Евгения Пономарёва
Конспект НОД в подготовительной группе «Лексические игры и упражнения»
▼ Скачать + Заказать документы
Цель: обогащать и активизировать речь детей, совершенствовать слуховое восприятие речи.
Задачи: продолжать формировать знания о звуках и словах. Познакомить детей с понятием: многозначные слова. Закреплять умение подбирать антонимы к словам.
Развивать память, мышление, слуховое внимание, связную речь, двигательную активность.
Воспитывать умение выслушивать друг друга, не перебивая.
Ход НОД.
Воспитатель.
- Дети, я сегодня приглашаю вас совершить путешествие в необычный город. Он называется "Звуковск". Как вы думаете, кто там живёт?
Ответы детей.
Там живут звуки.
Темочки:
- Правильно. Звуки живут в домиках, которые называются - слова. Готовы к путешествию?
Дети отвечают.
- Занимайте места в нашем скоростном поезде и поехали!
Дети встают друг за другом. У воспитателя в руках изображение поезда. Под музыку "змейкой" двигаются по группе.
- Вот мы и приехали. Дети видят на столах домики, на которых написано "слово". Возле домиков лежат листочки со словами. Воспитатель предлагает тем, кто умеет читать, прочесть, что написано на домиках и говорит, что в этом городе, что-то произошло, потому что все домики пустые. В последнем домике дети с воспитателем находят записку, где говорится о том, что в городе все звуки перепутались и не могут найти свои домики, чтобы помочь звукам, надо выполнить задания.
Воспитатель спрашивает детей. Сможем ли мы помочь звукам?.
Дети отвечают.
Воспитатель.
- Тогда давайте распределимся на команды, чтобы мы смогли быстрее помочь звукам. Читает в записке, что первое задание на столах.
Дети рассаживаются за столы. На столах слова:
день - лень
кит - кот
сон - сом
Задание: Эти слова похожи по звучанию, но что в них разное, если не объяснять значение слова?
Каждая группа отвечает по очереди.
- В слове был один звук, а потом вместо него появился другой (в начале слова, в середине слова, в конце слова).
Воспитатель.
Молодцы! Первое задание выполнили!
На каждом столе дети кладут слова в домики.
Воспитатель читает в записке, что второе задание на полянке.
- Давайте доедем до полянки на нашем поезде.
Воспитатель.
Вот мы приехали на полянку. Что же вы здесь видите?
Дети отвечают.
- Картинки.
На полянке расположены рядом по две картинки.
Воспитатель предлагает представителям каждой команды взять по две картинки и объяснить значение изображений. Если представитель команды затрудняется, ему помогают другие дети из этой команды.
На картинках изображены:
коса у девочки, коса, которой косят траву;
лист бумаги, лист от дерева;
ключ от замка двери, ключ (родничок).
Воспитатель спрашивает детей, похожи ли слова, по звучанию из пар картинок?
Дети отвечают и вместе с воспитателем делают вывод, что пары слов похожи по звучанию, но имеют разное значение.
Воспитатель говорит, что дети выполнили второе задание и предлагает пары слов спрятать в домики, после этого предлагает всем допрыгать на двух ногах до стульчиков и присесть.
Воспитатель спрашивает детей, кто сочиняет стихи?
Дети отвечают, что стихи сочиняет поэт.
Воспитатель.
Поэт "Звуковска" тоже сочинил стихи, но некоторые строчки исчезли. Поможем их найти?
Дети отвечают.
Воспитатель читает четверостишия с пропущенными строчками.
Говорит котёнку "кыш!"
Неприветливая мышь.
А котёнок сладко спит.
(пропущенная строка)
Кот на завтрак съел омлет,
Следом несколько котлет,
Ну а после бутерброд
(пропущенная строка)
Е. Лаврентьева
Дети придумывают версии пропущенных строчек. Самые подходящие воспитатель вставляет в четверостишия и читает, что получилось.
- Мы выполнили ещё одно задание.
Воспитатель.
- В следующем задании нужно подобрать слова с противоположным значением, для этого нам нужен мяч.
Игра "Противоположные слова"
Дети встают в круг. Воспитатель бросает каждому мяч и называет слово, каждый ребёнок называет слово с противоположным значением.
Например:
грустить - смеяться,
ссориться - мириться,
стоять - ходить,
снимать - надевать,
ложиться - вставать.
После игры воспитатель говорит, что дети выполнили ещё одно задание.
Воспитатель.
Нам осталось выполнить последнее задание.
Игра "Угадай предмет"
Дети задают наводящие вопросы, воспитатель отвечает на них. Дети угадывают предмет.
Рефлексия.
Воспитатель.
- Мы выполнили последнее задание. А теперь давайте вспомним, что мы делали, ничего не забыли. Дети отвечают, какие задания они выполняли. А воспитатель, как будто читает в записке, ничего ли дети не пропустили.
Воспитатель.
Скажите, кому-то из вас было трудно выполнять какое-то задание? Поднимите руку, если это так. Если кто-то затруднялся в выполнении задания. Воспитатель говорит, что ещё потренируется с этим ребёнком, чтобы у него в следующий раз всё получилось.
Воспитатель говорит детям, что они молодцы, помогли жителям города "Звуковска". В домике, где лежала записка находит звёздочки, на которых написано слово "спасибо" и дарит детям.
Дети вместе с воспитателем "на поезде" возвращаются в группу.