всем «Привет!» и «Добрый день!» (поднимают руки вверх)
Если каждый улыбнется – (показывают имитацию улыбки)
Утро доброе начнется!
Мотивация к предстоящей деятельности:
- Ребята, сегодня я получила необычное приглашение, в волшебную страну, где живут четыре волшебницы. Имена волшебниц вы узнаете, отгадав загадки.
- Итак, загадка первая:
«Река подо льдом, всё бело кругом,
Метелица вьется, как время зовется?» (Зима)
- Следующая загадка:
«Я раскрываю почки в зеленые листочки,
Деревья одеваю, посевы поливаю,
Движения полна, зовут меня … (Весна)
- Ребята, отгадайте имя третьей волшебницы:
«Это пора всем любима за то,
Что нам не нужен ни плащ, ни пальто,
Что жаркое солнце и можно купаться
И с этой порой очень трудно прощаться. (Лето)
- Вам осталось отгадать имя последней волшебницы:
«Несу я урожаи, поля вновь засеваю,
Птиц к югу отправляю, деревья раздеваю. (Осень)
- Ребята, назовите, имена всех волшебниц? (зима, весна, лето, осень)
- Как назвать их, одним словом? (времена года)
Основная часть:
- Ребята, принимаем приглашение от волшебниц?
Дети: (Да)
- Палочкой волшебной я сейчас взмахну, и в страну волшебную вас перенесу!
- Посмотрите, нас с вами встречает первая волшебница.
(педагог подводит детей к доске, открывает картину с изображением зимы).
- Вы узнали, эту волшебницу?
Дети: Зима
- Ребята, закройте глаза и представьте, что вы попали в эту картину, расскажите, что увидел каждый из вас?
(выслушиваются высказывания детей)
- Волшебница Зима приготовила для вас задание.
- Расскажите, зима хорошо! Почему?
Игра «Хорошо – плохо»
(в ходе игры дети называют положительные и отрицательные стороны данного времени года)
Зима хорошо – потому что можно кататься на горке;
Зима хорошо – потому что можно играть в снежки;
Зима хорошо – потому что приходит праздник Новый год и т. д. ;
- А зима плохо! Почему?
Зима плохо – потому что на улице холодно;
Зима плохо – потому что идет метель, нельзя погулять и т. д.
- Наш путь продолжается!
(педагог подводит детей к доске, открывает картину с изображением весны).
- И мы в гостях у волшебницы?
Дети: Весны
- Ребята, закройте глаза и представьте, что теперь мы можем только слышать.
- Прислушайтесь. Что вы слышите?
(выслушиваются высказывания детей)
Волшебница Весна приготовила для вас задание:
Игра «Четвертый лишний»
Я буду называть слова, а вы найдите лишнее слово и объясните почему.
- Зима, осень, лето, июнь;
(Лишнее слово – июнь, потому что это летний месяц, а всё остальное времена года)
- Август, май, апрель, март;
- Декабрь, январь, февраль, ноябрь;
- Вторник, среда, сентябрь, четверг;
- Октябрь, весна, ноябрь, сентябрь;
- Капель, ручьи, метель, проталины.
Январь, июнь, июль, август.
Молодцы, ребята и с этим заданием вы справились!
- Может быть, немного с вами отдохнем?
(дети встают на ковер)
Динамический этюд «Четыре времени года»
Дети выполняют движения, сопровождающий стихотворный текст:
В году четыре времени, (шагают на месте)
И все они дружны (обняв себя, скрестив руки)
Эти 4 времени (руки в замок, вверх, потянуться на носочках руки вверх)
Ребята знать должны!
Зимой год начинается (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Всё снегом покрывается (присесть, обняв себя руками)
Весною продолжается, (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Листочки появляются (руки положить на плечи)
Летом солнце греет, (пальцы рук вверх и в сторону)
И листья зеленеют.
Осенью листва желтеет, (наклон головы вперед)
Ветер сорвёт её (машут руками над головой)
И по полям развеет.
А после осени опять (руки на пояс, поворот вокруг себя)
Зима год будет продолжать! (шагают на месте).
- Наш путь продолжается!
(Педагог подводит детей к доске, показывает картину с изображением лето)
- Вы, наверное, догадались, как зовут эту волшебницу?
Дети: Лето!
- Ребята, представьте, что мы попали в картину, но не можем не видеть, не слышать, а только ощущать лицом и руками, давайте на ощупь потрогаем объекты на картине.
- Расскажите, что вы ощутили?
(выслушиваются высказывание детей)
- Волшебница Лето тоже приготовила для вас задание:
Игра «Раньше-позже»
Сейчас зима, а раньше? (осень)
Весна, а позже? (зима)
Утро, а раньше? (ночь)
День, а позже (вечер)
Понедельник, а раньше? (воскресенье)
Среда, а позже? (четверг)
- Молодцы, ребята!
- И мы продолжаем наше путешествие по волшебной стране!
(педагог подводит детей к доске, показывает картину с изображением осени)
- Мы с вами очутились в царстве волшебницы?
Дети: Осени!
- Представьте, что здесь мы можем ощущать, только запахи.
-Расскажите, какие запахи вы ощутили?
(выслушиваются высказывания детей)
- И Осень приготовила для вас задание.
Игра «Живая неделька»
(дети последовательно выстраивают дни недели; семь цветных карточек разного цвета, с обратной стороны пронумерованы от 1до 7 и перевернуты цветной стороной вниз. Каждый цвет соответствует какому - либо дню недели).
- Ребята, на столе лежат карточки с цифрами, возьмите по одной карточке и найдите своё место в неделе, постройте неделю по порядку.
(дети выстраивают неделю по порядку)
Задание для дней недели:
«Вторник» - топни ногой три раза;
Четвертый день недели - назови своих «соседей» ;
«Понедельник» - хлопни один раз;
Третий день недели - сделай шаг вперед;
«Пятница» два шага назад;
Шестой день недели - назови своих соседей;
Седьмой день недели - назови дни недели по порядку;
Неделя, постройся, начиная со среды.
- Молодцы, ребята, справились с заданием.
Заключительная часть
- Ребята, нам пора возвращаться! Волшебной палочкой взмахну и в группу вас верну! Вот мы и в группе!
- Скажите, вам понравилось наше путешествие? (ответы детей)
- Ребята, пусть каждый из вас возьмет по магнитику и поместит его вокруг круга и при этом расскажет, что именно вам сегодня понравилось, а что вызвало затруднения.
(дети высказываются, помещая магнит на доску, вокруг круга)
- Посмотрите, что у нас получилось? (солнышко).
- Я желаю, чтобы вам всегда улыбалось солнце, и помогало справиться со всеми трудностями.