наталья нешкова
Конспект НОД в подготовительной группе Конструирование из ткани «Зайчик на пальчик»
Конспект НОД в подготовительной группе
Конструирование из ткани «Зайчик на пальчик»
Нешкова Наталья
Конспект НОД в подготовительной группе
Конструирование из ткани «Зайчик на пальчик»
ЦЕЛЬ: :
Ознакомление и приобщение детей дошкольного возраста к народной
культуре.
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе Конструирование из ткани „Зайчик на пальчик“» размещена в разделах
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Конструирование, ручной труд, поделки
- Кукла Зайчик на пальчик
- Куклы-обереги. Народные тряпичные куклы
- Мелкая моторика
- Народные куклы. Конспекты занятий
- Пальчиковая гимнастика. Конспекты занятий
- Подготовительная группа
- Темочки
Программные задачи:
Образовательные:
- Научить детей последовательному изготовлению куклы –Зайчик на пальчик
- Ознакомить и расширить представления детей об истории русской народной
куклы.
Развивающие:
- Развитие коммуникативных навыков-обсуждение, высказывание.
Воспитательные:
- Воспитывать любовь и уважение к народной культуре через образ тряпичной
куклы.
- Дать ребёнку возможность ощутить радость от результата своего труда.
Предварительная работа:
-беседы о древних традициях изготовления кукол- оберегов,их предназначении,посещение музея «Русская изба»
- Беседы с детьми о куклах - «Куклы наших бабушек», «Моя любимая кукла»,
«Тряпичные куклы».
- Рассматривание иллюстраций «Игрушки из прошлого».
- Сюжетно-ролевая игра «Семья», «Магазин игрушек», «Дом», «Детский сад».
- Дидактическая игра «Из чего сделана?»
- Чтение художественной литературы - русская народная сказка «Василиса
Прекрасная», И. Рюмина «Куклы наших бабушек», Н. Д. Телешев «Крупеничка».
Оборудование: лоскуты ткани 10 :20см,нити,ножницы,образец игрушки «Зайчик на пальчик.» образец куклы, тарелочка,синтепон; муз. Записи рус. нар. мелодий.
Содержание НОД:
I.Вводная часть.
– Здравствуйте, девчонки-веселушки,
Озорные хохотушки.
– Здравствуйте, ребята-молодцы.
Озорные удальцы!
За морями, за горами,
За дремучими лесами
На пригорке теремок,
На дверях висит замок.
А я ключик нашла,
В этот терем вошла,
И корзиночку взяла…
-Ребята,хотите узнать,что в моей корзине находится?
Тогда присаживайтесь за столы,а я вам сейчас все покажу да расскажу.
-Все расселись по местам, никому не тесно,
По секрету скажу вам: «Будет интересно!»
-А в корзиночке моей куклы народные,игровые и хороводные,из далекой древности.
– Сегодня я расскажу и покажу, как создавалась первая игрушка – кукла, о том, какие чудесные игрушки умели делать в детстве ваши бабушки и дедушки.
Ведь раньше не было таких игрушек как сейчас,но были другие-глиняные,деревянные,соломенные.
-Из чего их делали?
Дети:Глиняные куклы изготавливали из глины,из соломы-соломенные,из дерева –деревянные.
-А еще я вам расскажу про тряпичные куклы. Их дети начинали вертеть с пяти лет. В иной избе таких кукол до сотни штук было.
-Посмотрите, какая кукла есть у меня и послушайте про нее загадку:
Будет мир да лад в семье,
Хлеб да каша на столе,
Эта кукла всем на диво
Гречкой и пшеном набита!
(Крупеничка)
-Верно,а иначе ее называли зерновушка,горошинка-фасолинка
-Как вы думаете –почему?
-Соберут бывало урожай зерен да крупы,да и куклу тряпичную набьют. А как закончится в доме крупа,из куклы ее и достанут и кашу сварят.
Если куклу подержать в руках,помять,то массируются при этом пальчики и ладошки.
-Подержите куколку в руках и угадайте,какой крупой она набита?
Хороводница.
-Хороводница-задорная и очень нарядная кукла. Она может «танцевать»,если вращать палочку,на которой закреплена кукла пальчиками. А можно положить палочку между ладонями и двигать ладошки взад-вперед. При этом происходит массаж ладоней.
-Хотите с ней поиграть?
Кулачные бойцы-это игровые народные куклы для мальчиков. Как и хороводница-эта кукла на длинной палочке,которую надо вращать. У кулачных бойцов нет,конечно,нарядных юбочек,зато есть ручки с кулаками. В эти кулаки вкладывают какой-нибудь тяжелый предмет,например,камушки или монетки. Поэтому размахивают бойцы руками очень даже грозно. Обычно-эта игра для двоих. Кукол вращают,стараясь сбить с головы противника шапочку. Кому это первому удалось,тот и победил.
-Кто хочет попробовать?
- А Эта куколка- забава. Сразу девица и баба.
Девка-баба- двойная кукла-сюрприз. Еще бы не сюрприз. Настоящий фокус. Раз- и из одной куклы получилась совсем другая! Народная кукла –перевертыш Девка- Баба готовила девочку к роли жены и матери. Она показывала отличия образа девицы от замужней женщины. Девица одета в светлые яркие одежды,волосы заплетены в косу. А у замужней женщины волосы полностью под платком спрятаны,и одежда более скромная.
