Любовь Ивановна
Конспект НОД в подготовительной группе «Трава-целительница»
▼ Скачать + Заказать документы
Конспект НОД в подготовительной группе.
Тема: "Трава-целительница"
Выполнила: воспитатель первой квалификационной категории Занкина Л. И.
Цель: Сформировать представление детей о целебных свойствах растений используемых нашими предками.
Задачи:
Познакомить с целебными свойствами следующих трав : "зверобой", "крапива", "репейник", "подорожник", "одуванчик".
Расширить и активизировать словарь детей словами: "травник", "целитель", "знахарь".
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Трава-целительница“» размещена в разделах
Предварительная работа: рассматривание лекарственных растений во время прогулки, разучивание стихов про них.
Оборудование:
Иллюстрации «Лекарственные растения», лист бумаги, набор фломастеров.
Ход занятия.
Воспитатель: Дорогие ребята! Предлагаю вам отправиться в путешествие по Стране трав. Чтоб оказаться в этой чудесной стране, не нужно ехать на поезде, плыть на коробле или лететь на самолете. Достаточно выйти на зеленую лужайку и вы окажетесь в этой стране.
Человек еще издавна заметил, что животные среди множества растений выбирают те, которые помогут им излечиться. Человек начал изучать эти растения и их свойства. Но человек не всегда шел по следу зверя, он искал лекарственные растения сам. Люди из поколения в поколение передавали свои знания друг другу.
Народ недаром приметил: "На каждую хворь найдется своя травка". В самом деле многие травы обладают целебными свойствами, поэтому их собирают, сушат, готовят из них отвары, настойки, мази.
Мы с вами сейчас поговорим о целебных свойствах трав, а тот кто собирает целебные травы, знает способы их применения называется травник. Так же на древней руси травников называли знахарем.
Человек, который способен вылечить без лекарств и медикаментов, помочь больным людям с помощью трав называется целителем.
Хорошо, начнем наше путешествие с растения "Зверобой", кто-нибудь когда-нибудь слышал о таком растении?
(Ответы детей)
Почему он так называется? Чем он полезен людям?
(Ответы детей)
Давайте я вам расскажу поподробнее про него. (Показываем иллюстрацию Зверобоя)
Его можно найти на сухих солнечных полянах и опушках, на лесных вырубках и вдоль полевых тропинок. Веселят глаза золотисто-желтые соцветия зверобоя.
Люди примечают: "Раз расцвел зверобой, значит, лето стоит в зените".
У зверобоя прямой ветвистый стебель высотой сорок-шестьдесят сантиметров, листья светло-целеные, имеющие продолговатую форму. Золотисто-желтые соцветия, похожие на метелочку.
Эта трава так называется, потому что если корова или коза съедят зверобой, они могут заболеть. Зверобой повышает чувствительность кожи к солнечным лучам.
Зверобой не только красивая, но и полезная трава. Он обладает целебными свойствами. Он входит в состав многих чаев и сборов, повышая защитные силы организма.
Мазь со зверобоем залечивает раны. Лекарствами, содержащими зверобой, лечат болезни желудка.
Ну чтож, дети, со зверобоем все понятно?
(Ответ детей)
Тогда поехали дальше! А сейчас вы сами отгадаете название следующей остановки, ее название - ответ на мою загадку, готовы?
(ответ детей)
Загадка:
Хоть она и не печь,
Руку может нам обжечь. (Крапива)
(ответы детей)
Да, вы угадали, молодцы!Посмотрите как она выглядит. (Показываем иллюстрацию крапивы)
Знаете почему она жжется? Если сорвать лист крапивы и рассмотреть его в лупу, то можно заметить на листе очень маленькие волоски. Каждый волосок полон едкой жидкости - муравьиной кислоты.
Ребенок:
Огоньком красивы светиться роса,
Но не ест крапиву умница-коза.
Ведь крапива жгуча - обожжет огнем,
Мы с тобою лучше крапиву обойдем!
Воспитатель:
Не смотря на то что она жгучая, у нее есть много полезных витаминов. Люди издавна использовали крапиву как целебное растение. Парились в банях с крапивными вениками, готовили из ее листьев зеленые щи. Настоем из высущенных листьев ополаскивали волосы, чтобы они лучше росли.
В современной медицине так же используют лекарства, приготовленные на основе крапивы. Они останавливают кровь, лечат язвы, заживляют раны.
А теперь отправляемся на станцию "Одуванчик".
Загадка:
На дворе ростет трава
Золотая голова. (Одуванчик).
