Давыдова Елена
Конспект НОД в подготовительной группе «Дети во время ВОВ» (ко Дню снятия блокады)
▼ Скачать + Заказать документы
«Дети во время Великой
Отечественной Войны»
(ко дню снятия блокады)
Подготовили воспитатели :
Давыдова Елена Анатольевна
Иванова Ольга Игоревна
27.01.2014 г.
Конспект занятия в подготовительной группе
«Дети во время ВОВ»
Публикация «Конспект НОД в подготовительной группе „Дети во время ВОВ“ (ко Дню снятия блокады)» размещена в разделах
- Блокада Ленинграда
- День Победы. Конспекты занятий к 9 мая
- Конспекты занятий. Все конспекты
- Подготовительная группа
- Темочки
- Конкурс для воспитателей и педагогов «Лучший конспект занятия (НОД)» апрель 2015
(ко дню снятия блокады)
ЦЕЛЬ:
- Формирование интеллектуальной компетентности дошкольников на примерах жизни детей и взрослых в тылу врага во время Великой Отечественной войны.
Задачи:
1. Социально-коммуникативные:
- Дать детям знания о значении средств коммуникации в информировании людей о положении в стране и на фронтах Великой Отечественной войны.
- Дать представление об организации жизни и быта взрослых и детей во время войны.
- Расширять знания детей об истории города-героя Ленинграде, о героизме людей, детей переживших блокаду.
-Учить видеть состояние города, воспитывать умение сочувствовать, сопереживать.
- Учить детей проявлять уважение к ветеранам ВОВ и труженикам тыла, к женщинам и детям, пережившим все ужасы и тяготы военного времени.
- Пробудить в детях любовь к Отчизне, гордость за свою Родину, за свой народ.
2. Познавательные:
- Способствовать формированию умений в установлении простейших связей и отношений между фактами и событиями военного времени.
- Закрепить умение собирать целое изображение из частей.
3. Речевые:
- Активизировать словарь детей: блокада, эвакуация, маскировочные чехлы, альпинист, землянка, аэростат, фугасные бомбы и т. д.
4. Художественно-эстетические:
- Содействовать развитию слухового и зрительного восприятия через атмосферу, царящую в группе, видео фильм и музыкальные композиции.
- Стимулирование сопереживания героям в видео фильме о войне.
5. Физические :
- Развитие координации, равновесия и мелкой моторики рук.
Материал:
Презентация о блокаде, разрезные картинки, электронный носитель с музыкальными композициями, кусочек чёрного хлеба.
Подготовительная работа :
Разучивание стихов о блокаде, разучивание песни «Бьется в тесной печурке огонь…», тематическое рисование, лепка.
Ход занятия:
Воспитатель: в одном прекрасном городе жила-была девочка. Звали её Таня. Таня Савичева. Жила девочка на Васильевском острове, в доме, который и сейчас ещё стоит. Была у неё большая и дружная семья: мама, бабушка, братья, сёстры и два дяди. Жила Танечка очень счастливо. Все её любили и баловали, ведь она была самая младшая. В праздники семья собиралась за большим столом, всем было весело и радостно, они любили гулять по Невскому проспекту.
- Вы догадались, в каком городе жила Танечка? (Санкт-Петербурге)
- Как ещё город назывался раньше? (Петербург, Петроград, Ленинград)
В то время, когда жила Таня наш город назывался Ленинград. И вдруг в один день всё это счастье оборвалось.
Стихи:
- 22 июня ровно в 4 часа,
Киев бомбили, нам объявили,
Что началась война.
- Однажды летом на рассвете
Гитлер дал войскам приказ
И послал солдат немецких
против русских, против нас.
И грозные тучи фашисткой блокады
Изверглись над городом Ленинградом.
Запись песни ’’Вставай, страна огромная’’.
На нашу страну напала фашистская Германия. Началась война…. Страшная, беспощадная… Рушились города, горели деревни, взрывались мосты и заводы. Все мужчины, старики и дети с 15 лет которые могли держать в руках оружие уходили на фронт. Там они копали окопы, делали землянки и конечно сражались с немецкими войсками, вели бой, но в моменты затишья, они сидели у костра, вспоминали о своих близких и родных, детях, женах, матерях и пели песни.
-Давайте и мы сейчас сядем у нашего костра и споем песню военных лет «Бьется в тесной печурке огонь.»
Фашистская армия так близко подошла к Ленинграду, что могла спокойно просматривать улицы и проспекты. Но не только рассматривать, а и стрелять по ним. Сверкающая на солнце Адмиралтейская игла помогала немцам прицеливаться. Они с радостью говорили: ’’Великолепный ориентир! Смотри и стреляй!’’ И тогда решили позвать на помощь альпинистов, которые смогли забраться так высоко и закрыть Адмиралтейскую иглу маскировочными чехлами. Золотой купол Исаакиевского собора покрасили зелёной краской. Скульптуры укротителей коней с Аничкова моста сняли и закопали в землю. Закопали в землю и скульптуры в Летнем саду. Всё вокруг приняло военный вид. Фашисты хотели не только захватить Ленинград, а полностью его уничтожить. Осенью 1941 года они окружили город со всех сторон, захватили железную дорогу, которая связывала Ленинград со страной.
- Посмотрите (карта, на что это похоже? (круг, кольцо)
Так и говорили: ’’Кольцо вокруг города сомкнулось’’. Ещё это кольцо называют блокадой. Все дороги, ведущие к нашему городу, были перерезаны. Осталась одна - по Ладожскому озеру.