Пеленашка.
Пеленашка-кукла младенец для вечной девчоночьей игры в дочки-матери. Пеленашка-это завернутая в тряпочки тканевая скрутка или палочка,напоминавшая туго спеленутого младенца. Куклу можно укачивать,кормить,на руках носить.
Малышок-голышок более похож на современных кукол. Он похож на фигуру человека. На такую куклу девочки шили разную одежку.
– А теперь отгадайте мою загадку:
Прыгун-трусишка:
Хвост-коротышка,
Глазки с косинкой,
Ушки вдоль спинки,
Одежка в два цвета –
На зиму, на лето.
-Кто это?
(заяц)
Зайчик на пальчик-это игровая народная игрушка для малышей. Его как колечко одевали ребенку на пальчик. Когда мама и папа уходили из дома,то малыш мог разговаривать с игрушкой,играть с ней,рассказывать свои секреты. С малышами постарше такой куклой можно поиграть в прятки. Спрятать зайчика за ладошку и спросить у ребенка «Где зайка?».А потом зайка неожиданно выскакивает.
-Ребята,а в каких сказках зайка встречается (дети перечисляют)
-Молодцы!
II. Основная часть
1. Постановка проблемной ситуации.
В. -Много игрушек на нашей ярмарке,а гостей и того больше. Как же быть,что сделать надо,чтобы всем игрушек хватило (Нужно смастерить еще куколок)
В.
-А какую куклу вы хотите смастерить?
Дети: – Зайчик на пальчик.
В. -Хорошо!
Только работа эта хитрая, и не у всех в руках спорится, потому-то народ говорит «Одной рукой узла не завяжешь», значит, для того чтобы сделать куклу, надо друг другу помогать.
-Ребята,сейчас я вас научу,как зайчика мастерить.
Для изготовления куклы мне понадобятся лоскутки,нитки и синтепон,ножницы.
2. Объяснение предстоящей работы:
- Берём лоскут ткани, какой он формы? (прямоугольный)Складываем его пополам вдоль. Находим серединку,разворачиваем и щепоткой собираем ушки нашему зайчику.
- Потом берём ниточку и перевязываем ушки,делаем узелочек.
- Теперь формируем голову. Под самые ушки подкладываем комочек синтепона. Закручиваем вокруг. Что у нас получилось? (голова)Прячем ниточки внутрь куколки.
-Теперь будем делать туловище: переворачиваем заготовку,складываем лоскуток, два раза заворачиваем ткань внизу,а третий раз складываем ткань пополам и заворачиваем ее под шейку зайчика.
- Ниточкой обматываем зайчика посерединке и наискосок так,чтобы получились лапки. Теперь лишние ниточки срежем ножницами.
Вот, кукла – Зайчик на пальчик готова! Вам нравится?
3. В. Посмотрите, у нас есть схема изготовления куклы. Давайте вспомним,
- что сначала надо сделать, чтобы получилась кукла? (сложить лоскуток,найти серединку)
- Что надо сделать потом? (перевязать сначала ушки, потом сделать
головку)
- Что вы будете делать дальше? (обмотаем голову ниточкой)
-Что нужно сделать после? (скрутить два раза внизу и сложить пополам)
- И в завершении? (обмотать куколку,чтобы получились лапки)
В. Хорошо! Давайте подготовим наши пальчики к работе.
Пальчиковая гимнастика «Игрушки»
На большом диване в ряд
Куклы Катины сидят:
(хлопают в ладоши)
Оля, Аня, Света, Нина,
И весёлая Марина.
(загибают поочередно все пальчики)
1, 2, 3, 4, 5
(разгибают поочередно пальчики)
Помогаем нашей Кате
Кукол всех пересчитать.
(хлопают в ладоши)
Сколько кукол – пять.
4. Практическая работа детей.
В. -Прежде чем,приступить к изготовлению зайчика,я вам хочу открыть один секрет- работу надо делать с хорошим настроением и добрыми мыслями.
В. -Приступайте к изготовлению куклы.
(звучит русская народная музыка, дети самостоятельно работают, опираясь на
схему. Педагог по мере необходимости помогает детям.)
5. Итог занятия.
В.
-Какие забавные зайчики у вас получились. Молодцы,ребята.
-Хотите с ними поиграть?
Тогда оденьте их на пальчики.
(Дети поют под музыку и играют пальчиками.)
-Заинька,попляши,серенький,попляши.
Вот так вот так,попляши. Вот так вот так,попляши.
Заинька,поклонись,серенький,поклонись.
Вот так вот так,поклонись. Вот так,вот так,поклонись.
6. Рефлексия.
- Какую игрушку вы сегодня научились мастерить?
- Что новое узнали?
- Какое сейчас у вас настроение?
Ребята большое спасибо, вы сегодня хорошо потрудились. Давайте наших кукол поместим в мой короб. Вот теперь игрушек всем хватит!
-А нашим гостям скажем:
Все:
-До свидания!
- Спасибо за внимание.