Физминутка «Распускается одуванчик».
Прямо к солнцу, на восток.
Так прекрасны, так тонки («Растут», тянутся к солнышку).
Золотые лепестки,
И дрожит, дрожит роса, (Стряхивают руки).
Как упавшая слеза. (Руки к глазам и в стороны).
Листик ярок и зелен, (Качают руки).
С ветерком играет он.
Стебель крепок и упрям, (Руки вперед-назад).
Он согнется тут и там, (Наклоны в стороны).
Даже буря не сломает, (Круговые вращения).
Лишь не много помотает, (Раскачиваются из стороны в сторону).
Всех приветствует головкой, (Ладошки под подбородок).
Улыбается, звенит, («Фонарики», повертели ладошками).
Свежесть дарит, наслажденье, (Повороты).
Береги его, малыш!
Ребенок:
Носит одуванчик
Желтый сарафанчик
Подрастет - нарядится
В беленькое плаьице:
Легкое, воздушное
Ветерку послушное.
Одуванчик - многолетнее травянистое растение. У него мощный корень, большие ярко-зеленые листья, собранные в прикорневую розетку. (Показываем иллюстрацию одуванчика)
Постарайтесь припомнить, где вы встречали это маленькое золотое солнышко?
(Ответы детей)
Верно, в огородах и садах, вблизи домов, по обочинам дорог и на лугах и полянах.
Одуванчики использовали для лечения болезней почек и печени.
Во многих странах он популярен как съедобное растение. Из свежих листьев готовят салаты, из корней готоят кофейный напиток.
Воспитатель:
Отправляемся на следующую станцию, но прежде отгадайте загадку.
Загадка:
Тонкий стебель у дорожки:
На конце его сережки,
На земле лежат листочки -
Маленькие лопушочки.
Нам он - как хороший друг -
Лечит ранки ног и рук. (Подорожник)
(Ответы детей)
Ребенок:
Подорожник у дороги
Дружно топчут наши ноги.
Вот козленок пробежал,
На ходу листок сорвал,
По траве прошлась с теленком,
Наша пестрая буренка.
Кот улегся осторожно,
На зеленый подорожник.
Таня бросила мечем,
А ему все нипочем!
Так же он упруг на вид,
На листе роса горит.
Воспитатель:
Подорожники растут вдоль дороги, потому и получил свое название. Так же он любит селиться рядом с людьми.
Кто из вас сможет описать это растение? (Показываем иллюстрацию)
(Ответ детей)
В народной медицине издавно знали целебные свойства этого растения.
Соком подорожника лечат болезни желудка. Им смазывают раны и порезы, свежие листья подорожника прикладывают к фурункулам. В медицине, приготовленные из листьев подорожника, применяют как обезболивающее, снатворное средство. Ими лечат и аллергию.
Воспитатель:
Наши предки хорошо знали лекарственные растения. Послушайте загадку, где ответ - название следующей станции.
Загадка:
Выпускает он личты
Широченной широты.
Держатся на стеблях крепких
Сто плодов шершавых, цепких:
Если их не обойдешь -
На себе их все найдешь. (Лопух)
(Ответы детей)
Воспитатель:
У лопуха большие широкие листья. Свежие листья прикладывают к ранам, чтобы те быстрее заживали. У лопуха полезны и корень и листья. Листок лопуха лечит ушибы, ожоги.
Ребенок:
Лопух букашкам верный друг-
Укроет в непогоду,
А в жаркий день,
подарит тень
Бездомному народу.
Воспитатель:
Что-то мы засиделись. Давайте поиграем в одну русскую народную игру.
"Веселые музыканты". Дорогие дети, выходите, большой круг заводите.
Ход игры:
Под любую мелодию из двух частей дети, стоя в кругу, играют на музыкальных инструментах (Погремушках, румбах, колокольчиках и т. др.)
Дирижер стоит в ценре круга, дирижируя. С окочанием первой части дети, положив инструменты на пол, легко бегут по кругу. Дирижер становится в общий круг и бежит вместе с детьми. С окончанием музыки играющие быстро разбирают инструменты. Дирижером становится тот, кому инструмента не досталось.
Воспитатель:
Какие молодцы, славно поиграли. А теперь нам пора возвращаться в детский сад, мы много узнали о целебных свойствах трав и сможете поделиться своими знаниями с остальными. Может кто-то из вас захочет стать травником или целителем.
Изобразите на бумаге понравившиеся вам растение и как его можно применять.