Потянулись страшные 900 дней. Каждую ночь гул самолётов, разрывы бомб. Очень рано грянули морозы. Наверное, никогда ещё не было так холодно. Всю зиму в домах не было отопления, воды и света.
-Давайте сделаем круг, который напомнит нам кольцо блокады, а потом подойдём друг к другу поближе, обнимемся и согреем друга своим теплом
Стихи:
- Фанерой забито наше окно
В городе тихо, очень темно
Звук самолетов слышен
Низко летят над крышей.
- Тихо одними губами,
Шепчу понятное маме.
Мама мне страшно
Мама 125 и больше не грамма
Свой хлеб разрезает мама
И делит его пополам.
В самый тяжёлый период блокады нормы выдачи хлеба были очень маленькими. Вот такой кусочек хлеба выдавали жителю блокадного Ленинграда на целый день (показ). И всё, больше ничего - только вода, за которой ходили на Неву. Из последних сил везли воду домой, ведь там ждали те, кто уже совсем не мог ходить.
Город погрузился в тишину, темноту, холод и голод.
Вышла Танечка на улицу и не узнала свой город.
- Что изменилось? (дети сравнивают цветные фотографии с видами города и чёрно-белые времён блокады).
И даже тогда работали заводы, с Кировского завода на фронт уходили танки. Работало радио: передавали новости с фронта, музыку, стихи,. Часто артист или диктор терял сознание от голода, но передачи не прекращали, ведь это была единственная связь со страной.
Стихи:
- Маленькую ласточку из жести
Все носили на своей груди,
Это было знаком доброй вести,
Это означало, писем жди.
Этот знак придумала блокада,
Знаем мы, что только самолет,
Только птицы к нам из Ленинграда
С весточкою с родины дойдет!
Страна не забыла Ленинград. По Ладожскому озеру была проложена дорога, названная Ленинградцами дорогой жизни. По ней под огнём противника перевозили хлеб в город, а обратно- эвакуировали стариков, детей, раненых. Эвакуировали и Танечку, потому что от голода и холода умерли все её родственники, и осталась она одна. Дорогу заметало, во льду образовывались трещины, вражеская авиация обстреливала машины- но дорога существовала.
На Ленинград, на Ленинград!
Там на два дня осталось хлеба,
там матери под темным небом
толпой у булочных стоят,
и дрогнут, и молчат, и ждут,
прислушиваются тревожно:
— К заре, сказали, привезут
— Гражданочки, держаться можно… —
А было так: на всем ходу
машина задняя осела.
Шофер вскочил, шофер на льду:
— Ну, так и есть — мотор заело
Ремонт на пять минут, пустяк.
Поломка эта — не угроза,
да рук не разогнуть никак:
их на руле свело морозом.
Чуть разогнешь — опять сведет.
Стоять? А хлеб? Других дождаться?
А хлеб — две тонны! Он спасет
шестнадцать тысяч ленинградцев. —
И вот — в бензине руки он
смочил, поджег их от мотора,
и быстро двинулся ремонт
в пылающих руках шофера.
Вперед! Как ноют волдыри,
примерзли к варежкам ладони.
Но он доставит хлеб, пригонит
к хлебопекарне до зари.
Шестнадцать тысяч матерей
пайки получат на заре —
сто двадцать пять блокадных грамм
с огнем и кровью пополам.
Когда сошёл лёд, хлеб стали перевозить на баржах.
В январе 1944 года наши войска перешли в наступление. 4,5 тысячи орудий обрушили сильнейший удар на врага. 18 января 1944 года блокада была прорвана, а 27 января 1944 года Ленинград был полностью освобождён от блокады. (сегодня как раз 27 января 2014г, 70 лет прошло с того знаменательного события)
Чтение стихотворения ’’Блокадные дни’’.
В блокадные дни.
Под обстрелом, в снегу
Не сдался, не сдался,
Наш город врагу.
Здесь гордые, смелые люди живут.
И славиться всюду их доблестный труд!
Многие здания в освобождённом городе были разрушены. Давайте попробуем их восстановить.
Игра ’’Разрезные картинки’’
На том месте, где было прорвано кольцо блокады, сейчас установлен памятник, который называется ’’ Разорванное кольцо’’
За мужество и героизм наш город получил звание ’’Города- героя’’.
Подвиг наших земляков мы никогда не забудем. На Пискарёвском кладбище, где захоронены тысячи ленинградцев, погибших в годы блокады возвышается скорбная фигура Матери-родины.
Стихи:
-И в землях ближних, землях дальних
Сильнее строк любых гремит
Молчание мемориальных, гранитных, Пискарёвских плит.
Звук метронома, зажженная свеча, минута молчания.
- Но слышите родные Ленинградцы
Уже разорвано проклятое кольцо,
В слезах от радости и счастья
Сегодня каждое лицо.
Да ребята кольцо блокады было разорвано, немецкие войска отступили, но война продолжалась еще целый год, и только 9 мая 1945 года мы победили фашистов и отстояли свою родину.
Ребята мы с вами узнали сегодня много нового, вы такие молодцы, мне бы хотелось, чтобы вы сейчас нарисовали, то, что вам больше всего понравилось, запомнилось и осталось в вашем сердце.
Мы создадим альбом из ваших рисунков и будем показывать его всем нашим гостям.
Дети садятся рисовать под музыку «Алые закаты…»